Технология работы социального педагога с детьми-сиротами в детском доме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:13, реферат

Краткое описание

Цель работы: теоретическое изучение содержания социально-педагогической работы в детском доме.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Охарактеризовать социально-педагогическую и психологическую деятельность в учреждениях государственного попечения
Раскрыть основное содержание и технологии социально-педагогической работы с детьми сиротами в условиях детского дома.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Социально-педагогическая и психологическая деятельность в учреждениях государственного попечения………………………………………………………..5
2. Общие методы и содержание работы социального педагога с детьми-сиротами в детском доме…………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………….17
Библиография……………………………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 84.11 Кб (Скачать файл)

 

 

Социально-педагогические методы работы




Педагогические методы


Психологические методы


Методы социальной работы




 


  • организационные методы;
  • методы педагогической диагностики;
  • методы обучения;
  • методы воспитания;
  • методы организации социально-педагогического взаимодействия
  • психодиагностические методы;
  • психокоррекционные методы;
  • методы психического консультирования;
  • методы психотерапии;
  • методы психического воздействия
  • методы социальной диагностики;
  • методы социальной профилактики;
  • методы социального контроля;
  • методы социальной реабилитации;
  • социально-экономические  методы;
  • организационно-распорядительные методы;
  • метод как эксперимент социального воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная  терапия ((греч.) – «забота, уход, лечение») – систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе детей и подростков в урегулировании чувств, импульсов, мыслей, отношений. Терапия выполняет ряд важных функций социально-педагогической поддержки ребенка и подростка из неполных семей, в том числе:

    • лечебную (оказание помощи ребенку в решении его проблем совместно с медиками);
    • социального развития (включение его в активную групповую деятельность, организация процесса «совместного развития», положительно влияющего на социальное здоровье ребенка);
    • отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых детей обществу, организациям).

Социальная терапия, таким  образом, может рассматриваться  как метод «социального лечения», как метод влияния, связанный  с обучением и профессиональной ориентацией, как инструмент социального  контроля, как средство коммуникации. К задачам социальной терапии  мы относим:

    • исправление, корректировку поведения;
    • предупреждение дисфункций;
    • обеспечение нормального социального развития ребенка;
    • самоутверждение личности.

 

Содержание работы социального педагога в детском  доме

Рассмотрим  социально-педагогическую деятельность  в  детском  доме

как  наиболее  типичном   учреждении   государственного   попечения   детей, оставшихся без родителей.

Потребность и необходимость социально-педагогической деятельности постоянна  в  силу наличия  у   воспитанников   широкого   спектра   социальных,   медицинских, психологических,  педагогических  проблем  и  отсутствия  у  детей  должного социального опыта.

Деятельность  социального  педагога   начинается   с:

1. Определение социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед,  тестирования.

Социальный  педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые ему  предстоит решить. Собирает сведения о состоянии физического  и  психического  здоровья, условиях  жизни  ребенка  до  поступления  его  в  интернатное   учреждение ,собирает сведения о родителях ребенка, наблюдает  за  его  успеваемостью,  оказывает  помощь  в обучении воспитанника и т.д.

2. Следующая задача социального педагога –  составить  индивидуальную

программу развития воспитанников, т.е., анализируя документы,  которые есть у ребенка,  его проблемы,  найти пути  выхода  из  создавшейся ситуации, фактически  представить,  каким должен  быть   выпускник   детского   дома, учитывая, какой он сейчас.

Проблемы  адаптации ребенка, попавшего в детский дом,  реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников  в  общество являются важными  в   деятельности   социального   педагога.   Реабилитация   ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов  и др.  специалистов   детского   дома:

    • Медицинская   реабилитация   полагает проведение    комплекса    оздоровительных    и    лечебных     мероприятий.
    • Психологическая  реабилитация  связана  с  проведением  занятий  по   снятию тревожности,  беспокойства  у   ребенка.
    • Педагогическая   –   предполагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы,  а также коррекционных занятий.
    • Социальная   адаптация   полагает   успешное освоение воспитанниками социальных ролей в  системе  общественных  отношений через  формирование  и  развитие  навыков   ведения   домашнего   хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

3. Вместе с  психологами  социальный  педагог  занимается  проблемами

1) профессионального  самоопределения   выпускников:

    • знакомство воспитанников с различными профессиями путем проведения бесед, экскурсий, встреч с представителями различных профессий, просмотр кинофильмов, посещение дней «Открытых дверей»;
    • тестирование воспитанников в центре занятости;
    • индивидуальные собеседования с  выпускниками по выбору профессии;
    • организация занятий по первоначальной профессиональной подготовке;
    • сбор документов для дальнейшей учебы и трудоустройства.

2) освоения  ими  различных  социальных  ролей  человека  в обществе (патриот, член общества, член семьи,  потребитель,  профессионал  и др.) 

3) ознакомления  со  структурой    и   функциями   семьи;

4) формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода  из детского  дома  (например, проведение  бесед на тему «Как подготовиться к вступительным экзаменам?», «Как пользоваться разными  видами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные  платежи?»  и т.п.).

Социальный  педагог  использует  для  решения  этих  задач   деловые   игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др.

4. Еще одна важная задача, которую  выполняет  социальный  педагог  в

детском  доме,  ‒  представление интересов ребенка   в   правозащитных   и

административных   органах.  

Социальный   педагог   занимается

  • жилищными проблемами ребенка:
    • оформление документов для сдачи жилья в аренду;
    • оформление документов в суд для решения вопроса о возвращении жилья;
    • оформление документов на приватизацию жилья;
    • участие в обследовании жилья при обмене;
    • сбор документов на получение жилья выпускникам детского дома;
    • участие в подборе жилья для выпускников.
  • Правовые вопросы, опека, усыновление:
    • оформление документов воспитанников в органах ЗАГСа, милиции;
    • участие в заседаниях судов по лишению родительских прав; привлечение к ответственности за неуплату алиментов; возвращению жилья воспитанникам, незаконно проданного родителями;
    • подготовка документов на усыновление, опеку;
    • участие в подборе приемных, патронатных семей;
    • обследование материально-бытовых условий семей родственников;
    • беседы с воспитанниками по правовой тематике. Консультации воспитателей по правовым вопросам.
  • Охрана прав воспитанников:
    • защита прав воспитанников перед родителями и в образовательных учреждениях;
    • сбор документов для определения юридического статуса воспитанников;
    • выяснение причин трудновоспитуемости детей и организация работы по ее устранению;
    • представление интересов воспитанников в милиции, суде, нотариате;
    • оформление документов на взыскание алиментов, контроль за их начислением;
    • оформление и контроль за сберегательными счетами.
  • Организационные мероприятия:
    • подготовка вопросов по социальной работе для обсуждения на педсоветах, производственных совещаниях, комиссии по делам несовершеннолетних при администрации;
    • планирование и учет всех видов социальной работы;
    • своевременное оформление личных дел воспитанников;
    • ежемесячный отчет в управление Социальной Защиты Населения о движении воспитанника;
    • ежегодный отчет в отдел образования о выпускниках;
    • ежегодный отчет о результатах социальной работы.
  • Взаимодействие с другими ведомствами:
    • органы опеки и попечительства, управление соц. Защиты населения, ЗАГС, КДН.;
    • органы внутренних дел, суда, прокуратуры, нотариата;
    • жилищные органы, отделы приватизации, БТИ.;
    • центр занятости населения;
    • органы здравоохранения и центр медицинской профилактики;
    • социальная служба молодежи.

Эти общие  положения деятельности социального  педагога конкретизируются в зависимости  от типа детского дома,  возрастной  категории детей, их медико-психолого-педагогических проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Таким образом, изучая теоретические основы социально-педагогической работы в условиях детского дома и  проанализировав деятельность социального  педагога с детьми-сиротами, нами были сделаны следующие выводы:

Социально –  педагогическая деятельность в детском  доме включает в себя диагностическую  работу с воспитанниками, подготовку комплекса коррекционно-реабилитационных мероприятий в соответствии с  индивидуальными потребностями  воспитанника, а также осуществление  правовой защиты интересов воспитанника.

Диагностическая работа включает в себя мероприятия  по определению статуса ребенка, уровня его психического развития, состояния здоровья, а также возможностей социальной адаптации.

Коррекционно-реабилитационные мероприятия носят комплексный  характер и осуществляются в нескольких направлениях. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных  и лечебных мероприятий. Психологическая  реабилитация связана с проведением  занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском  доме. Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий  по программе образовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей  в системе общественных отношений. Современные воспитанники детских  домов в большинстве своем  являются жертвами социального сиротства, к чему ведет ослабление семейных уз и распад семьи. Поэтому, особым направлением социально педагогической работы является налаживание отношений с семьей воспитанника. Социальная адаптация  происходит через формирование и  развитие навыков ведения домашнего  хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков. Для социальной адаптации детей – сирот, воспитанников  детских домов и школ – интернатов необходимо развивать навыки и способности  к различным видам трудовой деятельности, в условиях рынка дать в руки конкурентоспособные специальности.

Также, одним  из элементов социально-педагогической работы является защита прав и представление  интересов воспитанника детского дома в различных инстанциях.

Таково основное содержание социально-педагогической работы в условиях детского дома.

В последние  десятилетия произошли изменения  в самом феномене социального  сиротства, возникли новые тенденции, которые ещё недавно не стояли так остро: среди отбывающих срок в ИТК, матерей-одиночек удельный вес  сирот становится все больше: увеличивается  число детей с физическими  и психическими отклонениями в развитии. Эти дети составляют реальный резерв для пополнения групп риска.

Обострилась проблема социальной адаптации выпускников  интернатных учреждений, их неготовность найти себе место в жизни, самим строить свою судьбу, в какой-то мере определяется социальной незрелостью детей, связанной с их возрастом (16 лет, а в семье родители опекают своих детей до 20 и дальше). Кроме того, во многом то, что выпускники детских домов и интернатов не могут пристроиться к жизни, опускают руки перед нестандартными ситуациями, виновато не только отсутствие материальной поддержки, но и убеждение, что ты как личность убога и неинтересна. Ведь часто выпускнику, привыкшему пока только брать у общества, трудно осознавать, что он, в свою очередь, может ему дать.

Сегодня нужна  перестройка режима работы учреждений интернатного типа, направленная на решение  задачи социализации каждого ребёнка  и основанная на возможностях, заложенных в законе об образовании.

 

 

 

 

Библиография 

 

  1. Дети  социального риска и их воспитание./ Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. СПБ.: Речь, 2003.-144 с.
  2. Комплексное сопровождение детей-сирот./ Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. Материалы научно-практической конференции. СПБ., 2003.-93 с.
  3. Личностное и профессиональное самоопределение воспитанников детского дома. Уссурийск, 2008. - 87 с.
  4. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: М. – 2010. – 256 с.
  5. Павлова В.А. Семейная форма воспитания детей-сирот. СПБ, 2009 - 52 с.
  6. Психическое развитие воспитанников детского дома./ Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской; М.: Педагогика, 2010. - 264 с.
  7. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. –М.: 2004. ‒ 416 с.
  8. Социальная педагогика: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. Под ред. В.А. Никитина. М. Владос, 2002. – 272 с.
  9. Социальный педагог: подготовка и деятельность. Отв. Ред. А.З. Иоголевич. – Челябинск, 2004. ‒ 146 с.
  10. Шептенко П.А. Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: учебн. пособие для студ. Высших пед. учебн. завед. Под ред. В.А. Сластенина. – М. Академия, 2002. – 208 с.
  11. Шипицына  Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д., Коновалова Н.Л., Крючкова Л.Л. Развитие личности ребенка в условиях детского дома; СПБ., 2007. - 160 с.
  12. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Медодика работы с детьми «группы риска». М.: 2001.-128 с.

Информация о работе Технология работы социального педагога с детьми-сиротами в детском доме