Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 08:40, реферат
В школе принцип и индивидуального подхода может быть реализован в форме индивидуализации и дифференциации обучения. Один из способов состоит в дифференциации детей по классам и школам в соответствии с их возможностями обучения по различным учебным планам и программам.
На современном этапе автором технологии индивидуализации обучения является Унт Инге Эриховна – доктор педагогических наук, профессор НИИ педагогики Эстонии.
Введение ……………………………………………………………….. 1
Индивидуальное обучение ……………………………………………. 2
Классификация индивидуализированного обучения………………… 3
Цели индивидуализированного обучения ……………………………...4
Заключение………………………………………………………………..5
«Гомельский государственный университет
Кафедра ботаники и физиологии
растений
На тему: « Технологии индивидуализации обучения»
Исполнитель
студентка группы Би -41 С.А. Коновалова
проверил:
Введение ……………………………………………………………….. 1
Индивидуальное обучение ……………………………………………. 2
Классификация индивидуализированного обучения………………… 3
Цели индивидуализированного обучения ……………………………...4
Заключение……………………………………………………
Введение
Требование учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения возникло давно, по крайней мере, 25 веков назад, ещё во времена Конфуция. Реализация этого требования зависит не только от педагогической системы, но и в большей степени от личности учителя. Принцип индивидуального подхода принимается на практике любым педагогом, так или иначе.
В школе принцип и индивидуального подхода может быть реализован в форме индивидуализации и дифференциации обучения. Один из способов состоит в дифференциации детей по классам и школам в соответствии с их возможностями обучения по различным учебным планам и программам.
На современном этапе автором технологии индивидуализации обучения является Унт Инге Эриховна – доктор педагогических наук, профессор НИИ педагогики Эстонии.
При индивидуальном обучении: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один ученик взаимодействует лишь со средствами обучения.
Главное достижение индивидуального обучения является в том , что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темы учебной деятельности ребёнка к его особенностям, следить за каждым его действием пи решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнанию к знаниям, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя. Главное достоинство индивидуального обучения – оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, «вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в таком «чистом виде» применяется в массовой школе ограниченно (для занятий с девиантными детьми). Индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения . Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в массовой школе весьма ограниченно Индивидуальный подход - это:
1) принцип педагогики,
согласно которому в процессе
учебно-воспитательной работы
2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;
3) учет индивидуальных
особенностей ребенка в
4) создание психолого-
Индивидуализация обучения - это:
1) организация учебного
процесса, при котором выбор способов,
приемов, темпа обучения
2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Технология
Индивидуальный подход как принцип
осуществляется в той или иной
мере во всех существующих технологиях,
поэтому индивидуализацию обучения
можно также считать «
- технология
- адаптивная система обучения А.С. Границкой;
- обучение на основе
Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.
Классификационные характеристики технологий индивидуализированного обучения:
По уровню применения: все уровни.
По философской основе: гуманистические.
По основному фактору развитая: комплексная: биосоциои психогенные
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные.
По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, общеобразовательная, личностно-ориентированная +дидактоцентрическая, проникающие.
По типу управления: система «репетитор».
По организационным формам: альтернативные, академические + клубные, индивидуально-групповые.
По подходу к ребенку: гуманно-личностные.
По преобладающему методу: программированные, само развивающие, творческие
По направлению модернизации: альтернативные.
По категории обучаемых: все категории.
Цели:
• Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей .
• Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.
• Формирование обще учебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.
• Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них.
Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»
Ответом, направленным на
разрешение основного противоречия
традиционной школы, связанного с групповой
формой организации обучения и индивидуальным
характером усвоения знаний, может
стать принцип
Такая трактовка дифференцированного подхода на индивидуальном (субъектном) уровне вызвана следующими соображениями. Во-первых, нет ни одного ребенка, похожего на другого. Каждый неповторим! У каждого свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д. Эти особенности не носят фатальной предопределенности. Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, индивидуальные особенности даже отдельного ученика невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности. Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребенка, мы прежде всего должны иметь в виду его саморазвитие.
Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном (субъектном) уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей (как правило, неосознаваемых или осознаваемых с возрастом), определяет личную траекторию своего развития.
Задачей же педагогов при осуществлении такого подхода в обучении становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Разрешить поставленную задачу можно, только проектируя такую технологию обучения, которая предусматривала бы дифференцированный подход на индивидуальном (субъектном) уровне. Индивидуализация обучения - один из дидактических принципов, предусматривающий такой подход к организации учебного процесса, при котором учитываются личные особенности обучаемых, их социальный и академический опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность обучения. Индивидуализация обучения может осуществляться по: