Типология современного урока математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 10:52, реферат

Краткое описание

Формы организации обучения в различных типах учебных заведений представляют собой внешнее выражение взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое соответствующими правилами и законами. Среди конкретных форм организации обучения чаще всего выделяют урок, практикумы, семинарские и факультативные занятия, дополнительные занятия и консультации, предметные кружки, конференции, учебные экскурсии, домашнюю работу учащихся. Основной организационной формой массового обучения математике в современной школе остаётся урок, имеющий немало известных педагогических достоинств. Применение же иных форм обучения обусловлено созданием неодинаковых, специфичных условий для обучения, воспитания и развития учащихся. Целесообразность применения той или иной формы определяется конкретной дидактической целью, содержанием и методами учебной работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Типология современного урока математики 3
1.1. Сущность урока 3
1.2. Структура урока 5
1.3. Типология уроков 6
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.17 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ          2

1. Типология современного  урока математики     3

1.1. Сущность урока         3

1.2. Структура урока         5

1.3. Типология уроков         6

Список литературы                20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

«Урок  - это  зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального  богатства, показатель его кругозора, эрудиции»                                     

                                                                                 В.А. Сухомлинский.

По мнению учащихся

« Современный урок –  это познавательный, интересный, нетрудный  урок, на котором учитель и ученик свободно общаются»,

« Современный урок –  это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и тоже, это  разнообразный урок»

« Современный урок –  это урок, на котором выслушивают  любое твоё мнение, урок, где человек  учится быть человеком»,

« Современный урок –  это урок, на котором чувствуешь себя уверенно»,

« Современный урок –  это урок без стрессов».

Урок как форма организации  учебной работы существует с 17 века, более 350 лет.

Урок был и остаётся самой распространённой  формой массового обучения в современной  школе, однако его роль и место  в организации образовательного процесса претерпевает изменения.    Складывающаяся ситуация во многом обусловлена  предоставленным  ныне общеобразовательным  учреждениям правом самостоятельно выбирать как методы и средства, так и формы, ориентированные  и на развивающее личность обучение. Это стимулировало также процесс  поиска и других, отличных от урочной  способов организации обучения математике. Отмеченная тенденция интерпретируется порой  педагогами   своеобразно: предлагается отказаться от урока и  заменить его другими формами  – студиями, мастерскими, разновозрастными классами, в которых реализуются различные методики коллективного способа обучения.

Многолетние исследования выявили  принципиальную неприемлемость любой  крайности, связанной с отрицанием или навязыванием какой-либо формы  организации массового обучения математике в современной школе. Именно в одной системе с уроком и через урок, как правило, осуществляется освоение в практике обучения новых  организационных форм, их непосредственное использование в образовательном  процессе и связанная с этим необходимость  внесения корректив в образовательный  процесс. 

Формы организации обучения в различных типах учебных  заведений представляют собой внешнее  выражение взаимодействия учителя  и учащихся, регулируемое соответствующими  правилами и законами. Среди конкретных форм организации обучения чаще всего  выделяют урок, практикумы, семинарские  и факультативные занятия, дополнительные занятия и консультации, предметные кружки, конференции, учебные экскурсии, домашнюю работу учащихся. Основной организационной  формой массового обучения математике в современной школе остаётся урок, имеющий немало известных педагогических достоинств. Применение же иных форм обучения обусловлено созданием неодинаковых, специфичных условий для обучения, воспитания и развития учащихся. Целесообразность применения той или иной формы  определяется конкретной дидактической  целью, содержанием и методами учебной  работы.

 

 

1. Типология современного урока математики

1.1. Сущность урока

 

Главная задача и  направление современного урока  видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества учителя и учащегося.


Современному уроку присуща  следующая совокупность признаков:

  • наличие определенных образовательных, воспитательных и развивающих целей;
  • отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения;
  • достижение поставленных целей путём подбора подходящих средств и методов обучения;
  • организация соответствующей учебной деятельности учащихся.

Ключевую позицию среди  основных признаков занимают цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие. Все они тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении урока или системы уроков различна.

В соответствии с поставленными  целями отбирается содержание урока. Оно  конкретизируется с помощью учебных  программ, учебников, методических пособий.

Для достижения поставленных целей на конкретном материале используются подходящие средства и методы обучения. Эффективность их выбора невозможна без глубокого знания специфики  традиционных и нетрадиционных, общих  и специальных методов обучения.

Каждой системе средств, приёмов и методов обучения соответствует  своя организационная форма, определяемая взаимоотношениями между учителем и учащимися. При этом используется индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы общения между обучающими и обучаемыми.

 

 

 

 

1.2. Структура урока

 

Любой урок имеет свой состав и своё строение – структуру. В состав урока входят структурные элементы: компоненты, этапы урока. Под структурой урока понимается совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Существуют различные подходы к выбору основных структурных элементов урока (см. уроки 5, 13, 17 и др.). В зависимости от их состава структура урока имеет различную степень общности.

Общая дидактическая структура  урока характеризуется следующими компонентами:

  1. актуализацией прежних знаний и способов действий;
  2. формированием новых знаний и способов действий;
  3. применением, т.е. формированием умений.

В практике обучения чаще всего  выделяют следующие основные этапы урока:

  • постановка цели урока;
  • проверка домашнего задания;
  • повторение пройденного материала;
  • объяснение нового материала;
  • закрепление изученного материала;
  • обобщение и систематизация новых знаний;
  • контроль знаний и умений учащихся;
  • постановка домашнего задания.

 

 

 

 

 

1.3. Типология уроков

 

 

Уроки могут быть разделены  на типы по различным признакам (см. уроки 2; 9; 13; 17 и др.):

  • по основной дидактической цели;
  • по основному способу их проведения;
  • по основным этапам учебного процесса.

1. По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

·  урок ознакомления с новым материалом;

·  урок закрепления изученного;

·  урок применения знаний и умений;

·  урок обобщений и систематизации знаний;

·  урок проверки и коррекции знаний и умений;

·  комбинированный урок.

2. Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:

  • в форме беседы;
  • лекции;
  • экскурсии;
  • киноуроки;
  • самостоятельная работа учащихся;
  • лабораторные и практические работы;
  • сочетание различных форм занятий.

3. Если же за основу типологии берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:

  • вводные;
  • первичного ознакомления с материалом;
  • образования понятий, установления законов и правил;
  • применения полученных правил на практике;
  • повторения и обобщения;
  • контрольные;
  • смешанные или комбинированные.

В качестве примеров подобных типологий, подразделяющих уроки по форме их проведения, можно привести следующие типы уроков:

  1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.
  2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.
  3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер начинает действовать» и т.д.
  4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т.д.
  5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.д.
  6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.
  7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и т.д.
  8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, «брейн-ринг», диспут.
  9. Интегрированные уроки.
  10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.д.

В качестве примеров другого  подхода к типологии уроков в  форме их проведения можно привести такие блоки однотипных уроков:

  1. Уроки творчества: урок изобретательства, урок выставка, урок-сочинение, урок-творческий отчёт и т.д.
  2. Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок-общественный смотр знаний, урок-диспут, урок-диалог и т.д.
  3. Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т.д.
  4. Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок-бенефис, урок-исторический обзор, урок-портрет и т.д.
  5. Театрализованные уроки: урок-спектакль, урок-воспоминаний, урок-суд, урок-аукцион и т.д.
  6. Игровые уроки: урок-деловая игра, урок-ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок-соревнование, урок-путешествие и т.д.
  7. Вспомогательные уроки: урок-тест, урок для родителей, урок-консультация и т.д.

Строение уроков основных типов

Реализация идеи использования  совокупности уроков, включающих наиболее характерные структурные элементы остальных уроков, позволила выявить  и подтвердить целесообразность выделения следующих девятнадцати их типов:

  1. урок ознакомления с новым материалом;
  2. урок закрепления изученного;
  3. урок применения знаний и умений;
  4. урок обобщения и систематизации знаний;
  5. урок проверки знаний и умений и их коррекция;
  6. комбинированный урок;
  7. урок-лекция;
  8. урок-семинар;
  9. урок-зачёт;
  10. урок-практикум;
  11. урок-экскурсия;
  12. урок-дискуссия;
  13. урок-консультация;
  14. интегрированный урок;
  15. театрализованный урок;
  16. урок-соревнование;
  17. урок с дидактической игрой;
  18. урок-деловая игра;
  19. урок-ролевая игра;

Эти уроки назовём уроками основных типов.

1) Урок ознакомления с новым материалом.

Структура этого урока  определяется его основной дидактической  целью: введением понятия, установлением  свойств изучаемых объектов, построением  правил, алгоритмов и т.д. Его основные этапы:

  • сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;
  • подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
  • ознакомление с новым материалом;
  • первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
  • постановка задания на дом;
  • подведение итогов урока.

2) Урок закрепления изученного.

Основная дидактическая  цель его – формирование определенных умений. Наиболее общая структура урока закрепления изученного такова:

  • проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала;
  • сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;
  • воспроизведение изученного и применение его в стандартных условиях;
  • перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;
  • подведение итогов урока;
  • постановка домашнего задания.

Информация о работе Типология современного урока математики