Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:44, статья
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности молодого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даются от рождения или в виде приложения к диплому, а являются результатом длительной работы над собой.
Следует также отметить, что изменения в одной личностной сфере влекут за собой изменения в другой. Так, работа по культурному и интеллектуальному саморазвитию обязательно повлечет за собой изменения в культуре поведения, проявится в стремлении следить за своим психическим состоянием. Культурный и грамотный человек не будет допускать несдержанности в эмоциях, будет стремиться организовывать свою деятельность так, чтобы не переутомляться, будет стремиться к рациональному распределению времени, что приведет к изменениям в волевой сфере его деятельности.
Программа самовоспитания педагога, которая также является средством его саморазвития, обязательно содержит оценку педагогических способностей и пути их дальнейшего развития. Психологическая наука предоставляет возможность изучить уровень развития таких способностей, а педагогическая деятельность выступает основным средством их развития.
Все личностные изменения (интеллектуальное развитие, умение управлять своими психическими состояниями, волевая целеустремленность, культурное развитие, развитие педагогических способностей) сами становятся мощным стимулом в профессиональном и личностном саморазвитии, так как формируют потребность в самосовершенствовании.
Такова технология
профессионального
Так, процесс самовоспитания не даст положительных сдвигов, и педагог не сможет создать объективную картину развития своих личностных качеств, если не будут предварительно осуществляться самопознание, самооценка. Программа самовоспитания в таком случае не будет адекватной личности, а самовоспитание — результативным. Отсутствие процесса целеполагания в технологии саморазвития также сделает процесс самовоспитания неэффективным, так как программа профессионального саморазвития будет не мотивирована, а отсутствие осознанных целей самовоспитания сделаете нереальной. Не менее важны и процессы самоконтроля и коррекции, которые, позволяют осознать свое продвижение, сравнить достигнутые результаты с ожидаемыми, вовремя заметить ошибки, скорректировать дальнейшую программу действий, выбрать методы и средства самовоспитания.
При организации профессионального самовоспитания необходимо придерживаться следующей последовательности действий.
1.Целеполагание: выбор личностно значимых целей и задач самовоспитания.
2.Планирование, выбор действий, создание программы самовоспитания.
3. Выбор методов и средств самовоспитания.
4.Реализация
в учебно-научной деятельности
целей и задач программы
5.Самоконтроль:
сравнение достигнутых
6. Коррекций
программы самовоспитания с
Результаты
профессионального