Учение Яна Коменского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 08:56, реферат

Краткое описание

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и Гейдельбергском универсистетах в Германии. После Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира.

Содержание

Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского……………… 3
Принцип природосообразности……………………………………….. 4
Гуманизм в трудах Яна Коменского…………………………………… 7
Дидактические принципы Яна Коменского…………………………… 10
Семейное воспитание в педагогике Яна Коменского…………………. 17
Использованная литература……………………………………………… 19

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 46.45 Кб (Скачать файл)

близкого к более отдаленному» и т.д.

      «Эту последовательность, - говорит  Коменский, - необходимо  соблюдать

всюду; повсюду ум  должен  переходить  от  исторического  познания  вещей  к

разумному  пониманию,  затем  к  употреблению  каждой  вещи.  Этими   путями

просвещение ума ведет  к своим целям подобно машин  с собственным движением».

 

 

4) Принцип упражнений  и прочного овладения знания  и навыками

 

      Показателем  полноценности знаний  и  навыков   являются  систематически

проводимые упражнения и  повторения.

      Во времена  Коменского в  школах  господствовавшее  положение  занимали

формализм и зубрежка.  Коменский же ввел  в понятия  упражнения и  повторения

 новое содержание, он  поставил перед ними новую  задачу -  глубокое  усвоение

знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. По  его мнению,

упражнение должно служить  не механическому  запоминанию  слов,  а  пониманию

предметов  и   явлений,   их   сознательному   усвоению    использованию   в

практической деятельности.

      Коменский  связывает упражнения с памятью  и пишет:  «Упражнения  памяти

должны практиковаться беспрерывно». Но  вместе  с  тем  Коменский  выступает

против  механического  запоминания  в  пользу  логического    и   указывает:

«Основательно внедряется в  ум только то,  что  хорошо  понятно  и  тщательно

закреплено памятью».

       Также   большое  внимание  Коменский   требует   уделять   физическому

воспитанию учащихся.

       Придавая  большое  значение  упражнениям   и  повторениям,   Коменский

выдвигает  ряд  указаний  и  правил  для  осуществления  этого  принципа   в

обучении:

      «Обучение  нельзя довести до основательности  без возможно более  частых

и особенно искусно поставленных повторений и упражнений».

      В одной  и той же школе должен  быть  «один и тот же порядок и  метод  во

всех упражнениях».

       «Ничего   нельзя  заставлять  заучивать,  кроме   того,   что   хорошо

понятно».

      На каждом  уроке после объяснения материала  учитель  должен  предложить

«встать одному из учеников, который все сказанное учителем должен  повторить

в том же порядке, как будто  он  сам  уже  был  учителем  других,  объяснить

правила теми же примерами. Если он в чем-то ошибается его  нужно  исправлять.

Затем нужно предложить встать другому и сделать то же самое...»

      По мнению  Коменского, такое упражнение принесет  особую пользу, ибо:

       «I.  Учитель   всегда  будет  вызывать  к   себе  внимание  со  стороны

учеников»

      «II. Преподаватель  определеннее убедится в том,  что все изложенное  им

правильно  усвоено  всеми.  Если  недостаточно  усвоено   он   будет   иметь

возможность тотчас исправить  ошибки».

      «III. Когда  столько раз повторяется одно  и  тоже,  то  даже  наиболее

отстающие поймут изложенное настолько, чтобы идти наравне с остальными».

      «IV. Благодаря  этому столько раз проведенному  повторению  все  ученики

усвоят себе этот урок лучше, чем при  самом долгом  домашнем  корпении  над

ним».

      «V. Когда   таким  образом  ученик  постоянно   будет  допускаться,  так

сказать, к исполнению учительских  обязанностей, то в умы вселится  некоторая

бодрость и увлечение  этим учением и  выработается  смелость  с  одушевлением

говорить о любом  высоком  предмете  перед  собранием  людей,  а  это  будет

особенно полезно в  жизни».

            Коменский разработал такие требования  для  принципа  обучения  и

повторения:

 

      1. «Правила  должны поддерживать и закреплять  практику»

      2. «Ученики  должны делать не то, что им  нравится, но то, что им

предписывают законы и  учителя».

 

      3. «Упражнения  ума будут происходить на специальных  уроках,

проводимых по нашему методу».

          4. «Каждая задача прежде иллюстрируется  и объясняется,  причем  от

учеников требуется показать, поняли ли они ее и как  поняли. Хорошо также  в

конце недели устраивать повторения».

      Из  этих  положений  видно,  что  Коменский   упражнение  и  повторение

полностью  подчиняет  задаче  сознательного  и  прочного   усвоения   знаний

учащимися. С этой  точки  зрения  многие  предложенные  им  правила   поныне

сохраняют свое теоретическое  и практическое значение.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семейное воспитание в педагогике Коменского

 

    Воспитанию в  семье Коменский придает огромное  значение.  “Показав,  что

райские растеньица - христианское  юношество  -  не  могут  расти  наподобие

леса, а нуждаются в  попечении, следует рассмотреть, на кого  же  падает  это

попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на  родителей,  чтобы

те, кому дети обязаны  жизнью,  оказались  и  источником  для  них  разумной

нравственной и святой жизни”.

    “Однако при  многообразии людей и их  занятий   редко  встречаются  такие

родители, которые могли  бы сами воспитывать своих детей  или  по  роду  своей

деятельности располагали  бы необходимым для  этого  досугом.  Поэтому  давно

уже практикуется порядок,  при  котором  дети  многих  семей  вверяются  для

обучения специальным  лицам, обладающим знаниями  и  серьезностью  характера.

Этих воспитателей юношества  обыкновенно  называют  наставниками,  учителями... ”.

     Коменский  ставит учителей на  второе  место  после  родителей.  Следуя

Платону и Аристотелю, основными  добродетелями  Коменский  считал  мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И главными средствами их  воспитания был  пример  родителей.  Семья,  по  мнению  Коменского,  является   главным средством нравственного воспитания.

    Важной  функцией   семейного   воспитания   для   Каменского   является

пробуждение и поддержание  в детях стремления учиться. “Стремление  к  учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой,  самими учебными предметами, методом обучения и школьным начальством. Если  родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об ученых  людях  или, побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду  или еще что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно  того,  которому  хотят поручить детей) как со стороны его учености, так  и  гуманного  отношения  к детям  (ведь  любовь  и  восхищение  являются  сильнейшим  средством,  чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда  пошлют  детей  к учителю с поручением или маленьким  подарком  и  пр.,  то  легко  достигнуть того, что дети искренне полюбят и науку и самого учителя. ”

    Подчеркивая   всю  важность  и   необходимость   семейного   воспитания,

Коменский в “Великой дидактике” создает образ материнской школы, как  первой ступени образовании.

    О ступенях  образования уже говорилось в   первой  главе  данной  работы,

сейчас же мы более подробно рассмотрим сущность именно материнской  школы.

       Цель  школы Коменский видел в развитии  и  упражнении  преимущественно

внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с  окружающими  их предметами и распознавать их.

    Основные характерные  черты этой  школы  Коменский   описывает  следующим

образом:

    “В первые же годы дерево тотчас  же  выпускает из  своего  ствола  все

главные ветви, которые оно  будет иметь и которым  в  последствии  приходится

только разрастаться. Следовательно, таким же образом, чему бы мы  не  хотели

научить на его пользу в  течение всей жизни, - все это должно быть  преподано

ему в этой первой школе”. Далее  Коменский  приводит  список  предметов  (их

зачатков), которые по его мнению необходимо изучать в материнской школе.

    “Метафизика в  общих чертах первоначально   усваивается  здесь,  так   как

дети воспринимают все  в общих и неясных очертаниях, замечая,  что  все,  что

они видят, слышат, вкушают, осязают, все это  существует,  но  не  различая,

что это такое в частности,  и  лишь  потом  постепенно  в  этом  разбираясь.

Следовательно, они уже  начинают понимать общие термины: нечто, ничто,  есть, нет, так, не так, где, когда, похоже, не похоже и т.   п.,  что  в  общем  и

является основой метафизики.

    В естествознании  в это первое шестилетие можно  довести ребенка до того,

чтобы он знал, что такое  вода, земля, воздух, огонь,  дождь,  снег,  камень,

железо, дерево, трава, птица, рыбы и пр.

    Начала оптики  ребенок получает благодаря тому, что начинает различать и

называть свет и тьму, тень и  различия  основных  цветов:  белого,  черного,

красного и пр.

    Начала  истории   состоят  в  том,  чтобы   ребенок  мог   припомнить   и

рассказывать, что произошло  недавно, как тот или другой в  том или ином  деле

действовал, - ничего, если это  будет хотя бы только по-детски.

    Корни арифметики  закладываются благодаря тому,  что  ребенок  понимает,

когда говорится мало и  много; умеет считать, хотя бы до  десяти,  и  сделать

наблюдение, что три, больше, чем два, и что единица,  прибавленная  к  трем,

дает четыре и пр.

    А  также   начала  геометрии,   статики,   грамматики,   диалектического

искусства, музыки. Знакомство с поэзией, политикой. Учение о  нравственности

и пр.

    Итак, на семью  возлагается  колоссальная  ответственность   за  развитие

ребенка. Коменский говорит: “Все всего легче образуется в  нежном  возрасте”.

В соответствии с принципами природосообразности  и возрастной  периодизации Коменский считает, что  семейное  воспитание  (материнская  школа)  является первым и одним из самых главных  этапов детского воспитания и обучения.

 

 

 

    

 

  Использованная литература

 

 

 

    1. Коменский Я.  А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч.  М.:  Учпедгиз,

       1955.

    2. Коменский   Я.  А.  Избранные  педагогические  сочинения.  Т.2.  -М.:

       Педагогика, 1982.

    3.  Константинов  Н.  А.,  Медынский  Е.  Н.,  Шабаева  М.  Ф.  История

       педагогики . - М.: Просвещение, 1982.

    4. Лордкипанидзе  Д.О. Ян Амос Коменский. - изд 2-е,М.: Педагогика, 1970

    5. Нипков К.Э.    Ян Коменский сегодня. -  СПб.: Глаголь,  1995

    6. Пискунов А.  И. Хрестоматия по истории зарубежной  педагогики.  -  М.:

       Просвещение, 1981.


Информация о работе Учение Яна Коменского