Типология современного урока математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 10:52, реферат

Краткое описание

Формы организации обучения в различных типах учебных заведений представляют собой внешнее выражение взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое соответствующими правилами и законами. Среди конкретных форм организации обучения чаще всего выделяют урок, практикумы, семинарские и факультативные занятия, дополнительные занятия и консультации, предметные кружки, конференции, учебные экскурсии, домашнюю работу учащихся. Основной организационной формой массового обучения математике в современной школе остаётся урок, имеющий немало известных педагогических достоинств. Применение же иных форм обучения обусловлено созданием неодинаковых, специфичных условий для обучения, воспитания и развития учащихся. Целесообразность применения той или иной формы определяется конкретной дидактической целью, содержанием и методами учебной работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Типология современного урока математики 3
1.1. Сущность урока 3
1.2. Структура урока 5
1.3. Типология уроков 6
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.17 Кб (Скачать файл)

3) Урок применения знаний и умений.

В процессе применения знаний и умений различают основные звенья: воспроизведение и коррекция  необходимых знаний и умений, анализ заданий и способов их выполнения; подготовка требуемого оборудования; самостоятельное выполнение заданий, рационализация способов выполнения заданий; внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий. Этим обусловлена возможная структура такого урока:

  • проверка домашнего задания;
  • мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока;
  • осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий;
  • самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя;
  • обобщение и систематизация результатов выполненных заданий;
  • подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

4) Урок обобщения и систематизации знаний.

В уроке обобщения и  систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы:

  • постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;
  • воспроизведение и коррекция опорных знаний;
  • повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;
  • обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;
  • усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний;
  • подведение итогов урока.

5) Урок проверки и коррекции знаний и умений.

При определении структуры  урока контроля и коррекции, целесообразно  исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний и умений, т.е. от уровня осознания до репродуктивного и  продуктивного (конструктивного) уровней. При таком подходе возможна следующая структура урока:

  • ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке;
  • проверка знаний учащихся фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях;
  • проверка знаний учащихся основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;
  • проверка умений учащихся применять знания в стандартных условиях;
  • проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях;
  • подведение итогов (на данном и последующих уроках).

6) Комбинированный урок.

Комбинированный урок характеризуется  постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными  комбинациями определяются разновидности  комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока:

  • ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;
  • проверка домашнего задания;
  • проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;
  • изложение нового материала;
  • первичное закрепление изученного материала;
  • подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Комбинированный урок, целью  которого является проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом, может иметь такую структуру:

  • проверка выполнения домашнего задания;
  • проверка ранее усвоенных знаний;
  • сообщение темы, цели и задач урока;
  • изложение нового материала;
  • восприятие и осознание учащимися нового материала;
  • осмысление, обобщение и систематизация знаний;
  • постановка домашнего задания;

Структура комбинированного урока во многом дублируется и  при конструировании так называемых модульных уроков. Они характеризуются  постановкой и достижений нескольких дидактических целей, но так, чтобы  урок отличался завершенностью и  самостоятельностью:

  • мотивационная беседа, завершающаяся постановкой интегрирующей цели урока;
  • входной контроль (проверка домашнего задания и повторение изученного ранее);
  • работа с новым материалом;
  • завершающий контроль (проверка усвоенного материала на уроке);
  • рефлексия (самооценка и суждения о работе класса, группы, своей деятельности на уроке).

7) Урок-лекция.

В зависимости от дидактических  задач и логики учебного материала  распространены вводные, установочные, текущие и обзорные лекции. По характеру изложения и деятельности учащихся, лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией-беседой и т.д.

Лекционная форма проведения уроков целесообразна при:

  • изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным;
  • рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала;
  • подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении;
  • выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам;
  • применении изученного материала при решении практических задач.

Лекция строится на сочетании этапов урока: организации; постановки цели и актуализации знаний; сообщении знаний учителем и усвоении их учащимися; определении домашнего задания. Возможный вариант структуры урока-лекции:

  • создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач лекции;
  • её разрешение при реализации намеченного плана лекции;
  • выделение опорных знаний и умений и их оформление с помощью памятки «Как конспектировать лекцию»;
  • воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам, блок-конспектам, опорным конспектам и т.д.;
  • применение полученных знаний;
  • обобщение и систематизация изученного материала;
  • формирование домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы и перечня заданий из учебника.

8) Урок-семинар.

В практике обучения получили распространение семинары-развернутые беседы, семинары-доклады, рефераты, творческие письменные работы, комментированное чтение, семинар-решение задач, семинар-диспут, семинар-конференция и т.д.

Основные случаи, когда  предпочтительнее организовать уроки  в форме семинаров:

  • при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки учащимися;
  • после проведения вводных, установочных и текущих лекций;
  • при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме;
  • при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д.

9) Урок-зачёт.

Практикуются различные  виды зачётов: текущий и тематический, зачёт-практикум, дифференцированный зачёт, зачёт-экстерн. При их проведении используются различные формы организации деятельности учителя и учащихся: зачёт в форме экзамена, ринга, конвейера, общественного смотра знаний, аукциона. Зачёт имеет форму открытого или закрытого типа.

10) Урок-практикум.

Основной формой проведения является практические и лабораторные работы. Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки – практикумы. Основная организация деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работы. Предлагается следующая структура уроков-практикумов:

  • сообщение темы, цели и задач практикума;
  • актуализация опорных знаний и умений учащихся;
  • мотивация учебной деятельности учащихся;
  • ознакомление учащихся с инструкцией;
  • подбор необходимых дидактических материалов, средств обучений и оборудования;
  • выполнение работы учащимися под руководством учителя;
  • составление отчёта;
  • обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

11) Урок-экскурсия.

По содержанию уроки-экскурсии  делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов. По времени проведения относительного изучаемых тем различают вводные, сопутствующие и заключительные уроки экскурсии. Например, тематический урок-экскурсия может иметь следующую структуру:

  • сообщение темы, цели и задач урока;
  • актуализация опорных знаний учащихся;
  • восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;
  • обобщение и систематизация знаний;
  • подведение итогов урока и выдача учащимся индивидуальных заданий.

12) Урок-дискуссия.

Различают дискуссии-диалоги, групповые дискуссии, массовые дискуссии. Формированию культуры дискуссии могут помочь следующие правила:

  • вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора;
  • в споре не допускать тона превосходства;
  • грамотно и чётко ставить вопросы;
  • формировать главные выводы.

Дискуссия является одним  из основных структурных компонентов  урока-диспута, конференции, суда, заседания  учёного совета.

13) Урок-консультация.

В зависимости от содержания и назначения выделяют тематические и целевые уроки-консультации. На консультации сочетаются различные формы работы с учащимися: общеклассные, групповые и индивидуальные.

14) Интегрированный урок.

Интегрированные уроки именуют  межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия. Общая классификация  интегрированных уроков по способу  их организации:

  • конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;
  • конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
  • создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.

15) Театрализованный урок.

Театрализованные уроки  различают по форме их организации: спектакль, салон, сказка, студия.

16) Урок-соревнование.

Форма проведения уроков различная. Это поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных  игр: «Брейн ринг», КВН, «Счастливый  случай», «Звёздный час». В организации  и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа:

  • подготовительный;
  • игровой;
  • подведение итогов.

17) Урок с дидактической игрой.

Дидактическая игра имеет  устойчивую структуру, включающую следующие  основные компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры. Различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

18) Урок-деловая игра.

Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

В рамках уроков чаще всего  ограничиваются применением учебных  деловых игр. Их отличительными свойствами являются:

  • моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
  • поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
  • наличие конфликтных ситуаций;
  • обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
  • использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
  • контроль игрового времени;
  • элементы состязательности;
  • правила, системы оценок хода и результатов игры.

Методика разработки деловых  игр включает следующие этапы:

  • обоснование требований к проведению игры;
  • составление плана её разработки;
  • написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;
  • подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;
  • уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;
  • разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:

  • знакомство с реальной с<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman

Информация о работе Типология современного урока математики