Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 08:56, реферат
Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и Гейдельбергском универсистетах в Германии. После Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира.
Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского……………… 3
Принцип природосообразности……………………………………….. 4
Гуманизм в трудах Яна Коменского…………………………………… 7
Дидактические принципы Яна Коменского…………………………… 10
Семейное воспитание в педагогике Яна Коменского…………………. 17
Использованная литература……………………………………………… 19
готовность уступить, услужить, оказать пользу своими услугами возможно
большему числу людей и др.). Его инструментами являются и наставление, и
«примеры порядочной жизни», и упражнения, главное же – организация
упорядоченной, разнообразной, нравственно направленной деятельности,
деятельности достаточно длительной, чтобы заложить привычки к труду,
полезным занятиям, которые противостояли бы лени, праздности и безделью.
Кладези нравственной мудрости и благочестия для воспитателя и для
воспитанника – священное писание и размышления великих людей. «Почему и как нужно избежать зависти? Каким оружием защищать сердце от печалей и всяких человеческих несчастий? Как умерить радость? Каким образом сдерживать гнев и умерить преступную любовь?» – приведя этот перечень вопросов, Коменский ориентирует учителя на стимулирование напряженной, нравственно направленной сознательной внутренней жизни воспитанников, в которой он пытается преодолеть слабости и пороки, противостоять разрушительной силе негативных чувств, влечений, сохранить душевное равновесие.
При этом определенно и четко обозначены и «предъявлены» требования к
человеку как духовно-
антрополого-педагогической концепции, за человеком, «образом подобным
Божьим» всегда остается право свободного выбора между добром и злом. В то
же время воспитание призвано максимально помочь определиться в нравственной позиции, «предохранить молодежь от всех поводов к нравственной испорченности», научить «преодолевать самих себя».
В этой связи и в учении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять
строгость», доминируют установки на самодисциплину, на такую строгость,
которая бы пользовалась лаской и обращалась в любовь, а главное на создание
в школе атмосферы «искреннего и открытого расположения», «господства
бодрости и внимания как у учащих, так и у учащихся», «любви и радостной
бодрости», когда не требовалось бы делать что-то против воли, по
принуждению, а давалось бы все самостоятельно и добровольно, когда ученики
любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя туда,
куда подобает,… и сами к тому же стремились».
В общем, педагогическую систему Коменского возможно представить как
гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого является
ценностно-направленное и целостное развитие природных сил и способностей
растущего человека.
Цель реализуется в организации жизнедеятельности воспитанников в
нравственно здоровой, духовно богатой, стимулирующей разностороннее
развитие среде: в системе
разнообразных видов
природосообразному развитию сил и способностей, человеческому в человеке, в
системе гуманных отношений между воспитанниками, отношений взаимодействия педагога и учащихся как субъектов педагогического процесса, в нарастающей субъектности воспитанников, что переводит цель и задачи педагогического процесса в их собственные цели и задачи, а воспитание «перерастает» в самовоспитание.
Результат педагогического процесса – достигнутый воспитанником
уровень его личностного индивидуального развития, включая самосознание,
самоопределение, потребности и способности к дальнейшему саморазвитию,
самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития личности воспитанника обеспечивается равными для каждого возможностями саморазвития, «ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо выявляется в образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого, органически вписывается в современные поиски гуманизации школы, что свидетельствует об универсальности педагогических открытий Коменского.
Дидактические принципы Яна Коменского
В педагогической
литературе различают
обучения и методические (частные) принципы обучения. В дидактическом учении
Коменского важнейшее место занимает вопрос именно об общих принципах
обучения, или дидактическими принципами.
Коменский
впервые в истории
необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность
этих принципов:
1) принцип сознательности и активности;
2) принцип наглядности;
3) принцип постепенности и систематичности знаний;
4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.
Итак,
1) Принцип сознательности и активности
Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не
пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и
основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует
сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует
формализм.
Коменский
разоблачил господствовавший
догматизм и показал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую
творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.
Коменский считает главным условием успешного обучения постижение
сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: «Правильно обучать
юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов,
фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать
вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли
ручейки (знания)».
Коменский также считает основным свойством сознательного знания не
только понимание, но и использование знаний на практике: «Ты облегчишь
ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую
это принести повседневную пользу в общежитии».
Коменский
дает целый ряд указаний о
том, как осуществить
обучение. Самым главным из них является требование: «При образовании
юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только
учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и
что он делает».
Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося,
с его творчеством. Коменский пишет: «Никакая повивальная бабка не в силах
вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжения
самого плода». Исходя из этого, одним из самых главных врагов обучения
Коменский считал бездеятельность и лень учащегося. В своем труде «Об
изгнании из школ косности» Коменский раскрывает причины лени и дает ряд
указаний о том, как ее укоренить.
Коменский
считает, что «косность есть
отвращение к труду в
с леностью».
Лень учащихся, по Коменскому, выражается в том, что они «не думают,
как бы приобрести самим себе свет истинного и полного просвещения, и еще
менее того принимают на себя труд, потребный для достижения такого
просвещения». Изгонять лень, по мнению Коменского, нужно трудом.
Воспитание активности и самостоятельности в обучении Коменский
считает важнейшей задачей: «Необходимо, чтобы все делалось посредством
теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал
сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал
все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в
наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для
достижения прочного знания, добродетели, и, наконец, блаженства».
2) Принцип наглядности
Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение
учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и
явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает
золотым правилом обучения.
К использованию
наглядности в процессе
когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран
она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху
господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению,
и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым
ввел использование
В основе
учения Коменского о
«Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».
Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:
1) «Если мы желаем привить
вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное
доказательство».
2) «Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам
учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали
все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким
образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...»
3) То, что
нужно знать о вещах, должно
быть «преподаваемо
самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания,
осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их
изображения».
4) «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела,
тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочтет обширнейшие
объяснения, не видав всего этого человеческими глазами».
То есть,
Коменский считал наглядность
не только принципом
но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал
необходимым использовать:
1) реальные предметы и
непосредственное наблюдение
2) когда это невозможно, модели и копию предмета;
3) картинки как изображение предмета или явления.
Учебный
эффект всякого наблюдения
сумел внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько
ему удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса
обучения.
3) Принцип постепенности и систематичности знаний
Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний
Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует
овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и
методической
Последовательность и систематичность в первую очередь касаются
следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить
логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности
построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом;
какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения
и т.п.
Итак, какое содержание вносит Коменский в свое положение – «Обучение
должно вестись
Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установлен
точный порядок обучения во времени, поскольку «порядок - душа всего».
Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний учащихся и чтобы «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно
разделена на классы».
Третье
требование касается того, чтобы
«все изучалось
с начала и до завершения».
Четвертое требование – «подкреплять все основания разума - это значит
всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом
что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе.
Ведь знать что-нибудь - это значит называть вещь в причинной связи».
Коменский
формулирует ряд конкретных
для реализации этих требований.
1. Занятия
должны быть распределены
год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи,
которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.
2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей,
точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.
3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до
конца не будет усвоен учащимися.
4. «Все занятия
должны быть распределены
материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим».
5. Обучение «должно идти от более общего к более частному», «от более
легкого - к более трудному», «от известного - к неизвестному», «от более