Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 18:08, курсовая работа
Цель курсовой работы: использование лекции в процессе формирования профессиональных качества специалистов на уроках дисциплины «Экономика организации». Изучить основы методики преподавания в целом и экономических дисциплин в частности
Задачи курсовой работы: 1) на основе изучения и анализа различных литературных источников выявить особенности преподавания экономических дисциплин 2) на основании современных требований необходимо обосновать использования лекции при изучении экономических дисциплин; 3) рассмотреть практическое применение лекции в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации».
Введение…………………………………………………………………………3
1 Лекция и ее особенности в процессе преподавания экономических дисциплин…………………………………………………………………………6
1.1. Особенности преподавания экономических дисциплин ………...…...…...6
1.2. Сущность лекции, её функции……………………………………………..11
1.3. Методические основы чтения лекции………..……………………………14
2 Методическое обеспечение подготовки и чтения лекции ………………….19
2.1. Программная аннотация…………………...………………………………...19
2.2. Опорный конспект лекции………………………………………………..…20
2.3. Хрестоматия………………..…………….………………………………..…36
2.4. Контрольные вопросы…………………...........……………………………..37
2. 5. Задачи и упражнения……………………………………………………..…38
2.6. Проблемные вопросы…………………………………………..……………39
2.7. Основные понятия и категории………………….……………………….…40
2.8. Список рекомендуемой литературы……………………………………….41
Заключение………………………………………………………………………..42
Список использованной литературы…………………………………………...44
Лекционная форма преподавания обладает рядом достоинств: это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения, одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений, средство прямого личного воздействия лектора на большую аудиторию одновременно.
Выдающийся ученый Н. Е. Жуковский так писал о лекции: «По силе впечатлений лекционный способ стоит выше всех других приемов преподавания и ничем не заменим. Вместе с тем он есть и самый экономичный по времени».Бордовская Н.В. в своей работе писала: подготовка к лекции требует самого тщательного отбора материала - главного, основного и существенного, привлечения ярких и выразительных примеров, иллюстрирующих положения науки.
От лекции требуется также, чтобы она будила и направляла самостоятельную мыслительную деятельность студентов, формировала из мировоззрение [стр.145]
1.2. Сущность лекции, ее функции
Термин «лекция» происходит от латинского «lectio» - чтение и устное изложение учебного материала лектором.
Лекция - это логически стройное, системное, глубокое и ясное изложение учебного материала. Назначение современной лекции в учебном процессе не в том, чтобы предоставить всю информацию по теме, а чтобы помочь освоить фундаментальные проблемы курса, овладеть методами научного познания, предложить новейшие достижения научной мысли.
В учебном процессе лекция выполняет методологическую, организационную и информационную функции. В ряде случаев лекция является основным источником информации, например, при отсутствии студентов, учебных пособий по новым курсам. Лекция раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, ее проблемы, дает цельное представление о предмете, показывает взаимосвязь с другими дисциплинами. Все другие формы учебных занятий - семинары, лабораторные занятия, курсовое и дипломное проектирование, учебная практика, консультации, зачеты и экзамены - связаны с лекцией, опираются на фундаментальные положения и выводы.
Педагогическое сотрудничество на лекции имеет своей целью превращение студентов в соавторов преподавателя. Лекция - это сотворчество, совместное мышление, партнерство, когда студенты, по заданию или самостоятельно, могут высказать свою точку зрения, свои суждения, сформулировать гипотезу, предложить свой вариант решения.
Лекция - экономный по времени
способ сообщения студентам
-дает непосредственное общение с лектором;
-представляет разные точки зрения;
-дает возможность повторения того, что нужно студентам и преподавателю;
-учитывает особенности ситуации;
-способствует установлению
живой связи студентов с
Обучающая функция заключается в вооружении студентов пониманием основ науки, научно обоснованных путей решения научно - практических задач и проблем. Лекция даёт целостное, систематизированное, доказательное представление решений той или иной прикладной проблемы. Именно это, а не запоминание каждого слова или цифры, названные преподавателем, является главным в обучающей (познавательной) функции.
Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт, в частности:
-она дает
целостное и логичное
-вооружает студентов методологией изучения данной науки;
-лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных студентов и учебных пособий, оперативно знакомит с последними данными наук;
-органично сочетает обучение с воспитанием;
-нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления.
Лекционная форма преподавания обладает рядом достоинств:
-это наиболее экономичный способ обучения, эффективны по степени усвоения,
-одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений,
-средство прямого
личного воздействия учителя
на большую аудиторию
-развитым экономическим
мышлением, инициативой,
1.3 Методические основы чтения лекции
Известно, что студенты нередко хорошо информированы о лекторе, еще не приступившем к чтению своего курса, да и о самом курсе. Если преподаватель читает свой курс ежегодно, то складывается определенное традиционное отношение аудитории, в известном смысле определяющее успех преподавателя. Аудитория оценивает лектора по его профессиональному мастерству, по его знаниям, по его вкладу в науку и по его общественной деятельности. Нельзя забывать и того, что студенты нередко склонны к критике просчетов педагога.
Поэтому, входя в аудиторию, лектор должен подумать о своем имидже, целенаправленно оказывая на слушателей продуманное психологическое воздействие, формирующее стиль общения и уменьшающее пассивность аудитории. Преподавателю важно с самого начала очертить перед студентами уровень своих требований к ним в совместной учебной деятельности.
Лектор, встав за кафедру, готовит аудиторию к лекции, настраивает ее внимание. Важно помнить, что внимание - это мотивация к запоминанию информации. Каждый студент должен хорошо знать, что если внимание не сосредоточено, то механизмы запоминания не вступают в действие. Именно поэтому никогда не следует начинать лекцию, не сосредоточив внимания аудитории. Простым и эффективным приемом для этой цели является традиционное приветствие преподавателя.
Если студент по какой-то причине не расслышал или не понял сущность разбираемого вопроса, то он не должен переспрашивать соседа или лектора. Это нарушает стройность изложения материала и отвлекает внимание соседа, выключая механизмы запоминания информации. В таком случае в тетради нужно оставить свободное место, и после окончания лекции или в перерыве восстановить упущенный фрагмент. Вместе с тем, нередко в непонимании повинен сам лектор, который должен стремиться к качеству устной речи, определяемой во многом техникой речи.
Преподаватель должен своевременно сделать перерыв в лекции. После перерыва вновь возникает необходимость сконцентрировать внимание аудитории, напомнить о том, что было рассмотрено на первом часе лекции.
Особое внимание следует уделить требованиям к конспектированию лекций. В методической литературе не существует единого правила к тому, как нужно записывать лекцию. Это зависит от индивидуальных особенностей требований преподавателей и индивидуальных качеств личности студентов. В этом отношении слушателей условно можно разделить на четыре группы.
- первая внимательно
слушает лектора, анализирует
информацию и делает
- Вторая - почти дословно старается записать текст лекции, иногда даже не вникая в ее содержание.
- Третья - внимательно слушает, анализирует, но не делает никаких записей. Это, как правило, люди с хорошей памятью, на которую они и делают основную ставку.
- Четвертая - ничего не слушает, часто занимается другими делами, нарушает деловую обстановку и дисциплину.
Формирование культуры ведения лекционных записей - важная педагогическая задача. Конспект полезен тогда, когда изначально ориентирован на одновременную со слушанием лекции мыслительную переработку материала, на выделение и фиксацию в тезисно-аргументированной форме главного содержания лекции. Важно учитывать, что у студентов, как правило, стихийно складывается так называемый «стиль писца», т.е. стремление возможно полно записать весь лекционный материал, что не способствует его глубокому пониманию и освоению.
Необходимым условием эффективности лекции является речевое мастерство лектора, богатый, эмоционально окрашенный язык изложения, форма изложения - не только украшение лекции, но и важный ориентир восприятии ее содержания.
Вводную часть лекции целесообразно начинать с формулировки ее темы и цели. Хорошее начало лекции – существенный фактор ее успеха. Во вступлении преподаватель определяет место рассматриваемой темы в системе данной учебной дисциплины, ее теоретическое и особенно практическое значение для будущей профессии слушателей, для них как членов современного общества. Своим вступлением к лекции преподаватель стремится овладеть вниманием студентов, вызвать интерес к теме, установить контакт с аудиторией. Выступление должно быть емким, но предельно кратким (не более 5 минут).
Основная часть лекции. Необходимо максимально использовать первые 15-20 минут - период «глубокого» внимания слушателей. Далее наступают утомление и снижение внимания. Максимальное падение работоспособности студентов отмечается многими исследователями примерно к 40-й минуте лекции. Чтобы преодолеть этот критический период, в арсенале лектора должны быть свои приемы. Возможен переход на шутливый тон изложения. Можно задать вопрос аудитории и попросить любого студента ответить на него. Можно прочесть какую-либо цитату и в это время позволить слушателям сделать минутную гимнастику для пальцев и даже поговорить с соседом. Затем необходимо вернуть аудиторию к прежнему ритму работы. Целесообразно предварительно рассчитывать скорость подачи информации.
Загрузка внимания
студентов на лекции зависит от способности
лектора сосредоточить и
Обилие статистических и цифровых сведений, частных подробностей в лекции без применения средств наглядности воспринимается с искажениями и плохо запоминается. Подобный материал целесообразно сообщать аудитории с помощью демонстрационных плакатов, транспарантов и технических средств обучения
Для повышения познавательной активности студентов лектор может использовать ряд приемов:
-постановка перед студентами вопросов - риторических или требующих реального ответа;
включение в лекцию элементов беседы;
предложение сформулировать те или иные положения или определения;
разбивка аудитории на микро группы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами;
использование раздаточного материала, в том числе конспектов с печатной основой и др.
Повышению познавательной активности студентов способствует умение лектора доходчиво отвечать на вопросы. На лекции при ответах на вопросы не снижается значение особенностей публичного выступления: ответ лучше дать сразу, четко, и в расчете на реакцию всей аудитории, в значительной мере экспромтом. Один неудачный ответ может ухудшить впечатление от всей лекции. У студентов не без оснований распространено мнение, что в ответах на вопросы наиболее отчетливо проявляется эрудиция преподавателя.
Тщательно надо продумать заключительную часть лекции, повторить ее положения, а на следующей лекции начать именно с них. Заключительная часть лекции предполагает подведение итогов, обобщение прочитанного и уже знакомого из самостоятельно изученного студентами материала, формулировку выводов и т.д. Здесь преследуется цель ориентировать студентов на самостоятельную работу.
Для этого может быть рекомендована литература по изучаемой проблематике, разъяснено, какие вопросы выносятся на семинарские занятия, а какие необходимо изучить самостоятельно. В самом конце лекции следует ответить на вопросы студентов, возможно поступившие в форме записок (о такой возможности надо предупредить студентов заранее). Со студентами, проявившими интерес к теме лекции, желательно побеседовать после ее окончания, пригласить их на консультацию для продолжения разговора. Отвечая на наивные или нелепые вопросы надо щадить самолюбие студента, малейшая бестактность при этом может привести к потере контакта с аудиторией. Научить же людей чему-либо можно лишь, сохраняя с ними хорошие отношения.
Обратная связь
лектора и аудитории