Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 19:00, курсовая работа
Огромное количество детских садов в Российской Федерации работают, опираясь на рекомендации « Программы воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М. А. Васильевой, В.В Гербовой и Т.С. Комаровой. Согласно данной программе, ведущими целями воспитания является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности.
Введение 3
1. Понятие и задачи трудового воспитания дошкольников………………6
2. Проанализировать особенности трудовой деятельности дошкольников………………………………………………………………..9
3. Проанализировать виды трудовой деятельности дошкольников…….17
4. Проанализировать формы организации трудовой деятельности дошкольников………………………………………………………………18
5. Определить роль трудового воспитания в нравственном становлении личности дошкольника……………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….25
Литература………………………………………………………………………..27
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования города Москвы
Курсовая работа
Тема: Трудовое воспитание дошкольников
Руководитель:
Содержание
Введение 3
1. Понятие и задачи трудового воспитания дошкольников………………6
2. Проанализировать
особенности трудовой деятельности
дошкольников………………………………………………
3. Проанализировать виды трудовой деятельности дошкольников…….17
4. Проанализировать
формы организации трудовой деятельности
дошкольников………………………………………………
5. Определить
роль трудового воспитания в нравственном
становлении личности дошкольника…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Огромное количество детских садов в Российской Федерации работают, опираясь на рекомендации « Программы воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М. А. Васильевой, В.В Гербовой и Т.С. Комаровой. Согласно данной программе, ведущими целями воспитания является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности.
Трудолюбие и способность
к труду не даются человеку от природы,
но воспитываются с самого раннего
детства. Понимая огромную роль труда
в воспитании подрастающего поколения,
великие педагоги К. Д. Ушинский, А.C.
Макаренко, В. A. Сухомлинский и др. в
своих работах часто
Великий русский педагог К. Д. Ушинский утверждал что, «материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья».1
Об этом писал и В. А. Сухомлинский: «труд становится великим воспитателем, когда входит в духовную жизнь воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».2
«Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе он должен быть одним из самых основных элементов», - считал А. С. Макаренко. 3
Трудовая деятельность необходима человеку для удовлетворения его жизненных потребностей, и не только физических. Она является важнейшим источником нравственного и эстетического развития личности.
Трудовое воспитание ребенка надо начинать как можно раньше , когда ребенок впервые произносит: « Я сам». Опыт показывает, что привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие.
Труд должен доставлять удовлетворение
и радость. А это возможно при
условии, что он посилен ребенку,
осмыслен им как приносящий пользу
другим людям. Трудовое воспитание - важное
средство всестороннего развития личности
дошкольника. Разумно организованный
труд укрепляет физические силы, здоровье
ребенка. Движения становятся увереннее
и точнее. Действуя, малыш все
лучше ориентируется в
Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
В данной работе использовались учебные пособия по дошкольной педагогике и психологии, труда отечественных педагогов разных лет. К примеру, такие как, «Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду», под редакцией Р.С. Буре; «Трудовое воспитание в детском саду», под редакцией В. Г. Нечаевой; «Нравственное и трудовое воспитание дошкольников», под редакцией С. А. Козловой, а также многие другие.
Объект исследования - воспитание дошкольников.
Предмет – трудовое воспитание.
Цель – изучение системы работы по трудовому воспитанию.
Задачи:
1.Проанализировать особенности трудовой деятельности дошкольников.
2.Проанализировать виды трудовой деятельности дошкольников.
3.Проанализировать формы организации трудовой деятельности дошкольников.
4.Определить роль трудового воспитания в нравственном становлении личности дошкольника.
5
дошкольников
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте.
Труд - центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека.
Понятие труд трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».4
Труд взрослых существенно
отличается от труда детей. Труд людей
в обществе всегда направлен на создание
материальных и духовных ценностей.
Труд детей не имеет и не может
иметь такого значения. Результаты
труда детей удовлетворяют
Объективная оценка результатов труда ребенка крайне затруднена. Но в то же время дошкольник в процессе труда прилагает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.
В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.
Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии»5.
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.6
На основе классификации Ю.К. Бабанского, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой можно выделить две группы задач трудового воспитания дошкольников:
1. Помощь ребенку в
овладении трудовой
2. Развитие личности ребенка
в труде: развитие свойств,
качеств личности; формирование
взаимоотношений; приобретение
Трудовое воспитание дошкольников не заканчивается в детском саду. В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении - всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.
Воспитатели дошкольного образовательного учреждения должны сотрудничать с семьёй в процессе трудового воспитания дошкольников.
Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей.
«Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Так, например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно - бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой, полоскать белье и т.п. В средней группе дети прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Старшие дошкольники моют игрушки губкой с мылом, стирают мелкие вещи, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок.
Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно - гигиенические требования к его организации.
В ходе обучения трудовым навыкам
воспитатель формирует у детей
желание выполнять
8
справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.
Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.
В детском саду решается
задача формирования у детей умения
трудиться в коллективе. Происходит
это постепенно, путем объединения
детей в процессе труда в небольшие
с общим заданием (если у них
уже есть опыт работы вдвоем - втроем,
то общее задание может выполнять
группа 6-7 участников). В процессе такого
труда воспитатель формирует
у детей представления об общей
ответственности за порученное дело,
умение самостоятельно и согласованно
действовать, распределять между собой
работу, приходя на помощь друг другу
и стремясь совместными усилиями
достичь результата. Все это обогащает
их опыт взаимоотношений в
2. Проанализировать особенности трудовой
деятельности дошкольников
Трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии зарождения и проявляется, прежде всего, как продуктивная подражательная деятельность. В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей. Наиболее существенным является отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей.
В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества. Согласованность и точность движений в труде, полученный результат формируют умение создавать, ценить, беречь красивое,
9
т. е. обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.