Трудовое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Огромное количество детских садов в Российской Федерации работают, опираясь на рекомендации « Программы воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М. А. Васильевой, В.В Гербовой и Т.С. Комаровой. Согласно данной программе, ведущими целями воспитания является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и задачи трудового воспитания дошкольников………………6
2. Проанализировать особенности трудовой деятельности дошкольников………………………………………………………………..9
3. Проанализировать виды трудовой деятельности дошкольников…….17
4. Проанализировать формы организации трудовой деятельности дошкольников………………………………………………………………18
5. Определить роль трудового воспитания в нравственном становлении личности дошкольника……………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….25
Литература………………………………………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ.docx

— 57.94 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

Среднего профессионального  образования города Москвы

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

 

 

 

 

 

Тема: Трудовое воспитание дошкольников

 

 

 

 

 

                                                                Выполнила:

          Группа:
Специальность:

Руководитель:

 

 

 

 

Москва 2012

 

Содержание

 

Введение 3

1. Понятие и задачи трудового воспитания дошкольников………………6

          2. Проанализировать особенности трудовой деятельности    дошкольников………………………………………………………………..9

3. Проанализировать виды трудовой деятельности дошкольников…….17

4. Проанализировать формы организации трудовой деятельности дошкольников………………………………………………………………18

5. Определить роль трудового воспитания в нравственном становлении   личности дошкольника……………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………….25

Литература………………………………………………………………………..27

 

Введение

Огромное количество детских садов  в Российской Федерации работают, опираясь на рекомендации « Программы  воспитания и обучения в детском  саду», под редакцией М. А. Васильевой, В.В Гербовой и Т.С. Комаровой. Согласно данной программе, ведущими целями воспитания является создание благоприятных условий  для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни  в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных  видов деятельности.

Трудолюбие и способность  к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего  детства. Понимая огромную роль труда  в воспитании подрастающего поколения, великие педагоги К. Д. Ушинский, А.C. Макаренко, В. A. Сухомлинский и др. в  своих работах часто затрагивали  данную тему.

Великий русский педагог  К. Д. Ушинский утверждал что, «материальные  плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья».1

Об этом писал и В. А. Сухомлинский: «труд становится великим  воспитателем, когда входит в духовную жизнь воспитанников, дает радость  дружбы и товарищества, развивает  пытливость и любознательность, рождает  волнующую радость преодоления  трудностей, открывает все новую  и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское  чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь  человека».2

«Труд - всегда был основой  для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе он должен быть одним из самых основных элементов», - считал А. С. Макаренко. 3

Трудовая деятельность необходима человеку для удовлетворения его  жизненных потребностей, и не только физических. Она является важнейшим  источником нравственного и эстетического  развития личности. 

Трудовое воспитание ребенка  надо начинать как можно раньше , когда ребенок впервые произносит: « Я сам». Опыт показывает, что привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие.

Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при  условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее  и точнее. Действуя, малыш все  лучше ориентируется в пространстве.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может  и должен быть организован так, чтобы  они научились понимать пользу и  необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к  работе с любовью, видеть в ней  радость - необходимое условие для  проявления творчества личности, ее талантов.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких  качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и  явления, с которыми он имеет дело.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в  школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе  самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением  себя обслужить. Труд это то, что  развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

В данной работе  использовались учебные пособия по дошкольной  педагогике и психологии, труда отечественных  педагогов разных лет.  К примеру, такие как, «Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду», под редакцией Р.С. Буре;  «Трудовое  воспитание в детском саду», под  редакцией В. Г. Нечаевой;  «Нравственное  и трудовое воспитание дошкольников», под редакцией С. А. Козловой, а  также  многие другие.

 

Объект исследования - воспитание дошкольников.

Предмет – трудовое воспитание.

Цель – изучение системы работы по трудовому воспитанию.

Задачи:

1.Проанализировать особенности трудовой деятельности дошкольников.

2.Проанализировать виды трудовой деятельности дошкольников.

3.Проанализировать формы организации трудовой деятельности дошкольников.

4.Определить роль трудового воспитания в нравственном становлении личности дошкольника.

 

 

 

5

 

  1. Понятие и задачи трудового воспитания

дошкольников

Среди воспитательно-образовательных  задач, выдвигаемых обществом, вопросы  трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте.

Труд - центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные  в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека.

Понятие труд трактуется как  «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и  приспособление предметов природы  для удовлетворения своих потребностей».4

Труд взрослых существенно  отличается от труда детей. Труд людей  в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может  иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности  самого ребенка или окружающих его  людей.

Объективная оценка результатов  труда ребенка крайне затруднена. Но в то же время дошкольник в процессе труда прилагает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.

В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В  игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

Трудолюбие и способность  к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии»5.

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового  воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к  нему; обучение простейшим трудовым умениям  и навыкам; воспитание интереса к  труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться  в коллективе и для коллектива.6

На основе классификации  Ю.К. Бабанского, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой можно выделить две группы задач трудового воспитания дошкольников:

1. Помощь ребенку в  овладении трудовой деятельностью:  в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков,  умений.

2. Развитие личности ребенка  в труде: развитие свойств,  качеств личности; формирование  взаимоотношений; приобретение социального  опыта взаимодействия.7

Трудовое воспитание дошкольников не заканчивается в детском саду. В детском саду, в семье, доступном  ему общественном окружении - всюду  ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.

Воспитатели дошкольного  образовательного учреждения должны сотрудничать с семьёй в процессе трудового  воспитания дошкольников.

Знания дошкольников о  труде взрослых должны оказать большое  влияние на формирование у них  правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью  не сочетается с трудом самих детей.

«Программа воспитания в  детском саду» раскрывает объем  трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Так, например, формируя у младших  дошкольников навыки и умения хозяйственно - бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной  тряпкой, полоскать белье и т.п. В средней группе дети прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются  игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Старшие дошкольники  моют игрушки губкой с мылом, стирают  мелкие вещи, готовят необходимое  оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок.

Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель  должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого  содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно - гигиенические  требования к его организации.

В ходе обучения трудовым навыкам  воспитатель формирует у детей  желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя  на помощь всякий раз, когда они нуждаются  в ней. Не следует допускать, чтобы  дошкольники испытывали огорчения  от неудачных попыток самостоятельно

8

справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.

Необходимо помнить о  том, что труд должен приносить детям  радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения  детей в процессе труда в небольшие  с общим заданием (если у них  уже есть опыт работы вдвоем - втроем, то общее задание может выполнять  группа 6-7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует  у детей представления об общей  ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой  работу, приходя на помощь друг другу  и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает  их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.

 

 

2. Проанализировать особенности трудовой

 деятельности  дошкольников

Трудовая деятельность в  дошкольном возрасте находится в  стадии зарождения и проявляется, прежде всего, как продуктивная подражательная деятельность. В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей. Наиболее существенным является отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей.

В процессе труда у детей  формируются привычка к трудовому  усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и стремление помочь товарищу, инициативность и  другие личностные качества. Согласованность  и точность движений в труде, полученный результат формируют умение создавать, ценить, беречь красивое,

9

т. е. обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.

Информация о работе Трудовое воспитание дошкольников