Трудовое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Огромное количество детских садов в Российской Федерации работают, опираясь на рекомендации « Программы воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М. А. Васильевой, В.В Гербовой и Т.С. Комаровой. Согласно данной программе, ведущими целями воспитания является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и задачи трудового воспитания дошкольников………………6
2. Проанализировать особенности трудовой деятельности дошкольников………………………………………………………………..9
3. Проанализировать виды трудовой деятельности дошкольников…….17
4. Проанализировать формы организации трудовой деятельности дошкольников………………………………………………………………18
5. Определить роль трудового воспитания в нравственном становлении личности дошкольника……………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….25
Литература………………………………………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ.docx

— 57.94 Кб (Скачать файл)

Хозяйственно - бытовой  труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Дети на опыте усваивают  элементарные представления о свойствах  различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно  делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что  ее можно складывать, резать, склеивать.

Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая  с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при  помощи линейки. Работа с природным материалом - листьями, желудями, соломой, корой и т. д. - дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

 

 

4. Проанализировать формы организации

труда дошкольников

Труд детей дошкольного  возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности. 9

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными  или общими, простыми (содержащими  в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений  способствуют формированию у детей  интереса к труду, чувства ответственности  за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое  усилие, чтобы довести дело до конца  и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения  индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно - два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для  стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в  условиях, когда они еще не могут  организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель  поручает детям самостоятельно постирать  кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить  место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех  видах труда, в которых у детей  недостаточно развиты умения, или  тогда, когда их обучают новым  умениям. Индивидуальные поручения  даются также детям, нуждающимся  в дополнительном обучении или особо  тщательном контроле (когда ребенок  невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать  методы воздействия.

В подготовительной к школе  группе при выполнении общих поручений  дети должны проявлять необходимые  навыки самоорганизации, и поэтому  воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения  к контролю, напоминанию.

Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание

19

коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность  их участие в труде. Назначение и  смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в  условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у  детей ответственность перед  коллективом, заботливость, а также  понимание необходимости своей  работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели  навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет  в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно  за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства  по подготовке к занятиям. В старших  группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует  во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в  зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные  формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу  с

просьбой, договариваться о  совместных действиях, помогать друг другу.

5. Определить роль трудового воспитания в нравственном становлении личности дошкольника

Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в  процессе воспитания, процессе сложном  и многогранном, требующем от воспитателей большого терпения, определенных знаний возрастной психологии ребенка. Личность ребенка  неповторима в своей  индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и ключ к их пониманию.

Любая наша деятельность всегда целенаправленна, всегда вызвана определенными мотивами, которые внутренне побуждают  нас совершать какие-то поступки, выполнять ту или иную работу. Но можно хорошо трудиться и быть безнравственным человеком. И когда  говорят, что любой труд облагораживает, наверное, это не совсем верно. Воспитывая в детях привычку к труду, мы должны помнить не только о том, чтобы  они выросли трудолюбивыми, но и  чтобы побуждающие их к деятельности мотивы были высоконравственными. Потому что только высокие мотивы заставляют нас ставить большие и серьезные  задачи в жизни, помогают справиться с временными неудачами, преодолевать трудности.

Трудолюбие — одно из важнейших  нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством, — нравственный калека.

Но смысл и содержание трудового  воспитания состоят именно в том, чтобы вместе с привычкой трудиться  прививать ребенку высоконравственные мотивы, побуждающие к труду. Общественные мотивы должны играть в воспитании трудолюбия преобладающую роль. Труд для других, для общества, частью которого являешься и ты, оказывает  благотворное влияние на формирование личности. Он приносит глубокое моральное  удовлетворение, сознание своей нужности, необходимости, вдохновляет человека на большие свершения, поднимает  его в собственных глазах. Общественная жизнь ребенка начинается еще  в дошкольном детстве. Поручения, которые  выполняет он в детском саду, дома, связанные с интересами детского коллектива или семьи,

21

направлены на общественную пользу. Поэтому одна из основных задач семьи — всячески поддерживать стремление ребенка участвовать в общественной жизни, стараться, чтобы он жил интересами коллектива, чтобы занял в нем свое место.

 Во - первых, ребенок в возрасте уже 4-5 лет многое может сделать своими руками; это не значит, понятно, что до того о труде малыша не стоит думать, — просто в этом возрасте результаты его труда могут быть вполне реальными, он может, скажем, стать настоящим помощником взрослых в их домашних делах. (Хотя поначалу, конечно, хлопоты о том, чтобы наладить труд ребенка, научить его тем или иным трудовым навыкам, непосредственно себя не окупают: взрослому легче было бы сделать что-то самому. Но это только поначалу!)

Во-вторых, труд не обедняет жизнь  дошкольника, а, напротив, обогащает  ее — новыми впечатлениями, новыми поводами для игры, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями отношений с людьми. Воспитание для труда и в труде —  важнейшее, ничем не заменимое средство всестороннего развития личности.

Труд полезен для здоровья ребенка, способствует его физическому развитию, конечно если он разумно организован, если соблюдены необходимые условия (исключить непосильное; не загружать  малыша монотонной работой; следить  за позой; обеспечить выполнение гигиенических  требований: хорошее освещение, свежий воздух). Движения малыша, знакомого  с трудом, всегда более точны и  уверенны; он все лучше ориентируется  в пространстве; ему понятнее ход  времени. Труд, далее, дает мощный импульс  умственному развитию детей. Они  многое узнают о свойствах материалов, с которыми работают, — о картоне  и ткани, о металле и пластмассах; им теперь ясно назначение орудий труда, которыми они пользуются, — молотка  и ножниц, гаечного ключа; заметно  обогащается весь их чувственный  опыт.

 

22

Труд много требует, — да, это  так; но именно в ответ на эти требования и происходит развитие буквально  всех сторон интеллекта малыша — активного  восприятия, наблюдательности, сосредоточенности, внимания, памяти.

Включается в работу мышление, ведь ребенку надо сравнивать, сопоставлять предметы, с которыми он имеет дело, устанавливать простейшие закономерности явлений. (Вот вы поручили ему ухаживать  за растениями; тут малыш не просто действует руками, поливая цветы  или огородные культуры из лейки, разрыхляя землю, — он получает возможность  заметить рост растений и установить, что рост этот зависит именно от ухода — его ухода!— за ними.)

Чтобы выполнить трудовое задание (даже самое простое), ребенок должен представить себе, с чего он начнет, что станет делать потом — ведь в любом деле есть внутренняя логика, значит, свои действия надо спланировать, приноровляясь к этой логике. А умение планировать свое поведение (в широком смысле — управлять им) считается одним из важнейших показателей развития ребенка.

Труд, наконец, вносит неоценимый вклад  в нравственное воспитание. Простое  перечисление важных качеств личности, укрепляемых в труде, скажет нам  об этом: готовность к преодолению  трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, то есть добросовестность, дисциплинированность,

самостоятельность, инициативность; очень важно, что труд дает малышу возможность проявить реальную заботу о других людях, близких и далеких, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма — умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто  рядом.

Задачи трудового воспитания не сводятся к выработке какого-то круга  навыков и умений; пронизывая всю  жизнь ребенка, оно многообразно. И хотя в повседневном семейном бытии разные стороны его сплавлены воедино, назовем эти стороны одну за другой. Мы готовим своего ребенка к тому, чтобы он в свое время — каким далеким нам сейчас это время ни казалось бы — мог смело вступить в самостоятельную жизнь.

23

 Значит, мы хотим, чтобы наш ребенок: - понимал, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни; - уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда; - познакомился бы с тем, что представляют из себя разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате; - был готов трудиться сам — и потому, что это ему нравится, интересно, и потому, что это надо; - учился бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудился бы, принося пользу людям, и развивал бы свои трудовые способности.

Воспитывать у детей желание  и умение трудиться можно, выполняя некоторые педагогические требования  — простые, но важные. Пусть родители глубоко осознают, что их собственное добросовестное отношение к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительное отношение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых — это для ребенка очень важный стимул. Конечно, подавляющее большинство детей не имеют возможности наблюдать труд своих пап и мам на общественном производстве, но у взрослых и без того немало дел, которые могут и должны происходить на глазах у детей. Видя, как работают старшие, они с радостью займутся с ними уборкой помещения, стиркой, приготовлением обеда, будут копаться в саду, на огороде. Необходимо создать надлежащие условия для труда малышей. В детском саду дети трудятся вместе. Надо и дома создать условия для совместной работы нескольких детей. В общем труде крепнут дружеские связи между детьми, возникает желание помогать друг другу; легче предупредить развитие таких отрицательных качеств, как хвастовство, лень, эгоизм.

Информация о работе Трудовое воспитание дошкольников