Технология работы социального педагога по профилактике девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель - раскрыть теоретические основы сущности девиантного поведения подростков и описать технологии работы социального педагога школы с ними.
Задачи:
1. Раскрыть сущность, виды и причины девиантного поведения подростков.
2. Провести диагностическую работу с подростками, имеющими
отклонения в поведении.
3. Охарактеризовать цели и содержание коррекционно-профилактической технологии.
работы социального педагога с девиантными подростками

Вложенные файлы: 1 файл

пед технологии курсовой.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Общество всегда уделяет  особое внимание проблеме поведения  тех людей, которое не соответствует  общепринятым или официально установленным  социальными нормами. Религия, литература, наука, искусство, философия с различных  сторон рассматривают и оценивают это явление.

Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения  обусловлена возникновением в рамках психологии особого направления (специальной  психологической теории) - психологии девиантного поведения. К концу XX столетия психология девиантного поведения приобрела исключительный статус: она переживает настоящий бум.

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, начинает приобретать в последнее  время массовый характер. Это явление  стало центром внимания социологов, педагогов, психологов, работников правоохранительных органов.

Одна из причин, вызвавших массовое распространение в молодежной среде - курения, употребления алкоголя и  наркотических средств - это происходящие перемены в стране. Ввиду кризисной  ситуации государство отвернулось от нужд подрастающего поколения. Подтверждением тому является повсеместная доступность алкогольной продукции, снятие уголовной ответственности за употребление наркотических веществ, отсутствие системы мер в борьбе с вредными привычками, как факторами кризиса.

В последние годы в связи с  общественным кризисом нашего общества интерес к проблеме девиантного  поведения значительно возрос. Поэтому  необходимо более тщательно исследовать  причины, формы, динамику девиантного  поведения, разработать более эффективные меры социального контроля - превентивные, профилактические, коррекционные, реабилитационные.

Вопросами выявления, коррекции и  профилактики девиантного поведения  занимались такие выдающиеся ученые, как А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, Л.С.Выготский, П.П.Блонский и др.

В настоящее время  значительное внимание проблемам девиантного  поведения подростков уделяют С.А.Беличева, В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, В.И.Загвязинский, А.В.Мудрик, Б.Н.Алмазов, Н.А.Закатова, Р.В.Овчарова и многие другие.

В связи с актуальностью проблемы воспитания девиантных подростков, нами была определена тема "Технологии работы социального педагога школы по профилактике девиантного поведения подростков.

Объект исследования: девиантное поведение подростков.

Предмет исследования- социально-педагогические технологии работы социального педагога с детьми девиатного поведения.

Цель - раскрыть теоретические основы сущности девиантного поведения подростков и описать технологии работы социального педагога школы с ними.                                                                     

Задачи:

1. Раскрыть сущность, виды и причины девиантного  поведения подростков.

2. Провести диагностическую работу с подростками, имеющими

отклонения в поведении.

3. Охарактеризовать цели и содержание коррекционно-профилактической технологии.

          работы социального педагога  с девиантными подростками

В исследовании применялся комплекс методов, использование которых

обусловлено спецификой исследовательских задач: изучение и анализ педагогической, психологической и методологической литературы по проблеме, наблюдение за деятельностью детей, беседы, анализ продуктов деятельности детей, тестирование.

 

 

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО 

              ПОВЕДЕНИЯ

 

 

    1. Понятие девиантного поведения

Каждый человек отличается своеобразием реакций на воздействия окружающей среды. Поведение проявляется в индивидуально-своеобразных формах, не всегда адекватных. Часто образ поведения, приобретенный в определенных условиях, становится привычным.

Нервная система обладает способностью формировать и закреплять привычки, в том числе вредные, которые по мере их закрепления, воспринимаются как нормальное явление. Т.е. то, что в субъективном восприятии подразумевается как положительное, объективно является проявлением отклоняющегося поведения.   

В отечественной литературе под девиантным поведением понимается:

1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали»[1; с. 21-25].

2.     Социальное  явление, выраженное в массовых  формах человеческой

деятельности, не соответствующих  официально установленным  или фактически сложившимся в данном обществе нормам[2; с.186].

Социально-негативный характер девиаций деструктивен как для личности, так и для общества. Однако именно этот тип отклоняющегося поведения вызывает наибольший интерес исследователей и чаще рассматривается в  социально-педагогической литературе.

  В.Д. Менделевич подчеркивает, что  девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. В медицине норма – это совершенно здоровый человек; в педагогике – успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни – отсутствие преступлений. Труднее всего определить «педагогическую норму» как совокупность неких свойств, присущих большинству людей, эталон поведения. Это - нормы-идеалы. [5; с.96-103].

И все же наиболее приемлемым при разграничении нормы и девиации считается так называемый статистически-адаптационный подход, при котором “норма” представляет собой: 1) что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы; 2) что-то наиболее приспособленное к окружающей среде.

Нормативность поведения  личности может быть определена в соответствии с социально-педагогическими нормативами общества и социокультурными особенностями конкретного района, региона. М.М. Семаго отмечает, что в настоящее время таких социально-педагогических норм просто нет. Следует отметить, что время существования норм может быть кратким, исчисляясь десятилетиями и даже годами, что происходит в настоящее время (динамическая норма как «живой процесс»). Сложность анализа связана с недостаточностью информации о педагогической норме в современной ситуации развития общества, характеризующейся распространением норм криминальной субкультуры.

Итак, норму в педагогии  можно рассматривать как эталон поведения, следование личности принятым в данном сообществе в конкретное время нравственным требованиям. В идеальной поведенческой норме гармоничная норма (адаптивность и самоактуализация) должна  сочетаться с креативностью индивида [6; с.519-525].

В соответствии с социальным подходом к девиантному следует

относить поведение, опасное  для общества и окружающих людей. М.М. Ковалевский, однако, отмечает, что не всегда «солидарность людей - норма, а классовая борьба - отклонение от нее». Это «норма-идеал», пришедшая из этики [9; с.52].   

 Этнокультуральный  подход рассматривает девиации  сквозь призму

традиций определенного сообщества людей: девиантом считается тот, чье поведение отличается от норм, принятых в его микросоциуме; кто проявляет поведенческую ригидность, не способен адаптироваться к новым  этнокультуральным условиям.

Поскольку критерии отклонений заложены в культуре, потребность в оперировании понятием "девиация" возникает при сопоставлении традиций с инновациями, когда происходящие асоциальные явления начинают восприниматься как "новая" норма.

Девиантным поведением в рамках гендерного подхода может  считаться

гиперролевое поведение, инверсия шаблонов гендерного стиля, изменение

сексуальных ориентаций.

      Профессиональный подход в оценке поведенческой нормы и девиаций

базируется на представлении  о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведения и традиций. Профессиональная норма - это технический стандарт, модель поведения типичного представителя определенной профессии. Их нарушение расценивается как девиация.

Отклоняющимся может  быть принято поведение, не соответствующее  возрастным шаблонам и традициям, являющееся следствием акселерации, ретардации, гетерохронности развития. Наличие стандарта, фиксирующего типичные черты ребенка определенного хронологического возраста, позволяет нам рассматривать каждого отдельного ребенка как вариант, более или менее отклоняющийся от основного типа. С учетом стандарта - ребенка массового типа возрастного развития - Л.С. Выготский выделил отсталого ребенка, ребенка-примитива с задержкой развития социокультурного происхождения и ребенка-дезорганизатора (как "трудного", так и одаренного)[4; с.156].

Подросток с девиантным поведением - это, как правило,  ребенок-дезорганизатор.

Норма в его понимании  – это способность к установлению душевных контактов с окружающими, подчинение общественным целям, выбор законных средств для достижения личных целей и ряд других признаков[9; с.98 ].

Если при определении  нормы и девиации исходить из какого-то одного

предпочитаемого исследователем подхода в зависимости от рамок  культуры, в которой он проживает, нельзя однозначно определить, что есть норма, а что

девиация. Однако феноменологический подход, использующий принципы понимающей, а не объясняющей психологии, позволяет объективно подойти

к оценке отклоняющегося поведения, способствовать пониманию  его механизмов, мотивов совершения личностью девиантных поступков; увидеть за каждым из отклонений в поведении механизм психогенеза, выбрать адекватную и эффективную тактику коррекционного воздействия[13; с.54].

Феноменологическая (личностная) парадигма позволяет отметить, что  в практике педагоги нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с  непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. Так, ярлык «девиантных» среди педагогов носят недисциплинированные дети, которые постоянно привлекают к себе внимание, доставляют наибольшее беспокойство использованием нецензурной и жаргонной лексики, эпизодическим употреблением алкоголя, табака, драками.

Следует подчеркнуть, что с позиций  самого подростка некие возрастные и личностные особенности позволяют считать поведение, рассматриваемое  взрослыми как отклоняющееся, "нормальными" игровыми ситуациями, которые отражают стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта. В период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением. Поэтому  девиантом можно называть того подростка, кто “не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение”, которое носит социально-негативный характер[15, с. 83].

С  определенными оговорками к  девиантам можно отнести и  категорию одаренных, поскольку и те, и другие резко выделяются среди  сверстников, как в реальной жизни, так и в образовательных учреждениях среди объектов фронтальных педагогических воздействий.

1.2 Причины девиантного поведения подростков

        Непосредственная причина девиантного поведения подростков заключается в сдвигах и дефектах социальной и психологической характеристики. Искажения эти формируются главным образом путем усвоения взглядов соответствующей микросреды. Большинство авторов говорят о нравственной испорченности. Правовой инфантильности или правовом инфантилизме и о нравственной запущенности [10; с. 5].

         Подростковый период онтогенеза – это остро протекающий период от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С одной стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д.

До сих пор не изжито мнение, что причины кризиса – в физиологических изменениях подростка. Половое созревание, как и другие изменения, связанные с развитием организма, несомненно, оказывают свое влияние на психическое развитие ребенка, но, во-первых, это влияние, опосредовано отношениями подростка к окружающему миру, сравнениями себя со сверстниками и взрослыми, во-вторых, не биологические особенности являются определяющими в развитии растущего человека как личности, а его выход на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. В подростковом возрасте наблюдается рассогласование разнородных подсистем «интегральной индивидуальности» Отсюда – проявление несдержанности, агрессивности, неадекватности и девиантности поведения подростков. Поэтому девиантное поведение подростков следует объяснять не только общественными причинами (психогормональная перестройка организма, влияние социальной среды, воспитание и т.п.), но и отсутствием достаточной координации разноуровневых свойств интегральной индивидуальности [13, с. 29–32].

Таким образом, говоря о причинах отклоняющегося поведения можно выделить следующие: биологические, психологические, социально-педагогические, социально-экономические, морально-этические, которые находятся в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

Информация о работе Технология работы социального педагога по профилактике девиантного поведения