Технология работы социального педагога по профилактике девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель - раскрыть теоретические основы сущности девиантного поведения подростков и описать технологии работы социального педагога школы с ними.
Задачи:
1. Раскрыть сущность, виды и причины девиантного поведения подростков.
2. Провести диагностическую работу с подростками, имеющими
отклонения в поведении.
3. Охарактеризовать цели и содержание коррекционно-профилактической технологии.
работы социального педагога с девиантными подростками

Вложенные файлы: 1 файл

пед технологии курсовой.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Влияние биологических факторов требует  как социально-педагогической, так  и медицинской коррекции. Генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного  развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, венерические заболевания); влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом. Психофизиологические факторы связаны с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, химического состава окружающей среды. Новых видов энергии, приводящих в свою очередь к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям. Негативное отношение со стороны окружающих вызывают дефекты речи, внешняя непривлекательность, то есть физиологические факторы, и приводят к искажению межличностных отношений в среде сверстников.

Психологические факторы включают наличие у ребенка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения чаще всего выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией нуждаются в помощи психиатров, дети с акцентуированными чертами характера – в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера. Возможны два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок испытывал недостаток ласки родителей, любви, внимания, то защитным механизмом в таких случаях будет выступать отчуждение, проявляющееся в эмоциональной неустойчивости, повышенной уязвимости, невротических реакциях, психических патологиях. Такие подростковые реакции, как отказ, протест, группирование, чаще всего являются следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. Если не сформирована система нравственных ценностей подростка, сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Такие подростки инфантильны, примитивны в суждениях, бравируют криминальным поведением, пренебрежительно относятся к существующим нормам и правам другого человека, оправдывают свои действия внешними обстоятельствами, тем самым, пытаясь уйти от ответственности за свое поведение.

Социально-педагогические факторы  выражаются в дефектах школьного, семейного  или общественного воспитания, в  основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящие к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов, школьных навыков. Плохая подготовленность к школе, негативное отношение к домашним заданиям, безразличие к оценкам приводят к учебной дезадаптации, проходящей в своем развитии несколько стадий:

1. Учебная декомпенсация  (затруднения в изучении одного  или нескольких предметов при  сохранении общего интереса к  школе);

2. Школьная дезадаптация (пропуски  занятий, трудности в обучении, нарушения поведения, конфликты  с одноклассниками и педагогами);

3. Социальная дезадаптация (полная утрата интересов к учебе, асоциальные компании, спиртные напитки, наркотики);

4. Криминализация среды свободного  времяпрепровождения.

К социально-экономическим  факторам относятся: социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной части населения; низкий заработок, безработица; инфляция и социальная напряженность.

Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой стороны – в нейтральном отношении общества к проявлению девиантного поведения.

Таким образом, девиантное поведение  можно рассматривать как нормальную реакцию на ненормальные для ребенка условия (социальные или микросоциальные), в которых он оказался, как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны [16, с. 222].

Данные современной науки убеждают, что девиантный подросток – это, прежде всего, обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. А черты, качества девиантности он приобретает под влиянием ошибок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.

В течение последних лет практически во всех сферах жизнеобеспечения населения произошли негативные изменения. Подрастающее поколение социализируется в условиях того государства, где оно живет. Его сильные и слабые стороны – зеркальное отражение социальных проблем общества в целом. А нынешнее его состояние, которое характеризуется как кризисное, способствует проявлению новых негативных моделей поведения детей и подростков вплоть до преступного.

Ученые и практики отмечают увеличение числа общественно  опасных действий, совершаемых несовершеннолетними. Снижаются возрастные границы многих видов преступлений, изменяется половой состав несовершеннолетних правонарушителей – среди них возрастает доля девочек. Тревожным симптомом является тот факт, что возрастает число несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, проявляющимся в таких видах и формах, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество, половой аморализм, хулиганство, вандализм, нарушение общественного порядка. Наиболее трагичной формой проявления девиантного поведения является суицид. Это свидетельствует об особой сложности ситуации в подростковой среде. С одной стороны, у подростков назрело множество серьезных социальных проблем, с которыми они не в силах справиться самостоятельно. С другой стороны, общество справедливо беспокоит запоздалое гражданское созревание части молодежи, трудовая пассивность, социальная незрелость.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО  

              ПЕДАГОГА С  ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ 

              ШКОЛЫ 

 

 

    1.  Диагностика девиантных подростков в школе

Психолого-педагогическая диагностика - это анализ личности ребенка: выявление его положительных  сторон, недостатков поведения, их причин, направленный на решение практических задач - гармонизацию развития личности и повышения эффективности целостного учебно-воспитательного процесса, семейного воспитания в формировании правильного поведения подростка.

Целью диагностики является раннее выявление признаков и  причин проявления девиантного поведения с тем, чтобы осуществить профилактику и коррекцию своевременно.

Набор психодиагностического  инструментария по рассматриваемой  проблеме очень разнообразен. Для  диагностических целей могут  быть использованы и общие методики, и специальные тесты, и их сочетание в виде батареи тестов. В диагностической работе с подростками информация о видах девиантного поведения может быть получена с помощью следующих методик: Карта учета подростка с девиантным поведением, Карта Стотта, опросник Басса-Дарки, Личностный 16-факторный опросник Кеттелля и многие другие.

Универсальной методикой выявления  предрасположенности подростков к  тем или иным отклонениям в  поведении является "Методика" диагностики склонности к отклоняющемуся поведению", разработанная Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования "Развитие" в 1992 году. Опросник включает в себя 98 неповторяющихся пунктов утверждений, определяющих предрасположенность подростка к аддиктивному, саморазрушающему и самоповреждающему поведению.

Карта учета подростка с девиантным поведением показывает состояние семьи  ребенка, его учебные способности, позитивное и негативное в его  поведении.

Опросник Баса-Дарки дифференцирует проявление агрессии и враждебности. Опросник содержит 75 утверждений, которые оцениваются по восьми шкалам.

Социометрия помогает выявить симпатии и антипатии в классе, определить статус подростка в коллективе, наличие  группировок и отверженных.

Тест-опросник родительского отношения  ориентирован на выявление родительского отношения,поведенческих стереотипов, практикуемых в отношении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка.

Карта Стотта показывает реальную картину  поведенческих реакций ребенка, его эмоционального состояния.

Взяв за основу "Методику диагностики склонности к отклоняющемуся "поведению", мы провели исследование в 8 "А" классе.

Методика включает около 100 вопросов, формирующих специализированые  психодиагностические шкалы - 1 служебную (шкала установки на социальную желательность ответов) и 7 содержательных шкал: 1) склонность к преодолению норм и правил; 2) склонность к аддиктивному поведению; 3) склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведенению; 4) склонность к агрессии и насилию, 5) волевой контроль эмоциональных реакций; ) склонность к делинквентному поведению; 6) принятие женской социальной роли (используется только в женском варианте).

Результаты по каждой шкале оцениваются суммой баллов, которая сравнивается; нормами, заложенными  в методике. Если избранная сумма баллов равна или превышает 50, то измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной, степень склонности к девиантному поведению высока. Если набранная сумма баллов исследуемого меньше 50, то измеряемое свойство оценивается как мало выраженное.

Так же как и ранее, все ученики были распределены по критерию склонности к девиантному  поведению и поделены на три группы. Распределение проводилось на основании  результатов всех содержательных шкал, кроме шкалы принятия женской  социальной роли. Если хотя бы по одной из шкал ученик попадал в группу риска, т.е. набирал более 50 баллов, то он заносился  третью группу под названием «высокий риск». Все ученики, набравшие менее 50 баллов по всем шкалам, попадали в группы «средний риск» и «низкий риск». В группу «средний риск» попали ученики, набравшие по каждой шкале от 49 до 40 баллов

В группу «низкий риск» - набравшие по каждой шкале менее 40 баллов.

Выборка составила 16 человек, из них 7девушек и 9юношей. В результате исследования мы выявили, что из 16 обследованных, 9 подростков имеют высокие показатели по той или иной шкале, но двое из них дают высокие показатели по всем (Л. С., Г. Н.). В частности по шкалам склонности к аддиктивному поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.

2.2 Методы и формы коррекционно-профилактической работы с

          девиантными подростками

Общая профилактика представляет собой выявление и установление причин, порождающих отклоняющееся  от нормы поведения, а также обстоятельств, благоприятствующих деформации сознания подростков, проведение и активизацию нравственного, правового воспитания и профилактической работы в группах.

Индивидуальная профилактика и коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление подростков, склонных к девиациям, и оказание коррекционно-профилактического воздействия с целью устранить отрицательное влияние неблагоприятных для формирования личности подростка условий.

Задачи индивидуально-профилактической работы с подростками:

- выявление подростков, склонных к девиациям или имеющих факты девиантного поведения;

- постоянный и всесторонний  контроль за их поведением  и образом жизни;

- глубокое изучение  личности и индивидуальности  подростков и источников положительного  и отрицательного влияния на  ребенка;

- определение путей и выработка мер по созданию обстановки, предотвращающей или исключающей возможность появления девиаций;

- воспитательное воздействие  на окружение, отрицательно влияющее  на подростков.

Индивидуальная работа ведется по ряду направлений: непосредственная работа с подростками, выявление лиц и условий, положительно влияющих на подростка и вовлечение их в коррекционную и профилактическую работу, выявление лиц и условий, отрицательно влияющих на подростков, и нейтрализация их негативного воздействия.

Важным этапом повышения  эффективности как общей, так  и индивидуальной профилактической работы является разработка и осуществление  различных воспитательно-профилактических программ, имеющих общую цель - управление процессом социализации подростков, создание условий для нормального развития ребенка, устранение десоциализирующих влияний, работа с возникшими отклонениями, восстановление подростка в статусе и дееспособности.

Следующим направлением совершенствования коррекционно-профилактической работы является организация досуга подростков. В понятие "досуг" входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил ребенка, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для подростка людьми. Отличительная особенность сферы досуга - добровольный, в зависимости от интересов и потребностей подростка, выбор форм досуговой деятельности.

Информация о работе Технология работы социального педагога по профилактике девиантного поведения