Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 10:52, реферат
Формы организации обучения в различных типах учебных заведений представляют собой внешнее выражение взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое соответствующими правилами и законами. Среди конкретных форм организации обучения чаще всего выделяют урок, практикумы, семинарские и факультативные занятия, дополнительные занятия и консультации, предметные кружки, конференции, учебные экскурсии, домашнюю работу учащихся. Основной организационной формой массового обучения математике в современной школе остаётся урок, имеющий немало известных педагогических достоинств. Применение же иных форм обучения обусловлено созданием неодинаковых, специфичных условий для обучения, воспитания и развития учащихся. Целесообразность применения той или иной формы определяется конкретной дидактической целью, содержанием и методами учебной работы.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Типология современного урока математики 3
1.1. Сущность урока 3
1.2. Структура урока 5
1.3. Типология уроков 6
Список литературы
3) Урок применения знаний и умений.
В процессе применения знаний
и умений различают основные звенья:
воспроизведение и коррекция
необходимых знаний и умений, анализ
заданий и способов их выполнения;
подготовка требуемого оборудования;
самостоятельное выполнение заданий,
рационализация способов выполнения заданий;
внешний контроль и самоконтроль
в процессе выполнения заданий. Этим
обусловлена возможная структур
4) Урок обобщения и систематизации знаний.
В уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы:
5) Урок проверки и коррекции знаний и умений.
При определении структуры урока контроля и коррекции, целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний и умений, т.е. от уровня осознания до репродуктивного и продуктивного (конструктивного) уровней. При таком подходе возможна следующая структура урока:
6) Комбинированный урок.
Комбинированный урок характеризуется
постановкой и достижением
Комбинированный урок, целью которого является проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом, может иметь такую структуру:
Структура комбинированного
урока во многом дублируется и
при конструировании так
7) Урок-лекция.
В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала распространены вводные, установочные, текущие и обзорные лекции. По характеру изложения и деятельности учащихся, лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией-беседой и т.д.
Лекционная форма проведения уроков целесообразна при:
Лекция строится на сочетании этапов урока: организации; постановки цели и актуализации знаний; сообщении знаний учителем и усвоении их учащимися; определении домашнего задания. Возможный вариант структуры урока-лекции:
8) Урок-семинар.
В практике обучения получили
распространение семинары-
Основные случаи, когда предпочтительнее организовать уроки в форме семинаров:
9) Урок-зачёт.
Практикуются различные виды зачётов: текущий и тематический, зачёт-практикум, дифференцированный зачёт, зачёт-экстерн. При их проведении используются различные формы организации деятельности учителя и учащихся: зачёт в форме экзамена, ринга, конвейера, общественного смотра знаний, аукциона. Зачёт имеет форму открытого или закрытого типа.
10) Урок-практикум.
Основной формой проведения является практические и лабораторные работы. Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки – практикумы. Основная организация деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работы. Предлагается следующая структура уроков-практикумов:
11) Урок-экскурсия.
По содержанию уроки-экскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов. По времени проведения относительного изучаемых тем различают вводные, сопутствующие и заключительные уроки экскурсии. Например, тематический урок-экскурсия может иметь следующую структуру:
12) Урок-дискуссия.
Различают дискуссии-диалоги, групповые дискуссии, массовые дискуссии. Формированию культуры дискуссии могут помочь следующие правила:
Дискуссия является одним из основных структурных компонентов урока-диспута, конференции, суда, заседания учёного совета.
13) Урок-консультация.
В зависимости от содержания и назначения выделяют тематические и целевые уроки-консультации. На консультации сочетаются различные формы работы с учащимися: общеклассные, групповые и индивидуальные.
14) Интегрированный урок.
Интегрированные уроки именуют межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия. Общая классификация интегрированных уроков по способу их организации:
15) Театрализованный урок.
Театрализованные уроки различают по форме их организации: спектакль, салон, сказка, студия.
16) Урок-соревнование.
Форма проведения уроков различная. Это поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: «Брейн ринг», КВН, «Счастливый случай», «Звёздный час». В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа:
17) Урок с дидактической игрой.
Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры. Различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
18) Урок-деловая игра.
Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
В рамках уроков чаще всего ограничиваются применением учебных деловых игр. Их отличительными свойствами являются:
Методика разработки деловых игр включает следующие этапы:
Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким: