Технология работы социального педагога с детьми-сиротами в детском доме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:13, реферат

Краткое описание

Цель работы: теоретическое изучение содержания социально-педагогической работы в детском доме.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Охарактеризовать социально-педагогическую и психологическую деятельность в учреждениях государственного попечения
Раскрыть основное содержание и технологии социально-педагогической работы с детьми сиротами в условиях детского дома.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Социально-педагогическая и психологическая деятельность в учреждениях государственного попечения………………………………………………………..5
2. Общие методы и содержание работы социального педагога с детьми-сиротами в детском доме…………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………….17
Библиография……………………………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 84.11 Кб (Скачать файл)

ПЛАН:

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Социально-педагогическая  и психологическая  деятельность  в учреждениях государственного  попечения………………………………………………………..5

2. Общие методы и содержание  работы социального педагога  с детьми-сиротами в детском  доме…………………………………………………………..10

Заключение………………………………………………………………………….17

Библиография……………………………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

В наши дни  в детских домах России находятся  почти 700 тысяч воспитанников в  возрасте от 7 до 18 лет. Это столько  же сколько в послевоенном 1946 году. И еще один важный и в то же время печальный момент: подавляющее большинство из них сироты при живых родителях или ближайших родственниках. Потрясает еще один статистический факт: 30 % воспитанников детских домов заканчивают жизнь самоубийством. Во многих случаях это результат того, что они не знают своих прав. Отсюда – актуальность социальной работы в учреждениях государственной поддержки несовершеннолетних.

В детский  дом направляются дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей, вследствие лишения родительских прав; признания родителей недееспособными; отсутствия данных о месте нахождения родителей; длительной их болезни, отбывания  наказания, нахождения под стражей  в период следствия и по другим причинам.

Основными направлениями  деятельности для государственных  учреждений, в которых воспитываются  дети, оставшиеся без попечения родителей, являются осуществление социальной защиты детей, находящихся в этих учреждениях; осуществление мероприятий  реабилитационного, медицинского и  социального характера; организация  получения детьми общего образования.

Потребность и необходимость в социально-педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта. Иначе говоря, основной целью социально – педагогической работы в детском доме является успешная социализация воспитанников.

Таким образом, в данном реферате будет идти речь о содержании социально-педагогической работы с детьми-сиротами в условиях детского дома.

Исходя из темы данной работы, можно выделить ее цель.

Цель работы: теоретическое изучение содержания социально-педагогической работы в  детском доме.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

    • Охарактеризовать социально-педагогическую и психологическую деятельность в учреждениях государственного попечения
    • Раскрыть основное содержание и технологии социально-педагогической работы с детьми сиротами в условиях детского дома.

Данная работа основываются на изучении литературы, посвященной социально-педагогической деятельности, на отборе необходимой информации, её анализе, на синтезе и сравнении различных фактов, подходов, мнений и т.д.

По своей  структуре работа состоит из следующих частей: введения, основной части, посвященных описанию социально-педагогической работы в условиях детского дома, заключения и библиографии. Объем работы составил 19 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социально-педагогическая и психологическая  деятельность в учреждениях государственного попечения

 

В соответствии со статьей 123 Семейного Кодекса  Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на попечение государственных  учреждений всех типов и видов. Эта  предоставляет широкие полномочия для местных органов управления образованием, согласно которой законами субъектов Российской Федерации  могут быть предусмотрены и «иные  формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей».

Основным  нормативно – правовым документом, регламентирующим деятельность образовательных  учреждений для детей – сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, является «Типовое положение  об образовательном учреждении для  детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденное Правительством Российской Федерации  от 1 мая 1995 г. № 676. Это же Типовое положение выполняет функции примерного и для других образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, негосударственных.

Появление таких  учреждений – результат политики в сфере негосударственного образования  в субъектах Российской Федерации. Основными учредителями являются физические и юридические лица.

Порядок открытия негосударственного учреждения для  детей – сирот следующий:

    1. По заявлению одного из учредителей готовиться проект постановления главы администрации района, области, на территории которых создается детский дом, об открытии учреждения.
    2. Учредитель (учредители) назначают директора детского дома на контрактной основе.
    3. Директор детского дома готовит по согласованию с учредителями пакет документов, необходимый для лицензирования учреждения.

 

Учитывая  специфику негосударственного учреждения, по согласованию учредителей может  быть оговорен пол, возраст принимаемых  детей, их индивидуальные особенности. Эти и другие положения должны быть отражены, в частности, в Уставе учреждения – одном из главных  учредительных документов.

По данным статистики около 150 тысяч детей  находятся в учреждениях государственного попечения, между тем потребность  в такого рода социальной защите и помощи в России испытывают сегодня около 500 тысяч детей. В настоящее время в стране насчитывается свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов, свыше 200 школ-интернатов.  

По возрастным признакам детские дома могут  подразделяться на детские дома для  школьников, детские дома для школьников и разновозрастные детские дома.

Принципиально новой формой воспитания осиротевших  детей является детский дом семейного  типа. Предложен такой детский  дом по примеру западных стран  общесоюзным Детским фондом им. В.И. Ленина, а правовым основанием для  него послужило Постановление правительства  СССР от 1988 года «О создании детских  домов семейного типа».

Детский дом  семейного типа устроен таким  образом, что роль родителей выполняют  специально подготовленные к тому люди родители-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ставятся перед  семейным детским домом, совпадают  с задачами обычного детского дома.

Основными задачами детских домов являются: 

    • создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;   
    • обеспечение охраны здоровья детей;   
    • обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;   
    • охрана интересов и прав воспитанников;   
    • освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;  
    • формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни;   
    • формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;   
    • создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

В государственной  системе попечения детей-сирот  существует особый тип учреждения ‒ приют. Специфика работы приюта состоит в том, что это учреждение временного пребывания детей, оставшихся в трудной жизненной ситуации, на временное проживание с целью последующего устройства в другие социальные институты ‒ возвращения в семью, усыновления, установление опекунства и пр.

Изменение социально-экономической  ситуации в стране требует принципиально  новых подходов к решению многих проблем таких учреждений: проблем  воспитания и образования детей, их профессионального самоопределения, адаптивно-реабилитационных проблем.

Основные  цели деятельности для государственных  учреждений, в которых воспитываются  дети, оставшиеся без попечения родителей:

    • осуществление социальной защиты детей, находящихся в этих учреждениях;
    • осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского и социального характера;
    • организация получения детьми общего образования. 

Рассмотрим  социально-педагогическую деятельность в детском доме как наиболее типичном учреждении государственного попечения детей, оставшихся без родителей. Потребность и необходимость в социально-педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широко спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта.

Рассматривая  социально-педагогическую деятельность, вновь определим цель такой деятельности, субъекты и объекты этой деятельности. Цель деятельности — социализация ребенка. В качестве субъектов этой деятельности выступает коллектив  воспитателей: социальный педагог, социальный работник, логопед, воспитатель, психолог, музыкальный работник, инструкторы  по труду и физической культуре, администрация детского дома. Объектами, на которые направлена социально-педагогическая деятельность, выступают воспитанники детского дома: каждый индивидуально  и весь коллектив воспитанников  в целом.

Для детей  дошкольного возраста, как отмечается в исследованиях ученых, доминирующей и подчас неудовлетворенной выступает  потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых. Стремление к  сотрудничеству и к совместной деятельности со взрослыми у них недостаточно развить Мотивы, побуждающие детей к общению, вызваны тем, что ребенка привлекает сам взрослый человек, дети охотно принимают обращения и предложения взрослых.

Особенно  заметные отличия в развитии общения  у воспитанников детского дома и  детей, живущих в семье, проявляются  в личностном общении, в основе которого лежит потребность во взаимопонимании  и сопереживании. 

Для детского дома характерно наличие сменяющихся  взрослых с разными типами поведения, тогда как в семье ребенку  со стороны взрослых задается одна и та же программа поведения. Наконец, в детском доме значительно беднее эмоциональная насыщенность общения  взрослого с ребенком. Следует  также отметить и более регламентированный характер деятельности ребенка по сравнению  с семьей. Для воспитанников младшего школьного возраста характерны ярко выраженные мотивы, непосредственно  связанные с их повседневной деятельностью  в детском доме: выполнением режима проживания в детском доме, правил поведения в детском доме и  в школе, тогда как у семейных детей этой возрастной группы мотивы их деятельности и общения значительно богаче и разнообразнее. Такая ограниченность и бедность мотивационной сферы связаны с условиями проживания детей в детском доме и их недостаточно полным общением с взрослыми. Ученые обнаружили специфику развития интеллектуальной, потребностной и поведенческой сфер личности воспитанников детского дома. 

В подростковом возрасте эти причины вызывают определенные трудности в утверждении подростка  в среде сверстников, в развитии его собственного «Я».

К интеллектуальным, поведенческим, мотивационным характеристикам  воспитанников детского дома прибавляются проблемы, связанные со здоровьем  ребенка. Фактически здоровых детей  в детских домах почти нет, дети имеют хронические заболевания, часто встречаются среди них  инвалиды. Кроме того, у многих детей  наблюдается интеллектуальная недостаточность  — задержка психического развития ребенка. Для воспитанников детского дома характерны такие явления, как  токсикомания, наркомания, расторможенность сексуальных влечений и др.

Наряду с  этими медико-психолого-педагогическими  проблемами в детском доме у воспитанника возникает множество социальных проблем:

    • личные получение личных документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др.);
    • материальные (получение пенсий, пособий, алиментов), получение жилплощади (большая часть детей не имеет своего жилья и прописки), трудоустройство выпускников, и их дальнейшее профессиональное образование.

 

 

 

 

2. Общие методы и содержание работы социального педагога с детьми-сиротами в детском доме

 

Педагогические  методы обучения и воспитания детей  – сирот.

Формирование  личности детей-сирот происходит в  состоянии депривации, представляющей собой потерю одного из, безусловно, желаемых условий формирования личности – семьи. В этом случае депривационное негативное воздействие на личность ребенка представляет собой комплекс факторов биологической и социальной природы, обуславливающих, в конечном итоге, социальную и психическую деятельность человека. Спектр обнаруживаемых социальных, психологических, физиологических, педагогических проблем адаптации детей-сирот чрезвычайно велик.

Преодоление депривации и негативного влияния  детского дома педагогическими методами, а также с помощью приемной семьи может быть эффективным  при условии решения соответствующих  материальных, экономических, психологических, морально-нравственных, социокультурных  проблем.

В связи с  тем, что индивидуальная социально-педагогическая работа с детьми-сиротами и подростками  неразрывно связана с оказанием  социальной, педагогической, психологической  поддержки самим детям, то спектр методик этой работы достаточно широк.

Классифицировать  основные методы, используемые социальным педагогом, социальным работником можно  по схеме:

 

 

 

 

 

Информация о работе Технология работы социального педагога с детьми-сиротами в детском доме