Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:44, статья
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности молодого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даются от рождения или в виде приложения к диплому, а являются результатом длительной работы над собой.
ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
Люди не рождаются, а становятся тем, что они есть.
К.А.Гельвеций
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности молодого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даются от рождения или в виде приложения к диплому, а являются результатом длительной работы над собой.
Эта работа приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение самодисциплины и самоуправления, когда жизненный успех все больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа над собой носит название самовоспитания и саморазвития.
Самовоспитание и саморазвитие — это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.
Профессиональное саморазвитие и самовоспитание — это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку. Личностное саморазвитие и профессиональное самовоспитание неразрывно связаны между собой.
Оба процесса
сложны по своей структуре и осуществлени
Что является компонентами саморазвития, составными частями профессионального самовоспитания? Каковы пути, средства и методы овладения процессом самовоспитания?
Изучение жизни и деятельности великих людей убеждает нас в том, что критическое отношение к себе, к результатам своей деятельности более всего стимулирует человека к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию. Так, Альберт Эйнштейн считал себя не талантливым, а трудолюбивым, и свои достижения в науке относил на огромную работоспособность. Поэтому работа по самовоспитанию начинается с самоизлучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процессе сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических состояний, переживаний. Этому способствуют сформированные рефлексивные умения, позволяющие разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и в конечном итоге — деятельность в целом. Рефлексия — это анализ собственных действий и состояний. Саморефлексия помогает осознать свои недостатки, стимулирует возникновение желания исправить положение дел, изменить что-то в себе.
Следующим шагом самовоспитания является формулирование целей, то есть целеполагание как выбор личностно значимых целей саморазвития. Это очень ответственный шаг в процессе профессионального самовоспитания. Ведь от выбора цели зависит эффективность такой работы. Чем шире и значимее цель, тем вернее oна может стать перспективой в жизни человека. Так, цель "жить не по лжи" (А.И.Солженицын), стать прекрасным специалистом своего дела, принести как можно больше пользы людям и выступает как жизненная перспектива. Ее невозможно реализовать за короткое время, но к ней человек должен стремиться всю жизнь. Такие цели-перспективы должны воплощаться в жизнь через достижение рабочих целей — конкретных целей и задач, которых можно достичь за короткий срок. Например, научиться продуктивно организовать свою учебную деятельность, развить познавательный интерес к какому-либо предмету, важному в профессиональном становлении, развить усидчивость, коммуникативные умения, организаторские способности и пр.
Выдвинуть, сформулировать,
а тем более реализовать назван
Самопознание и самооценка — изучение и оценка своих личностных особенностей (интересов, склонностей, способностей, характера и т.д.), типологических свойств нервной системы в процессе самонаблюдения и использования специальных методов диагностики.
Следует отметить, что
все три вышеназванных процесса
(рефлексия, целеполагание и самопознание)
взаимосвязаны и
Самопознание позволяет
создать целостную картину
"Карта личности
педагога" может рассматриваться
и как руководство по
Однако одного желания изменить себя бывает недостаточно, и потому после выдвижения целей личностного саморазвития очень важно наметить программу действий самовоспитания в рамках учебно-научной деятельности студента педвуза и выбрать методы ее осуществления. Уровень интеллектуального развития студентов педвуза является, как правило, достаточным для составления такой программы.
Программа саморазвития будущего педагога — это программа действий по достижению конкретных целей самовоспитания с учетом требований профессии к человеку.
Процесс самопрограммирования личности не что иное, как материализация, собственного прогноза о возможном самоусовершенствовании (см. подробно: Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. педагогических учебных заведений. – 3-е изд. - М.: Академия, 2004.- С 68-69).
При реализации программы используют специфические методы: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, аутогенная тренировка. На начальном, этапе наиболее действенным методом является метод самоубеждения. Суть его в создания притягательных целей, рисовании в своем воображении перспектив саморазвития, будущих успехов. Одновременно с этим методом можно использовать самовнушение (внушение самому себе), направленное на саморегуляцию, то есть управление психическими процессами. Самовнушение достигается путем словесных инструкций, мысленного воспроизведения определенных ситуаций, связанных с достижением поставленных целей.
Эмоционально более насыщенным является метод самоприказа. Это волевое усилие, предполагающее мобилизацию всех душевных сил человека в экстремальной или просто сложной ситуации, как правило, очень значимой для человека. По существу, это тоже самоубеждение, но используемое как приказ для достижения притягательных целей и задач.
Все методы самовоспитания тесно связаны между собой, переплетаются и иногда применяются почти одновременно. Так, студент, стремящийся во время педагогической практики развить свои коммуникативные умения, убеждает себя в том, что у него все хорошо получится, что он будет испытывать радость от общения, при этом останется требовательным, внимательным и пр. Он внушает себе определенную положительную установку на предстоящее общение, когда в реальной ситуации ему вдруг приходится остаться с классом дополнительное время, когда накопилась усталость от длительного общения и уже не хватает душевных сил. В этих условиях он вынужден приказать себе оставаться терпеливым, коммуникабельным, способным продолжать профессиональное общение. Такие ситуации позволяют раскрыть возможности человека, а ресурсы личности неисчерпаемы. Их максимальному использованию способствует особый метод саморазвития и самовоспитания — метод аутогенной тренировки.
Аутогенная тренировка — метод, благодаря которому происходят мышечная релаксация, самовнушение, концентрация внимания, умение контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для человека деятельности. Названные средства управления своим психическим состоянием (средства саморегуляции), а также отключения, самоотвлечения используются в оптимальном сочетании с учетом индивидуальных особенностей человека (при необходимости программа саморазвития, средства и методы корректируются на основе самоконтроля).
Самоконтроль — это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, результатов продвижения в саморазвитии. Результатом самоконтроля является коррекция программы по самовоспитанию.
Самоконтроль предполагает наличие идеала, эталона, Им может быть любимый учитель, но чаще всего это собирательный образ, в котором отражаются представления о профессионально-педагогической деятельности. От осведомленности в данной области будет зависеть качество эталона. Потому так важно постоянно пополнять свои знания о сущности, структуре, путях осуществления педагогической деятельности, о требованиях профессии к личности (профессиограмма, или квалификационная характеристика). Все это мы стремились учесть при составлении программы саморазвития — "Карты личности педагога".
Результатом работы по самовоспитанию и саморазвитию являются позитивные изменения в личности и успешное продвижение в учебно-научной деятельности. Последнее проявляется в улучшении качества деятельности, в осознании своих успехов. Чем выше конкретные результаты деятельности (баллы в зачетной книжке, похвала педагогов, оценка сокурсников), тем сильнее потребность в дальнейшем саморазвитии. Не менее значимым для формирования потребности в саморазвитии является осознание произошедших в себе изменений. Более всего заметны изменения в культурной и интеллектуальной сфере человека. Для культурного и интеллектуального развития служат определенные средства. В первую очередь это самообразование — чтение разнообразных научных, художественных книг, книг об искусстве, работа со справочной литературой. Самообразование каждый понимает по-своему: одни стремятся узнать как можно больше обо всем; другие предпочитают как можно больше знать в узкой области, связанной, как правило, с профессиональной деятельностью. С точки зрения всестороннего развития целесообразно сочетать общую образованность с интересом к отдельной области знаний. Другим важным средством культурного и интеллектуального саморазвития является использование специальных упражнений по развитию памяти, мышления и речи. Остановимся на некоторых практических рекомендациях.
1. Интеллектуальное
развитие тесно связано с
2. Чтобы развить свою память, следует:
-заниматься систематически, постоянно нагружая память новой информацией, связывая знания с практикой;
—ставить четкие цели запоминания, знать, почему и для чего нужен тот или иной материал, где его можно использовать;
—прежде чем запомнить, нужно понять;
—все, что надо запомнить, надо отобрать, осмыслить, систематизировать, связать с ранее пройденным;
—запоминать ведущие идеи и способы их доказательств, тогда память воспроизведет в вашем сознании и детали (нельзя запомнить все!);
-создавать хорошее настроение при заучивании, учиться видеть в обычном новое и необычное, интересное и необходимое.
3. Чтобы научиться мыслить, необходимо:
— стремиться видеть главное и доказывать, что важнее и почему;
—овладеть основными умственными операциями (сравнение, доказательство, анализ, синтез, обобщение, опровержение);
—критически относиться ко всему, что читаешь, изучаешь, иметь свою нестандартную точку зрения;
—совершенствовать склонность к остроумию, находчивость, инициативу в практической деятельности.
4. Искусство
овладения речью требует
Развить эти умения помогут следующие рекомендации.
4. Ежедневные выразительные чтения помогут развить речевые способности.
К средствам управления своим психическим состоянием следует отнести создание в процессе убеждения, самовнушения и самоприказа определенных установок. Так, положительная, оптимистическая установка на предстоящее общение, на работу имеет огромное значение и нередко партнеры по общению заражаются уверенностью педагога в успехе. Ситуация успеха, переживаемая педагогом в процессе деятельности, сама становится, средством дальнейшего самовоспитания. Таким образом, главным средством саморазвития является профессиональная деятельность — теоретическая или практическая, реальная или моделируемая. А все остальные средства: самообразование, специальные упражнения, тренинги, аутогенная тренировка как средство обучения управлять своими психическими состояниями, создание установки на предстоящую деятельность — стоят на службе такой подготовки, способствуя самосовершенствованию в процессе педагогической деятельности.