Труд в природе, его роль в формировании экологической воспитанности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 09:39, контрольная работа

Краткое описание

Воспитывать трудолюбие и бережное отношение детей к природе — одна из важных задач общей работы по охране окружающей среды.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Содержание

1. Труд в природе, его роль в формировании экологической воспитанности
2. Создание условий для трудовой деятельности в д/с.
3. Содержание труда детей в природе в каждой возрастной группе детского сада
4. Формы организации труда детей в природе
5. Руководство воспитателя трудом детей
6. Библиография
7. Практическая часть

Вложенные файлы: 1 файл

0202.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

 

 В каждой  возрастной группе определены  виды и содержание трудовой  деятельности детей, задачи, которые  решаются в процессе детского труда.

 

 Организуя  трудовую деятельность, воспитатель  обеспечивает всестороннее развитие  детей, помогает им обрести уверенность  в своих силах, сформировать жизненно  необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и  самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность детей, доставляя им радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.

применяются во всех возрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей- оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма организации труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда. 

дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственности за выполнение задания.

 

При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны и протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы. Коллективный труд может быть организован для одной небольшой подгруппы (Нп, 5-6 детей поливают цветник или собирают плоды).

 

 

 

5. Руководство  воспитателя трудом детей

 

 

 Младшие  группы. Дети помогают воспитателю  в уходе за животными и растениями в уголке природы и на участке. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение заранее приготовленной водой и др.) Труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает к нему всех детей.

 

 Во второй  младшей группе возможно организация  труда всего коллектива детей. Работу организуют как «труд  рядом» - дети не испытывают никакой  зависимости друг от друга. Это  дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе, что очень важно когда он только овладевает навыками. И в то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду.

 

 Во второй  младшей группе возможно организация  труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовою операцию: обтирает растения, или сажает горох на грядке, или поливает клумбу.

 

 При  обучении навыкам труда в природе  детям младшей группы показывают  каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение  её всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции.

 

 Труд  детей младшего возраста проходит  при участии воспитателя или  под его наблюдением. Воспитатель  помогает малышам, если они в  чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой.

 

 Средняя  группа. Формы организации детей  этого возраста в процессе  труда те же, что и в младшей  группе. Большое место занимают  индивидуальные поручения, но они  носят теперь более длительный характер. Дети выполняют одно и то же поручение в течение 2-3 дней. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции ( но не более двух). Навыки детей средней группы ещё несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.

 

 Коллективные  формы труда воспитатель использует  тогда, когда необходимо познакомить  детей с новыми трудовыми операциями.

 

 Дети  средней группы в труде более  самостоятельны. Обучая их новой  трудовой операции, воспитатель  показывает и объясняет все  задания, а затем делит его  на последовательные этапы (провести  бороздку, положить семена, засыпать  землей, полить).Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснения.

 

 Характер  оценки меняется: воспитатель дает  оценку по ходу труда детей  и тут же при необходимости  предлагает исправить ошибку. Он учить ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо помыть.

 

 Т.о., в  средней группе усложняются формы  организации детей в процессе  труда и методика руководства  труда в природе.

 

 Старшие  группы. У детей старшего дошкольного  возраста необходимо формировать  умение не только принять, но  и поставить трудовую задачу, представить результат её выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс ( при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок малышам, маме. 2-3 детям дают длительные поручения – ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т.д.

 

 В старшей  группе вводятся дежурства детей  в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-3 детей. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств должна быть не более 3 дней. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитость.

 

 Руководство  воспитателя работой дежурных  направлено на формирование необходимых навыков и умений ухода за животными и растениями, а также на развитие коллективных взаимоотношений детей и правильного отношения к труду. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового и интересного заметили в развитии растений, в поведении животных. Ребята оценивают работу, выполненную дежурными, высказывают суждения о её качестве.

 

 По равнению  с предшествующим возрастом значительно  усложняется организация коллективного труда старших дошкольников. Для общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается общий, например коллективная работа в уголке природы и т.д.

 

 Имеет  место наиболее сложный вид  коллективного труда – труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде и цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает на них бороздки и сеет семена. При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри них. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает помощь, дает советы, указания.

 

 Ведущий  прием обучения старших дошкольников  новому виду труда – объяснение. Показ способов применяется в основном при ознакомлении с новой рудовой операцией.

 

 Особенность  руководства трудом старших дошкольников  состоит в том, что воспитатель  обсуждает с детьми, что нужно  сделать и как выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

 

 

6. Библиография

 

 

Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание – 1993. – № 7. – С. 39- 43.

 

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 480 с.

 

Зацепина В. Планета Земля – наш общий Дом (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 7. – С. 29-36.

 

Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: «Детство - пресс», 2000. – 319 с.

 

«МЫ». Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп.– СПб: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.

 

Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.: Новая школа. - 1996. – 48 с.

 

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.

 

Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. – 208 с.

 

9. Саморукова  П.Г.. Как знакомить дошкольников с природой. М. «Просвещение», 1983 – 208с.

 

10. Васильева  М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Прграмма  воспитания и обучения в детском  саду- М., Мозаика-Синтез, 2007-230с.

 

 

7. Практическая  часть

 

 

 Стрекоза

 

Материал: семена (крылатки) ясеня, клена; семена яблока; сухая веточка любого дерева; пластилин.

 

 

 

 

 

Ход работы.

 

Взрослый загадывает детям загадку о стрекозе и показывает изготовленную им игрушку - стрекозу. Затем предлагает внимательно рассмотреть ее и сказать, из чего она сделана. Обращает внимание детей на то, что у стрекозы продолговатое брюшко, тонкие прозрачные крылья, большие выпуклые глаза.

 

После рассмотрения игрушки-образца воспитатель показывает, как создается игрушка, вместе с детьми уточняет последовательность работы. Из пластилина (или глины) нужно вылепить продолговатое брюшко и округлую голову, из семян яблока сделать глаза и расположить их в верхней час-ти головы. Хвост стрекозы сделать из сухой веточки и прикрепить к брюшку сзади. Крылья стрекозы - крылатки ясеня (или клена) вставить попарно в боковые части брюшка; усы и лапки сделать из тонкой проволоки.

 

Затем, ребята сами выполняют поделку. Взрослый подсказывает им.

 

В итоге проводятся анализ выполненной работы.

 

 

 Бабочка

 

 

Материал: желудь (желательно небольшого размера, овальной формы), листья деревьев, ягоды шиповника, веточки или проволока, пластилин или клей.

 

 

 

 

 

Ход работы. Все детали бабочки

 

делают из определенного природного материала: для туловища используют желудь, отсоединенный от шляпки; в качестве крыльев - листья, но при этом следует соизмерять величину желудя (туловища) и крыльев (листьев).

 

Уложив листья в виде крыльев бабочки, их плотно сжимают у основания и присоединяют к туловищу, для чего на боковые края желудя (места соединения крыльев с туловищем) накладывают тонкий слой пластилина или клея. Головку бабочки делают из свежей ягоды шиповника. В нее вставляют усики из веток или проволочки и соединяют с туловищем.

 

В заключение надо обязательно рассмотреть бабочку, поговорить с ней и поставить на полочку, чтобы сделать маленькую выставку.

 

 Олень

 

 

 Возраст: 5-7 лет

 

 

 

 Цель. Учить  детей использовать различный  природный материал (желуди, шишки, мох, веточки и др.) для изготовления  оленя; познакомить с новым типом  образца - моделью игрушки и способом наглядной фиксации этапов работы над поделкой в виде схемы последовательности действий; развивать умение соединять части игрушек при помощи заостренных веточек (или спичек); продолжать закреплять навыки

 

работы с шилом; воспитывать внимательность и старание в работе.

 

 

 Материал  и инструменты: желудь, еловые шишки, спички, веточки, сосновая хвоя, мох, клей, краски, картон, деревянная дощечка, шило, нож (для воспитателя), кисти, листы  бумаги, карандаши.

 

 Подготовка  к работе. Воспитатель ножом заостряет с обоих концов спички для ног и хвоста игрушки, для соединения ее частей, мелко режет сосновую хвою. Затем все это раскладывает на столах вместе с другими природными материалами.

 

 Ход  работы. Работа над поделкой начинается  с анализа рисунка игрушки, выделения отдельных ее частей. Затем воспитатель рисует на доске модель игрушки и предлагает детям нарисовать такую же модель у себя на листках бумаги.

 

 Дети  рассматривают модель и выделяют  части игрушки. Педагог предлагает  им рассказать о последовательности работы. Сообщает, что теперь он не будет показывать, каким образом изготавливается игрушка, а чтобы запомнить порядок действий, они будут рисовать схему поэтапного изготовления игрушки; объясняет и показывает, как создается на бумаге такая схема: для обозначения частей поделки используют геометрические формы, каждый этап работы обозначают рамкой, а стрелками указывают, с какого этапа надо начинать и каким заканчивать работу. По ходу обсуждения последовательности работы над игрушкой на доске вычерчивают наглядное изображение процесса работы, дети у себя на листках бумаги рисуют такую же схему, которую впоследствии используют как план (см. схему к рис. 20), затем приступают к созданию игрушки.

 

 Для  головы оленя берут желудь, делают  в нем шилом три отверстия: два сверху, в них вставляют разветвленные веточки - это рога, и одно снизу, в которое вставляют спичку, заостренную с обоих концов для соединения головы с шеей. Затем выбирают две еловые шишки: одну большую для туловища, другую меньшего размера и короче для шеи. Сделав в них шилом по отверстию, вставляют в Отверстие большой шишки спичку, на нее плотно насаживают маленькую шишку, соединяя таким образом туловище с шеей. После этого в шишке-туловище делают еще пять таких же отверстий - четыре для ног и одно для хвоста - и вставляют в них спички. В верхней части шишки-шеи также делают одно отверстие и соединяют спичкой с головой оленя. Мордочку можно нарисовать красками или цветными карандашами.

Информация о работе Труд в природе, его роль в формировании экологической воспитанности дошкольников