Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 23:04, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть технологию педагогического взаимодействия учителя с учащимися на уроке.
Объект исследования: педагогическое общение учителя с учащимися на уроке.
Предмет исследования: технология педагогического общения учителя с учащимися на уроке.
Введение …………………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретические основы профессионально-педагогического общения ………………………………………………………….........
5
Педагогическое общение как разновидность профессионального взаимодействия учителя с учащимися …………………………………
5
Система профессионально-педагогического общения на уроке …….
8
Глава 2. Технология профессионально-педагогического общения …………
12
2.1. Исследование уровня педагогического общения учителя с учащимися …………………………………………………………….....
12
2.2. Методические рекомендации по коммуникативному обеспечению урока ……………………………………………………………………...
19
Заключение ………………………………………………………………………
26
Список литературы …………………………………
Учителя с либеральным стилем руководства отличаются комфортностью, зависимостью, выраженной потребностью в одобрении, поддержке окружающих, импульсивностью. Они обладают низким уровнем проницательности, конфликтностью, эмоциональной неустойчивостью, раздражительностью, нетерпеливостью и напряженностью. В то же время, для них характерны сентиментальность, непосредственность и простота в обращении.
Авторитарный педагог занимает более отстраненную позицию в общении. Об этом свидетельствуют такие личностные особенности, как независимость, неотзывчивость, неуступчивость. Качества, свидетельствующие о коммуникативной компетентности, мало представлены в личности учителя с авторитарным стилем общения [20].
2.2. Методические рекомендации по коммуникативному обеспечению урока
Современный учебно-воспитательный процесс непременно должен строиться по законам общения, что предполагает владение учителем целым комплексом соответствующих умений. Среди них такие: умение устанавливать и поддерживать положительный эмоциональный контакт, умение спонтанно общаться, умение слушать и понимать собеседника, умение адекватно воспринимать настроение учащихся и управлять их вниманием, умение конструктивно анализировать и проводить самоанализ реализованного и предстоящего общения, умение правильно говорить [6, с.198].
Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения.
Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми. Какие бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие педагога на личность школьника осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками.
В.А.Кан-Калик [6], автор книги для учителя по технологии педагогического общения, отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если у ребенка вызвано положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения. Вот почему перед каждым учителем стоит задача овладения технологией педагогического общения. Незнание технологии приводит к тому, что коммуникативные действия осуществляются путем проб и ошибок.
Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, непониманием внутренней психологической позиции ученика и, наконец, — это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, а также неумение управлять собственным психическим состоянием в общении. Владение учителем технологией педагогического общения имеет значение и потому, что она обусловливает отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, который он преподает.
Кроме дидактических и методических требований к уроку, есть ряд социально-психологических требований к нему. Представим важнейшие из них.
Взаимодействие учителя с классом имеет определенные временные рамки; оно ограничено продолжительностью урока, классного часа или какого-то иного мероприятия. Однако структура педагогического общения не сводится лишь к непосредственным контактам педагога и воспитанников, а включает и ряд других моментов.
Раскроем рекомендации по реализации структурных компонентов педагогического общения, данные В.А.Кан-Каликом [4] учителям.
На этапе моделирования важно продумать способы взаимодействия с учениками на уроке. На этом этапе педагог прогнозирует восприятие учащимися не только учебного материала, но и личности самого учителя. На первый план здесь выдвигается вопрос о взаимоотношениях с классом.
Если у учителя не налажен контакт с учениками, то, очевидно, важно разобраться в причинах не сложившихся отношений.
На этом этапе возможно продумывание своего поведения с конкретным классом: с каким выражением лица целесообразнее войти в класс; как обеспечить строгость в голосе, мимике и жестах в первые минуты урока; когда лучше провести в классе своеобразную психологическую разрядку и как это лучше сделать (продемонстрировать интересные опыты, рассказать забавный случай или обратиться к видеосюжету).
Не следует рассматривать подобного рода преднастройку как заготовку своеобразных педагогических рецептов на различные ситуации, которые могут возникнуть на уроке. Общение по рецепту практически невозможно, так как урок – это процесс с постоянно изменяющимися условиями. Речь может идти лишь об анализе сложившихся у педагога отношений с классом, об учете своих сильных и слабых сторон в общении с учениками, о предварительном определении своей позиции и выстраивании различных линий поведения в зависимости от складывающейся ситуации взаимодействия с учащимися.
Очевидно, начинающим учителям необходима более тщательная подготовка, чем их более опытным коллегам. Но главное в том, что этот этап важен для любого учителя.
Этап начала общения – это организация прямого взаимодействия с аудиторией, начало контакта, во многом определяющего успешность последующего развития содержательного и социально-психологического аспекта педагогической деятельности.
Прежде всего, важна самопрезентация педагога классу. С каким выражением лица учитель входит в класс? На раздраженное, сердитое или злое лицо будет одна реакция учащихся. На веселое и радостное – совершенно другая. А если лицо учителя выражает безразличие к ученикам, то и ученики отреагируют соответствующим образом.
Очевидно, важную информацию для учащихся содержит голос учителя, его первые слова к классу: как они произносятся? С какой интонацией? Что сообщают учащимся? Чем чреваты для учащихся?
Строгий, но в то же время спокойный голос будет призывать учащихся к порядку, к тому, чтобы прекратить ненужные разговоры и переключить свое внимание на учителя и на те задачи, которые он ставит на уроке. Такая строгость, не содержащая угроз и давления на личность ученика, как правило, неоскорбительна для класса и способствует быстрому настрою учеников на деловой лад и на сотрудничество с учителем.
Если же педагог говорит строгим, но раздраженным голосом, содержащим оскорбления или угрозы в адрес учеников, то эффект будет совершенно иным. Возможно, что учащиеся подчинятся требованиям педагога, но при этом у них будет нарастать внутренний протест против его раздражения и угроз. И вполне вероятно, что на каком-то этапе урока класс или отдельные ученики найдут возможности для того, чтобы выразить свой протест педагогу: не будут спешить с выполнением его требований, будут специально шуметь и создавать помехи учителю, а возможно, напротив, будут молчать и не реагировать на вопросы педагога. Излишний шум или, напротив, «мертвая тишина», как известно, не являются благоприятными условиями для плодотворного сотрудничества на уроке.
Появление в классе учителя с беззаботной улыбкой на лице («с улыбкой до ушей»), очевидно, сразу же вызовет веселое оживление в классе и «размагнитит» учеников.
Коммуникативная атака – это своеобразная борьба за инициативу в общении. Удастся педагогу взять ее в свои руки – значит он начнет управлять ходом урока и сможет реализовать свои задумки. Если же учитель отдаст инициативу в общении ученикам, то ему сложно будет руководить процессом, так как придется плестись в хвосте событий. Коммуникативная атака – это своеобразная заявка педагога: «Я – хозяин в классе», - утверждает один учитель; «Предлагаю сотрудничество», - говорит второй; «Ребята, я вас не обижу, но и вы не обижайте меня», - умоляет третий. Какой вариант избрать?
Третий этап – управление созревающим педагогическим процессом. Метод обучения и система общения должны являться адекватными. Только при таких условиях будет эффективна совместная деятельность учителя и учащихся.
Например, при объяснении нового материала учителю важно привлечь внимание учащихся к своему изложению, к своим демонстрациям и примерам. Здесь все зависит именно от педагога, от его умения ясно и эмоционально излагать свои мысли, четко демонстрировать свои опыты. А при опросе учитель стремится не только услышать ответ ученика, но и привлечь к его ответу внимание всего класса. И здесь практически не учитель, а ученик управляет вниманием школьников. Это управление может состояться, если ученик говорит ясно, четко и эмоционально. А если ответ ученика не звучит, если в нем довольно много ошибок, если речь ученика еле слышна и невнятна, то вряд ли класс станет его слушать. Поэтому учителю необходимо найти способы общения с классом не только в процессе собственного изложения учебного материала, но и в ходе ответа как сильного, так и слабого ученика.
Сложность данного этапа обусловливается также и тем, что педагог не только намечает и реализует свои дидактические и коммуникативные задумки, как это имеет место на первом и втором этапах, но также встречается с новыми, незапланированными ситуациями.
Например, учитель предполагал опросить 3-4 учеников у доски и затратить на это 10-12 минут, а затем приступить к объяснению нового материала. Однако уже первый из отвечающих учеников говорил настолько затянуто и невнятно, все делал так медленно, что на выслушивание его ответа ушло 8 минут. А учитель обратил внимание на упущенное время лишь при ответе второго ученика
Учитель полагал, что во время опроса класс будет внимательно слушать отвечающих у доски учеников, а вышло совсем иначе: ребятам были неинтересны невнятные и скучные ответы своих одноклассников, они разговаривали, шумели и тем самым вносили дополнительные трудности в ход урока. Как вести себя учителю: оказать давление на класс и все же заставить всех учеников выслушать вымученные ответы страдающих у доски одноклассников либо прервать ответы этих «страдальцев» и перейти к объяснению нового материала?
На этом этапе педагог вынужден довольно быстро реагировать на неожиданно возникающие в классе ситуации и постоянно решать новые для себя коммуникативные задачи. Именно поэтому педагогическое общение является процессом творческим.
На этапе анализа осуществленной системы общения и моделирование системы общения предстоящей деятельности преподаватель изучает применяемую им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе.
На этом этапе педагогу важно поставить перед собой следующие вопросы: удался ли урок в плане общения с учащимися?
Правильно ли он взаимодействовал с классом? Что способствовало и что препятствовало налаживанию контактов с учащимися на уроке? Какие непредвиденные ситуации возникали на уроке? Насколько удачно найдены выходы из этих ситуаций? За счет каких средств удавалось управлять вниманием учащихся, включать их в познавательную и практическую деятельность? Насколько голос, внешний облик, мимика и жесты помогали в общении с классом? Какие неточности, просчеты и ошибки в общении были допущены на уроке и что необходимо сделать, чтобы больше не повторять их? Не менее важно как можно честнее ответить на эти вопросы.
Древний философ говорил: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В то же время опыт переправы через одну реку поможет организовать ее и через другие реки. Без анализа своей деятельности невозможно движение вперед.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема, затронутая работе, является действительно актуальной в наше время. Будущим педагогам необходимо разобраться во всех тонкостях педагогического общения, овладеть наиболее продуктивными технологиями взаимодействия с учащимися.
Теоретико-методологический анализ представлений о педагогическом общении в психологии позволил осознать, что педагогическое общение играет важную роль в образовательном процессе. Педагогическое общение способствует познанию, обмену информацией, организации деятельности, обмену ролями, сопереживанию, самоутверждению. Информационная функция обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, формирует обстановку поиска и размышлений. Велика роль педагога в таком общении: он организует его и управляет им.
Среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности и общения важная роль принадлежит свойствам личности учителя. Рассматривая педагога как профессионала, необходимо сделать особый акцент на том, что его личностные особенности будут являться рабочим инструментом в его деятельности. Особенности личности учителя находят свое выражение в стиле педагогического общения.
Информация о работе Технология педагогического общения учителя с учащимися на уроке