Требования к применению мультимедиа технологий на уроках математики для активизации познавательной деятельности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы, - изучить какие мультимедиа технологии находят место при активизации познавательной деятельности младшего школьника на уроках математики.
Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования';
дать анализ основным понятиям связанным с темой;
перечислить какие информационные технологии находят место при обучении математике в начальной школе;
обобщить опыт работы и сделать выводы об эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль мультимедиа технологий в процессе обучения………………………...................................................................................5
Раскрытие понятий Мультимедиа технология и Познавательная деятельность…………………………………………………………………………..
Особенности использования мультимедиа технологий в начальной школе…………………………………………………………………...12
Глава 2. Требования к применению мультимедиа технологий на уроках математики в начальных классах………………………………………………….16
2.1. Требования к презентациям….……………….......………….…......
2.2. Конспект урока математики «Решение задач на увеличение /уменьшение / числа в несколько раз».
Заключение…………………………………………………………….…….24
Список литературы………………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 61.51 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство образования Российской Федерации

Филиал ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет  им. К.Д. Ушинского» в г. Угличе Ярославской области

Кафедра теории методики профессионального  образования

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

Тема: «Требования к применению мультимедиа технологий на уроках

математики для активизации  познавательной деятельности младшего

школьника».

 

 

 

Работу выполнила студентка:

Голоскевич Ирина Сергеевна

Научный руководитель:

Пискарева Лариса Ивановна

Заключение  научного руководителя о допуске  к защите

 

Оценка  публичной защиты работы

Углич 2010 

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Роль мультимедиа технологий в процессе обучения………………………...................................................................................5

    1. Раскрытие понятий Мультимедиа технология и Познавательная деятельность…………………………………………………………………………..
    2. Особенности использования мультимедиа технологий в начальной школе…………………………………………………………………...12

Глава 2. Требования к применению мультимедиа технологий на уроках математики в начальных классах………………………………………………….16

  2.1. Требования к презентациям….……………….......………….…......

2.2.  Конспект урока математики «Решение задач на увеличение /уменьшение / числа в несколько раз».

Заключение…………………………………………………………….…….24

Список литературы………………………………………………………….27

Приложение……………………………………………………………………

 

 

 

Введение

Мы стоим на пороге эпохи  неограниченного развития и повсеместного  распространения компьютеров, которые  становятся интеллектуальным орудием  и партнером практически во всех сферах жизни и деятельности человека.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания - предметом относительным  и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование  – это непрерывный процесс.

Для начальной школы это  означает смену приоритетов в  расстановке целей образования: одним из результатов обучения и  воспитания в школе первой ступени  должна стать готовность детей к  овладению современными компьютерными  технологиями и способность актуализировать  полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Для реализации этих целей  возникла необходимость применения ИКТ на различных уроках в начальной  школе,что позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Возможности интернета и  мультимедиа позволяют черпать  знания не только из учебников, но и  из всевозможных мультимедийных энциклопедий и крупнейших мировых библиотек.

 Использование ИКТ  в начальной школе повышает  эффективность учебно-воспитательного  процесса благодаря следующим  показателям:

  • активизации восприятия учащимися за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделение главных мыслей;
  • во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;
  • большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт - дисков и воспроизведён  на экране, в формате, видимом всеми учащимися.

Осуществление младшими школьниками  учебной деятельности на разных предметах  способствует формированию у них  таких мыслительных действий, как  рефлексия, анализ и планирование, являющихся основой теоретического мышления, и  одновременно развитию познавательных процессов – восприятия, воображения, памяти.

Большой вклад  в решение  проблем компьютеризации внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и другие.

Различные дидактические  проблемы компьютеризации в нашей  стране нашли отражение в работах: А.П.Ершова, А.А.Кузнецова, Т.А.Сергеевой, И.В.Роберт; методические-Б.С.Гершунского, Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические-В.В.Рубцова, В.В.Тихомирова и др.

 

Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.

Проблема - каковы мультимедиа технологии на уроках математики, активизирующие познавательную деятельность младшего школьника.

Объектом изучения данной работы является процесс использования мультимедиа технологий для активизации познавательной деятельности младшего школьника.

Предметом является методика использования мультимедиа технологий на уроках математики для активизации познавательной деятельности младшего школьника.

Цель данной работы, - изучить какие мультимедиа технологии находят место при активизации познавательной деятельности младшего школьника на уроках математики.

Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования';
  2. дать анализ основным понятиям связанным с темой;
  3. перечислить какие информационные технологии находят место при обучении математике в начальной школе;
  4. обобщить опыт работы и сделать выводы об эффективности.

Методами написания курсовой работы могут являются: литературный обзор, метод анализа и синтеза.

В качестве теоретической основы изучения в работе широко применялись труды и учебные пособия российских авторов, разработки педагогов по изучению данного вопроса.

Структура работы следующая - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

Глава 1. Роль мультимедиа технологий в процессе обучения

1.1.Раскрытие понятий  Мультимедиа технология и Познавательная  деятельность

 

Применение новых и  новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых  понятий.

Когда компьютер стали  использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью средств ИКТ. Частью ИКТ являются мультимедиа технологии. Так что же такое мультимедиа технологии?

Мультимедиа в переводе с английского означает «много средств»:звук, видео, графика(схемы, фотографии, рисунки). Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запомнить материал, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса. Мультимедиа - область компьютерной технологии, связанная с использованием информации, имеющей различное физическое представление и существующей на различных носителях.

Мультимедиа технологию можно  рассматривать как объяснительно-иллюстративный  метод обучения, основным назначением  которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения  учебного материала и обеспечения  его успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. «По результатам исследования института  «Евролингвист» (Голландия) большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 30-50%.»[1]

Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и  тем самым повышают эффективность  процесса обучения. С методических позиций мультимедиа имеют следующие демонстрационные преимущества:

 представляют в трехмерном пространстве информацию, которая может быть дозирована в соответствии с особенностями процесса обучения;

с помощью слайдов можно применять разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную;

можно использовать различные видеофрагменты, картинки, схемы, диаграммы, показывать опыты, которые по требованиям охраны труда нельзя проводить в школе.

Мультимедиа ресурсы за счет увеличения доли информации, представленной в визуальной форме, открывают перед учителем новые возможности подачи учебного материала (цветные динамические иллюстрации, звуковое сопровождение, фрагменты «живых» уроков и пр.). Электронные способы получения, хранения и переработки информации позволяют вводить новые виды педагогической и учебной деятельности (создание учебных сайтов, составление словарей, справочников и т.п.). У школ и отдельных учителей появляются возможности создания электронных библиотек с готовыми мультимедиа ресурсами, автоматизированного составления разнообразных дидактических материалов.

При использовании в обучении математике, русскому языку, природоведению мультимедиа технологий традиционная структура урока может принципиально не меняться. В ней по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменяются только их временные характеристики и насыщенность. Мультимедиа презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

образовательный аспект —  восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;

развивающий аспект — развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;

воспитательный аспект — формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи.

«Современные интерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать многие традиционные виды учебно-познавательной деятельности, облегчить понимание учащимися сущности изучаемых зависимостей или отношений, превратить

работу на уроке в увлекательное  занятие по открытию нового.

Даже обычный редактор Power Point, имеющийся сегодня в распоряжении каждого школьного учителя, обладает большими дидактическими возможностями. » [2]

На этапе создания мультимедиа презентации необходимо учитывать следующие моменты:

  • Психологические особенности учащихся данного класса.
  • Цели и результаты обучения.
  • Структуру познавательного пространства.
  • Местоположение учащихся.
  • Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока.
  • Цветовую гамму оформления учебного материала.

При работе с мультимедиа презентациями на уроках необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

  • Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
  • Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста.
  • Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.
  • Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
  • Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.
  • Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.
  • Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.
  • Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
  • На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.
  • Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Информация о работе Требования к применению мультимедиа технологий на уроках математики для активизации познавательной деятельности младшего школьника