Учет индивидуальных особенностей детей в период обучения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 07:13, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме.
2. Рассмотреть понятие индивидуализации обучения.
3. Определить цели индивидуализации в обучении.
4. Рассмотреть особенности мышления и темперамента учащихся младших классов.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы учёта индивидуальных особенностей детей в период обучения в начальной школе. 6
1.1 Понятие индивидуализации обучения 6
1.2 Роль учителя младших классов в процессе обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей 20
Глава 2. Анализ практического опыта организации процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей учеников 24
2.1 Пути и способы развития мышления в младшем школьном возрасте 24
2.2. Мотивация младших школьников с учетом особенностей их темперамента 26
Заключение 29
Литература 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Учет индивидуальных особенностей детей в период обучения в начальной школе_.docx

— 68.52 Кб (Скачать файл)

Учет индивидуальных особенностей детей в период обучения в начальной школе

Оглавление

 

 

 

Введение

Успех – один из основополагающих аспектов бытия. Каждый человек в своей основе имеет стремление к успеху, признанию, востребованности, и особенно ярко это проявляется в детстве, когда сознание   и внутренний мир человека еще не деформирован эмоциональным выгоранием, грузом жизненных проблем, большим количеством стереотипов и многими другими факторами. Часто успешные люди заявляют о себе еще в раннем возрасте; в то же время, известны примеры, когда личность и талант индивидуума внезапно давали о себе знать уже в зрелые годы. 

Словарь Ожегова приводит  такое толкование этого понятия: успех - общественное признание; удача в достижении чего-нибудь; хорошие результаты в работе, учебе. Как видно из вышеуказанного определения, большую роль в оценке и самооценке человека играет его деятельность, поведение в процессе деятельности, и то, каких результатов, и каким путем он достигает. Заметим, что если поставить перед разными детьми одинаковую задачу, каждый из них будет достигать цели своим способом.  Это обусловлено различиями в способностях детей, их темпераментом, опытом достижения целей и многими другими факторами. Невозможно получить эффективный результат, предъявляя ко всем детям одинаковые требования и одинаковые учебно-воспитательные методики.

Обновление всех сфер общественной жизни со всей определенностью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения. Они становятся более демократическими, появляется возможность широкого выбора. В условиях гибкой, вариативной социальной практики повышается значимость индивидуального подхода в обучении как способа освоения личностью произвольных высших форм индивидуального обучения, при которых человек является активным субъектом социального выбора. Возрастает социальная потребность в как можно более раннем приобщении каждого нового члена общества к сложной практике индивидуального обучения в педагогической системе.

Проблема индивидуальных различий учащихся и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и ученых и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.

За последние годы проблеме индивидуализации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов. Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы учёных-методистов А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др.

Тем не менее, организация дифференцированной работы с учащимися в рамках общеобразовательной школы до сих пор представляет серьезную проблему, и степень эффективности такой работы не выявлена должным образом. Безусловно, в наши дни существуют новаторские школы, где налицо индивидуальный подход к обучению, но число таких школ в стране крайне мало. Таким образом, у выпускников школ зачастую нет четкого понимания, в какой сфере деятельности им нужно строить карьеру, где их способности могут быть приложены максимально эффективно.

В связи со сказанным выше, проблема исследования заключается в изучении возможности индивидуального подхода и определении условий его реализации в процессе обучения.

Процесс обучения включает в себя разные подходы к разным категориям учащихся.

Решение данной проблемы определило цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий индивидуализации обучения младших школьников.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования: процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать литературу  по теме.

2. Рассмотреть понятие  индивидуализации обучения.

3. Определить цели индивидуализации  в обучении.

4. Рассмотреть особенности мышления и темперамента учащихся младших классов.

5. Рассмотреть комплекс мер по мотивации младших школьников с учетом особенностей их темперамента.

 

 

Глава I. Теоретический анализ проблемы учёта индивидуальных особенностей детей в период обучения в начальной школе.

    1.  Понятие индивидуализации обучения

В любом педагогическом процессе можно заметить, насколько один ребенок отличается от другого. Каждый демонстрирует уникальный, только ему присущий набор личностных  качеств и способностей. Необходимость учитывать данную разницу находит отражение в педагогической теории принципа индивидуального подхода.

Индивидуальный подход обеспечивает:

- устранение  трудностей в учении отдельных  школьников.

- возможность  развития всех сил и способностей  учащихся.

Различия между отдельными детьми, как уже говорилось выше, обусловлено целым рядом факторов. Одним из важнейших факторов является различие, типов мышления и на них мы остановимся подробнее.

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности младшего школьника, в частности в ее познавательной сфере. Мышлению человека характерен активный поиск связей и отношений между разными событиями. Именно направление на отражение прямо не наблюдающихся связей и отношений, на выделение в видах и явлениях главных и неравных, существенных и не существенных деталей отличает мышление как познавательный процесс от восприятий и ощущений.

При выделении связей и отношений можно действовать по - разному, в одних случаях, чтобы установить отношения между предметами, нужно их реально изменить, преобразовать. В других случаях достаточно, не трогая сами предметы, изменять лишь их образы в уме. В третьем случае отношения между вещами устанавливают, не прибегая к практическому или мысленному изменению вещей, а только путем рассуждений и умозаключений. Таким образом, мышление человека осуществляется тремя способами: наглядно – действенным, наглядно - образным, словесно - логическим.

Мышление детей младшего школьного возраста значительно отличается от мышления дошкольников. Так, если для мышления дошкольника характерны слабо выраженная произвольность, малая управляемость, как в постановке мыслительной задачи, так и в ее решении, они чаще и легче отвлекаются, то младшие школьники демонстрируют более выраженную произвольность, способность сосредоточиться на цели, способность регулярно выполнять задания. Они постепенно научаются управлять своим мышлением, думать тогда, когда этого требует ситуация.1

При общении в начальных классах у детей формируется                 осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно требует от школьников изложить, обосновать, доказать правильность своего суждения, т.е. требует от детей определенную самостоятельность в работе.

Умение планировать свои действия также активно формируется у младших школьников в процессе школьного обучения. Учеба побуждает детей вначале разработать план решения задачи, а только потом приступать к ее практическому решению.2

На уроках в начальных классах при решении учебных задач у детей формируется такие приемы логического мышления как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечением от несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей.

По мере  обучения в школе мышление детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно - логическим.

Конечно, и другие виды мышления развиваются дальше в этом возрасте, но основное направление падает на формирование приемов рассуждения и умозаключений.

Учителя знают, что мышление у детей одного и того же возраста различается. Одни дети легче решают задачи практического характера, когда требуется использовать приемы наглядно - действенного мышления. Другим легче даются задания связанные с необходимостью воображать и представлять какие - либо состояния или явления, третьей части детей легче дается построение рассуждений и умозаключений, что позволяет им более успешно решать математические задачи, выводить общие правила и использовать их в конкретных ситуациях.3

Другой важной характеристикой, выявляющей различия между детьми, является темперамент. Уже в детстве заметно, что один ребенок  - активный, настойчивый, шумный и энергичный, а другой - медлительный и застенчивый, неторопливый в словах и поступках. Так проявляет себя темперамент, качество, по мнению большинства психологов, присущее человеку от рождения, и практически неизменное на протяжении всей жизни.4

Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности. Он принадлежит к первичным формам высшего психического синтеза. Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением силы, уравновешенности,  и подвижности.  Различные сочетания этих трех качеств дают четыре традиционно выделяемых типа темперамента – холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Впрочем, если рассматривать различные точки зрения на данный предмет, четыре темперамента — лишь одна из возможных систем для оценки психологических особенностей.  Описания темпераментов довольно сильно различаются у различных психологов и, по-видимому, включают в себя достаточно большое количество факторов, таких как экстраверсия – интроверсия, пластичность-ригидность, сила-слабость процессов возбуждения-торможения и т.д.

Когда говорят о темпераменте, отмечает психолог В.В.Белоус, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий с другим динамическим, индивидуально-устойчивым особенностям психической жизни, поведения и деятельности.5 

По мнению Р. С. Немова,  темперамент отражает динамические аспекты поведения преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Таким образом, становится очевидно, что понятие темперамента не имеет однозначного определения. Однако при всем многообразии подходов в проблеме ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.6

  Сангвиник - человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. В жизни он часто имеет широкий круг общения, ему в большой степени присуще позитивное видение мира, чувство юмора и оптимизм.

Флегматик медлителен и невозмутим, его стремления устойчивы, интересы отличаются постоянством. Он очень долго раскачивается, но впоследствии оказывается весьма работоспособным. В экстремальной ситуации флегматики оказываются самыми эффективными, способными сохранять хладнокровие и мыслить четко и ясно.

Холерик - человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Такие люди общительны, и хотя отношение к ним окружающих может быть неоднозначным, всё же их ценят за открытость и искренность, большой заряд энергии, который они вкладывают во всякое дело.

Меланхоликом же называют человека, легко ранимого, склонного долго и глубоко переживать даже незначительные промахи, но внешне вяло реагирующего на события, вся жизнь их протекает «внутри». Обычно меланхолики скрытны, стараются держаться незаметно, скромно. Богатый внутренний мир побуждает меланхолика создавать уникальные произведения искусства, фантастические миры, волшебные образы.

Совершенно очевидно, что у разных представителей четырёх рассмотренных выше типов темпераментов, совершенно различный способ восприятия мира, и, соответственно, в детском возрасте они по-разному усваивают один и тот же учебный материал.

Разумеется, существуют возрастные особенности темперамента: в каждом детском возрасте - своя специфика активности, эмоциональности и моторики.7

 

     Так, в младшем школьном возрасте характерные черты активности - легкость пробуждения интереса, готовность обратить внимание на любые внешние раздражители и недостаточная длительность состояния сосредоточенности   связаны с относительной слабостью, чувствительностью нервной системы детей. И эмоциональность в эту пору жизни, и моторика, конечно же, иные, чем, скажем, в подростковом, а тем более в юношеском возрасте.

Конечно, такая позиция не снижает требовательности к ученику. Эти общие положения особенно важны при индивидуальном подходе к ребенку, индивидуализации обучения.

Наконец, немалую роль в определении различий между детьми играют и врожденные способности, уровень развития и уровень подготовки дошкольника к обучению в младших классах. Это обусловлено происхождением ребенка, особенностью его развития, начиная с пренатального периода; особенностями его социального окружения.8

Сочетание различных факторов определяет широкий спектр различий между детьми одного возраста, что и дает нам повод говорить об индивидуальности обучаемых и индивидуальном подходе к педагогическому процессу.

Таким образом, задача педагогов, психологов состоит в дифференцированном подходе к развитию мышления у младших школьников.

Универсальной предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребенку, слова поощрения, одобрения за удачный ответ, красиво написанную строчку дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним.9

В то же время, учитывая особенности мышления, наблюдательный педагог будет обращаться к ученику на его «языке». Особенности темперамента также имеют свою специфику: известно, что дети-меланхолики нуждаются в особой поддержке и поощрении, не переносят строгих методов и жёсткой критики, впечатлительны. В то же время, дети-сангвиники, напротив, нуждаются в дисциплине и организованности, их следует учить доводить работу до конца; согласно наблюдениям, такие дети сами предпочитают и ценят  принципиальных, требовательных педагогов. Флегматики включаются в работу медленно, и не следует требовать от них такого же темпа, как от холериков, в то же время холерик быстрее «выгорает», ему необходимы более частые, нежели флегматику, отдых и релаксация.

Информация о работе Учет индивидуальных особенностей детей в период обучения в начальной школе