Учебная лекция и методика ее чтения в процессе преподавания экономических дисциплин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: использование лекции в процессе формирования профессиональных качества специалистов на уроках дисциплины «Экономика организации». Изучить основы методики преподавания в целом и экономических дисциплин в частности
Задачи курсовой работы: 1) на основе изучения и анализа различных литературных источников выявить особенности преподавания экономических дисциплин 2) на основании современных требований необходимо обосновать использования лекции при изучении экономических дисциплин; 3) рассмотреть практическое применение лекции в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Лекция и ее особенности в процессе преподавания экономических дисциплин…………………………………………………………………………6
1.1. Особенности преподавания экономических дисциплин ………...…...…...6
1.2. Сущность лекции, её функции……………………………………………..11
1.3. Методические основы чтения лекции………..……………………………14
2 Методическое обеспечение подготовки и чтения лекции ………………….19
2.1. Программная аннотация…………………...………………………………...19
2.2. Опорный конспект лекции………………………………………………..…20
2.3. Хрестоматия………………..…………….………………………………..…36
2.4. Контрольные вопросы…………………...........……………………………..37
2. 5. Задачи и упражнения……………………………………………………..…38
2.6. Проблемные вопросы…………………………………………..……………39
2.7. Основные понятия и категории………………….……………………….…40
2.8. Список рекомендуемой литературы……………………………………….41
Заключение………………………………………………………………………..42
Список использованной литературы…………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya (1).doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

Выводы: лекция в высшей школе - это не простой пересказ учебника или других литературных источников, это личное научно-педагогическое творчество преподавателя в определенной области знания. Настоящий преподаватель, педагог по призванию, готовиться к лекциям не накануне или за час-два до их проведения, а всегда, в течение всей своей деятельности, всю жизнь. Существенно важным для лекции является изложение материалов личного творчества лектора. Это повышает у студентов интерес к предмету, активизирует их мысленную работу. В процессе обучения у студентов вырабатывается способность усваивать необходимое количество учебной информации и анализировать достаточно сложный учебный материал. Поэтому лекции должны содержать более обобщенную информацию, с меньшей детализацией и ссылками на факты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ НА ТЕМУ «ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ »

 

 

2.1Программная аннотация

 

 

  1. Сущность понятия «Финансовая система».

Сущность понятий  финансы и финансовая система. Возникновение финансов. Современные подходы к определению понятия финансовая система.

  1. Основные сферы и звенья финансовой системы.

Структура финансовой системы Республики Беларусь. Функции  финансовой системы. Краткая характеристика сфер и основных звеньев финансовой системы. Их функции.

3. Государственный бюджет как главное звено финансовой системы.

Социально –  экономическая сущность государственного бюджета. Структура государственного бюджета Республики Беларусь. Его  функции и роль в государственном  регулировании экономики.

 

 

2.2 Методическая разработка лекции на тему: «Финансовая система Республики Беларусь»

 

 

Методические  приемы

План  урока:

  1. Сущность понятия «Финансовая система».
  2. Основные сферы и звенья финансовой системы.
  3. Государственный бюджет как главное звено финансовой системы.
 

Введение:

На современном этапе  развития человеческого общества возрастает роль финансовой системы в управлении рыночной экономикой и востребованностью  высококвалифицированных специалистов – экономистов в области финансов.

Большинство теоретиков и практиков-экономистов определяют финансы как специфическую форму  производственных отношений. Эти финансовые отношения объективны, они существуют независимо от воли и сознания людей, поскольку обусловлены потребностями  общества. Государство лишь организует соответствующим образом объективно существующие финансовые отношения.

На данном уроке  необходимо рассмотреть понятия  финансы и финансовая система, раскрыть их сущность и функции. А также  поговорить о сферах и звеньях  финансовой системы в РБ, закрепить  пройденный материал.

3 минуты

Актуальность  темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи урока

  1. Сущность понятия «Финансовая система».

Что вы понимаете  под словом «финансы»?

Взгляды на понятие  финансы и подходы к оценке его важнейших функций в экономическом  механизме отличаются разнообразием  точек зрения и теоретических  посылок.

В повседневном обиходе финансы отождествляют с деньгами. Однако финансы это не деньги и не вещи.

С научной точки зрения сведение финансов к денежным средствам неправомерно, так как под финансами, по мнению большинства экономистов, необходимо понимать экономические (денежные) отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним.

На протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления расходов денежных средств: на военные цели, управление, поддержание тех или иных сфер экономики, социальны нужды. Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных доходов. На смену натуральным податям пришли налоги в денежной форме.

Для государственных финансов стран с рыночной экономикой был характерен быстрый рост расходов, что обусловлено, прежде всего, милитаризацией экономики

Значительное  развитие получили финансы предприятий различных форм собственности. В развитых зарубежных странах основной организационно-правовой формой стали акционерные общества.

Значительное развитие получили расходы, связанные с вмешательством государства в экономику.

 

 

Это выразилось в том, что возросли государственные капитальные вложения, направляемые в электроэнергетику, угольную, газовую и другие отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства — одни из самых опекаемых отраслей экономики.

Как было сказано выше, очень часто в обыденной жизни финансы отождествляют с деньгами. Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия.

Чем отличаются финансы от денег?

Финансы существенно отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы представляют собой экономическую категорию, характеризующую процесс образования и использования доходов, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

К важнейшим централизованным фондам (применительно к Беларуси) относятся государственный бюджет; республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия; республиканский фонд охраны природы; республиканский фонд социальной защиты населения; инновационный фонд и др.

К децентрализованным денежным фондам, которые формируются у хозяйствующих субъектов, относятся: фонды заработной платы, экономического стимулирования, накопления, амортизационный фонд, страховой, резервный фонд, фонд оборотных средств и др.

Главное назначение финансов заключается в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечивать выполнение всех функций государства (обороны страны, охраны собственности и др.), а также осуществлять контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Сущность финансов выражается в их функциях.

На современном этапе финансы выполняют три функции: распределительную, контрольную и регулирующую.

Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств .

Она проявляется при распределении национального дохода, когда происходит формирование так называемых основных (первичных) доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы на две группы: а) заработная плата; б) доходы предприятий.

Контрольная функции финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта и национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Одна из важных задач финансового контроля — проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками.

Кто осуществляет финансовый контроль в РБ?

Большую роль в осуществлении финансового контроля играет Министерство финансов Беларуси и его органы. Весьма эффективен контроль, осуществляемый работниками Министерства по налогам и сборам Беларуси. Важную работу в деле осуществления финансового контроля проводят также специальные финансовые подразделения отраслевых министерств и ведомств Беларуси (финансовые управления или отделы), учреждения банков, Комитет государственного контроля, Президент, парламент, Совет министров страны и др.

Регулирующая  функция финансов проявляется через воздействие государства на экономическое развитие (поведение хозяйствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие:

1) налоги; 2) государственные  расходы; 3) регулирование или контроль, посредством принятия соответствующих  законов; 4) установление предельных  цен на некоторые товары и услуги .

 Главное  назначение финансов обеспечить  не только потребности государства,  а также предприятий, организаций,  населения в денежных средствах,  но и обеспечить контроль за  расходом денежных средств. Это  помогает выполнить сбалансированность и четкое распределение функций между сферами и звеньями финансовой системы, что и будет рассмотрено в следующем вопросе.

2.Основные сферы и звенья  финансовой системы.

Финансовая  система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике.

Финансовая  система - совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические  формы и методы распределения  и перераспределения ВВП.

Сложность и многогранность этих финансовых отношений обусловливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а сферы — по звеньям. Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений.

Финансовых отношений их можно разделить на две крупные сферы:

  1. финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);
  2. государственные или общегосударственные (централизованные) финансы.

Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

Что такое коммерческие организации?

Коммерческими организациями являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками.

Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств.

 

 

Что вы понимаете под домашними хозяйствами?

Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Термин «домашнее хозяйство» не равнозначен термину «семья». В отличие от семьи домохозяйство включает не только родственников, но и наемных работников.

Вторая крупная сфера общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.

В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; государственный кредит.

Центральное место  в финансовой системе занимает государственный  бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения  государственный бюджет взаимодействует  с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

В состав государственного бюджет Республики Беларусь включаются бюджеты отдельных областей и бюджет города Минска.

Вторым важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — мобилизация средств для пенсионного обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством. Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.

Следующим важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит.

Что вы знаете о государственном кредите?

Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.

 

 

 

Государственный и муниципальный  кредит это механизм объединения  свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит.

Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами — финансовый аппарат — третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой.

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компетенцией.

Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.

Особенность третьей сферы (финансового аппарата) состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в состав финансовых отношений.

 

 

Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства.

Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет особенности. Они состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы.

Необходимо отметить, что состав и структура финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования экономических отношений в обществе в составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения. Все подсистемы образуют единую финансовую систему. Важнейшим звеном финансовой системы является государственный бюджет. О его сущности, структуре пойдет речь в следующем вопрос.

25 минут

Вопрос для  активизации внимания учащихся.

 

 

 

Объяснение  понятия финансы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос для размышления

 

 

 

 

 

 

Дать пояснение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос для  размышления

 

 

Дать пояснение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логический  переход ко 2 вопросу

 

 

 

 

35 минут

Объяснение  материала

 

 

Дать определение  понятию финансовая система

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос для  активизации внимания учащихся

 

 

 

Дать объяснение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос на размышление

 

 

 

Дать определение  понятию общегосударственные финансы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дать пояснение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос для  размышления

 

Дать объяснение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логический  переход к 3 вопросу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Государственный бюджет – главное звено финансовой системы.

Государственный бюджет – неотъемлемая часть экономического регулирования государства. В нем заложены основные элементы экономической жизни общества. Именно поэтому он имеет такое важное значение. Обсуждение отдельных статей этого закона может продолжаться бесконечно.

Что такое бюджет? Что вы о нем знаете?

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

Применительно к Республике Беларусь различают вышестоящий бюджет и нижестоящий бюджет. Вышестоящий бюджет - это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно - территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно - территориальной единицы. Нижестоящий бюджет — это бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы или республиканскому бюджету.

Государственный бюджет в РБ определен как "основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь.

Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов.

Местные бюджеты делятся на:

  • бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
  • бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения);
  • бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.

Различают еще такое понятие, как «консолидированный бюджет», который представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения и районного бюджета. Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, городов областного подчинения и областного бюджета. Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска.

Министерство  финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно - территориальных единиц.

 

 

 

 

 

 

В качестве критериев  эффективности бюджетной политики можно выделить следующие:

* уровень собираемости  бюджетных доходов в целом,  налогов в частности;

* уровень выполнения  бюджетных обязательств;

* величину бюджетного  дефицита и скорость роста  государственного долга;

* объем финансовых  ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

* величину валютных  резервов, используемых для финансирования  бюджетного дефицита;

* динамику валового  внутреннего продукта;

* уровень безработицы;

* степень выполнения  законодательных и приравненных  к ним актов о бюджете.

Бюджет, как экономическая категория, выполняет следующие функции:

  • распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества и т.д.)
  • стимулирующую
  • регулирующую
  • контрольную (сигнализация обо всех отклонениях в движении бюджетных средств)

Распределительная функция бюджета проявляется через распределение и перераспределении денежных доходов между разными сферами деятельности, подразделениями общественного производства, уровнем государственного управления, социальными слоями общества.

Вовлечение в бюджетное перераспределение элементов национального богатства, как, например, золотого запаса, валютных резервов, накопленных страховых резервов и др. кризисом, последствиями крупномасштабных техногенных и стихийных бедствий и т.п.).

В экономически развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50 % национального дохода.

Контрольная функция бюджета проявляется в том, что с ее помощью выявляется финансовое положение конкретных субъектов хозяйствования, отраслей народного хозяйства, административно-территориальных образований, хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через бюджет.

Бюджет  выступает также важным инструментом регулирования и стимулирования экономики, повышения эффективности производства, средством привлечения дополнительных инвестиций для развития национальной экономики.

Как вы считаете, налоги могут выступать средством  регулирования и стимулирования экономики?

Используя такой инструмент, как налоги, государство может стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие отдельных отраслей экономики. Это осуществляется посредством определения перечня налогов, налоговых ставок или налоговых льгот для отдельных хозяйствующих субъектов или видов деятельности. Регулирование и стимулирование экономики осуществляется также посредством бюджетного финансирования. Через бюджет оказывается поддержка таким отраслям, как сельское хозяйство, атомная промышленность, авиастроение, угольная промышленность, осуществляется финансирование фундаментальных научных исследований, космических программ.

Бюджет, как совокупность денежных отношений, является исключительно важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы страны.

 

 

 

Это воздействие бюджет оказывает через соответствующие группы бюджетных отношений — доходы и расходы бюджета, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.

Доходы и  расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

По роли в  общественном производстве расходы  государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием  материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.

В соответствии с общественным назначением, все  расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона и управление.

Все расходные  статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные.

Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников.

 

Из чего формируется  доходная часть бюджета?

Доходы бюджета выражают экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования денежных средств, которые поступают в распоряжение центральных и местных органов власти. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей населения и юридических лиц.

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь доходы бюджета классифицируются по следующим группам:

  • налоговые доходы;
  • взносы на государственное социальное страхование;
  • неналоговые доходы;
  • безвозмездные поступления.

Величина бюджета зависит от ряда факторов, и прежде всего от уровня развития экономики и величины валового внутреннего продукта и национального дохода и методов руководства народным хозяйством.

Как и любой другой финансовый план, бюджет должен быть сбалансирован, однако сбалансированность может быть достигнута не только за счет достижения равенства доходов и расходов, но и путем использования государственных заимствований.

Таким образом, по мере развития рыночных отношений и осуществления экономически обоснованной финансовой политики в стране роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Разработка и последовательная реализация мер направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, целенаправленное управление размером бюджета позволят стабилизировать финансовое положение страны и будут способствовать ее социально-экономическому развитию.

35 минут

 

Объяснение  материала

 

 

 

 

 

Вопросы для  активизации внимания учащихся

 

Дать пояснение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос для  размышления

 

 

 

Дать пояснение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос для  активизации внимания

Дать пояснение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод к третьему вопросу

 

 

 

 

 

Заключение:

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Хотя структурный переход от централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

  1. минуты

 

 

 

2.3 Хрестоматия

 

 

  1. Пушкарева В.М.: «Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало – составляет смету доходов и расходов на определенный период».
  2. Бенджамин Франклин: «Будьте осторожны с мелкими расходами: самая небольшая течь может потопить большой корабль».
  3. Веселин Георгиев: «Если расходы многократно превышают твои доходы, спрашивается: маг ты или вор и почему не в яме?»
  4. Генри Уилер Шоу: «Живи по средствам, даже если для этого необходимо залезть в долги».
  5. Плиний Младший: «Нет более справедливого дохода, чем тот, который принесут земля, небо, год».
  6. Эдмунд Уилсон: «Ничто так не деморализует, как скромный, но постоянный доход».

 

2.4 Контрольные  вопросы

 

  1. В чем состоит социально-экономическая сущность финансов?
  2. Дайте краткую характеристику функциям финансов.
  3. Назовите состав финансовой системы Республики Беларусь.
  4. Какие звенья включает в себя сфера «финансы субъектов хозяйствования»?
  5. В чем проявляется взаимосвязь между отдельными звеньями финансовой системы?
  6. Что представляют собой доходы и расходы бюджета?
  7. Назовите звенья бюджетной системы Республики Беларусь.
  8. Раскройте понятие консолидированного бюджета.
  9. Дайте краткую характеристику функционального регулирования и стимулирования бюджет

 

 

2.5 Задачи и упражнения

 

 

  1. Выберите из перечисленных определений, что включают:

централизованные  фонды 

государственный кредит, внебюджетные централизованные фонды, фонды страхования, фонды социального страхования, бюджет государства, фондовый рынок, пенсионный фонд, государственный фонд занятости населения, фонды бюджетов семей, фонд накопления, фонды медицинского страхования, фонд потребления, резервный фонд, фонды предприятий.

Ответы:

пенсионный  фонд, бюджет государства, государственный  кредит, внебюджетные централизованные фонды, фонды страхования, фонды  медицинского страхования, государственный  фонд занятости населения, фондовый рынок, фонды социального страхования.

  1. Государственный долг- это:
  1. задолженность населения, фирм, банков, зарубежных государств перед правительством данной страны;
  1. задолженность правительства перед населением страны;
  2. задолженность правительства данной страны перед иностранными государствами;
  3. задолженность правительства перед всеми хозяйствующими субъектами, как данной страны, так и зарубежных стран.

Ответ: d)

  1. Финансы субъектов хозяйствования включают:
  1. государственный бюджет
  1. финансы некоммерческих организаций
  2. государственный кредит
  3. финансы коммерческих организаций
  4. финансы домашних хозяйств

Ответ: a) финансы некоммерческих организаций; d) финансы коммерческих организаций; e) финансы домашних хозяйств.

 

 

2.6 Проблемные вопросы

 

 

  1. Дефицит бюджета – эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Несомненно, бюджетный дефицит относится к так называемым «отрицательным» экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства. Все эти категории они являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Почему без «отрицательных» экономических категорий экономическая система не способна быстро развиваться.

Ответ: Без инфляции, кризиса, безработицы, банкротства экономическая  система утрачивает способность  к самодвижению и поступательному  развитию. Все системы, в том числе и экономическая в своём развитии проходят такие стадии, как: спад, кризис, оживление и подъём. И как результата после сильного спада в них на фазе подъёма появляются стимулы развития, что в дальнейшем положительно сказывается на экономической системе.

  1. В каждой системе важен любой фактор, влияющий на ее устойчивость.

Может ли незначительный изъян в формировании финансовой системы повлиять на её дальнейшее развитие?

Ответ: финансовая система цепь, состоящая из ряда звеньев. Если при изучении конкретной финансовой системы найдено слабое звено, которое на первый взгляд, кажется весьма незначительным, то при воздействии на него, можно порвать цепь, что приведёт к дестабилизации разрушению всей системы.

Ответ: Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам. Для этого существует органы управления финансами, которые осуществляют бюджетное регулирование и распределение финансовых ресурсов.

 

 

 

2.7 Основные понятия и категории

 

  1. Финансы
  2. Финансовая система
  3. Сферы финансовой системы
  4. Звенья финансовой системы
  5. Финансы субъектов хозяйствования
  6. Финансы домашних хозяйств
  7. Внебюджетные фонды
  8. Бюджетная система
  9. Доходы бюджета
  10. Расходы бюджета

 

 

2.8 Список использованной литературы для подготовки лекции

  1. Архипов, А.И. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для студ. вузов / А.И. Архипов, Г.Н.Чубаков; под ред.: В.К.Сенчагова, А.И.Архипова; В.К.Сенчагова.– Москва: Проспект, 2002. – 487с.
  2. Вахрамеева, М.В. Статистика финансов: учебник для студ. вузов обучающихся по экономическим спец. / М.В.Вахрамеева, Л.Е.Данилина, И.В.Добашина; под ред. В.Н.Салин. – 2-е изд.– Москва: Финансы и статистика, 2002. – 816с.
  3. Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник / М.В.Дробозина, Л.П.Окунева, Л.Д.Андросова; под ред. Л.А.Дробозина.– Москва: Финансы: Юнити, 1997. – 477с.
  4. Романовский, М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для студ. вузов обучающихся по экономическим спец. / М.В.Романовский, О.В.Врублевская.– Москва: Юрайт, 2001. – 544с.
  5. Тарасов, В.Ф. Финансы Беларуси: состояние, анализ, тенденции. / В.Ф.Тарасов // Экономика. Финансы. Управление. – 2003. – № 7. – C.106 – 117.
  6. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / Л.А. Бурмистрова [и др.], под ред. Н.Ф.Самсонова. – Москва: ИНФРА-М , 2001. – 447с.
  7. Фисенко, М.К. Теория финансов: учеб. пособие. / В.К.Фисенко, Н.Е.Заяц, Т.Е.Бондарь; под общ. ред. Н.Е. Заяц, В.К. Фисенко.– Минск: Выш. шк., 1997. – 368с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог проделанной  работе можно сделать следующие  основные выводы о системе высшего  экономического образования и методике преподавания экономических дисциплин. Предметом методики преподавания является сам процесс обучения определенной учебной дисциплины. На данный момент лекция является ведущей формой учебного процесса .

-Лекция представляет  собой монологическую форму обучения.

-Лекции присущи  три основные педагогические  функции, которые определяют ее  возможности в учебном процессе: познавательная, развивающая и организующая.

-Познавательная  функция выражается в возможности  средствами лекции обеспечить  слушателей основной научной  информацией, необходимой для  их профессиональной и исследовательской  деятельности.

-Развивающая  функция лекции реализуется в непосредственном контакте студента с преподавателем, становлении у студентов творческой мыслительной деятельности, обеспечивающей их профессионально-личностное развитие.

-Организующая  функция предусматривает управление  самостоятельной работой студентов, как в процессе занятия, так и во внеаудиторное время.

-Лекция обязана  нести эмоционально-психологическую  нагрузку. Это означает предельную  эмоциональную реакцию лектора  и аудитории. В противном случае  лекция будет неинтересной, скучной и неэффективной.

-Лекция должна  возбуждать интерес к читаемому  предмету. Лекция должна активизировать  полемику, диспуты, раздумья, желание  узнать больше о преподаваемой  науке.

-Лекция должна  реализовывать систематизирующую  функцию. Преподаватель должен  не только давать конкретную информацию по предмету, но и обучать студента методологии получения информации, объяснять внутреннюю логику науки, давать четкую систему знаний.

-Лекция должна  быть предельно прикладной. Теоретические  познания необходимо иллюстрировать практическим материалом, с которым студент сталкивается, либо может столкнуться.

-Лекция должна  выполнять функцию трансляции  определенной культуры. Культуры  речи, изложения собственных размышлений,  поведения и общения.

-Лекции представляют  собой довольно сложный вид учебных занятий, поэтому их ведение часто поручается наиболее опытным преподавателям.

Информация о работе Учебная лекция и методика ее чтения в процессе преподавания экономических дисциплин