Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 14:56, доклад
Социально обусловленные индивидуальные особенности личности динамичны и, как правило, могут сравнительно легко изменяться. Особенности, порожденные преимущественно биологическими факторами, более устойчивы и трудно изменяемы. Примером такой наследственно обусловленной особенности являются свойства нервной системы человека, которые составляют природную основу темперамента. Учитывая особенности темперамента, необходимо всячески развивать сильные его стороны и обеспечивать усиленный контроль за возможными его отрицательными проявлениями.
Доклад
на тему:
Учет индивидуальных
особенностей учащихся в учебно-воспитательном
процессе
В обучении и воспитании
детей всех возрастов большое
значение имеет учет их индивидуальных
особенностей. Каждая личность обладает
своими особенностями мышления, проявления
чувств, интересами и способностями, идеалами,
чертами характера и т. д. В связи с этим
стоит проблема индивидуального подхода
как важнейшего педагогического принципа
в обучении и воспитании.
В формировании индивидуальных особенностей
ребенка имеют значение многообразные
факторы. Среди них в первую очередь
Социально обусловленные
индивидуальные особенности личности
динамичны и, как правило, могут
сравнительно легко изменяться. Особенности,
порожденные преимущественно биологическими
факторами, более устойчивы и трудно изменяемы.
Примером такой наследственно обусловленной
особенности являются свойства нервной
системы человека, которые составляют
природную основу темперамента. Учитывая
особенности темперамента, необходимо
всячески развивать сильные его стороны
и обеспечивать усиленный контроль за
возможными его отрицательными проявлениями.
Индивидуальные проявления в поведении
ученика могут быть связаны с особенностями
его физического развития, с состоянием
здоровья, например, вялость, боязливость
и нерешительность; повышенная возбудимость
ребенка, двигательное беспокойство и
упрямство могут быть проявлением детской
нервности. Стойкая неуспеваемость учащихся
бывает порой связана с физическим недоразвитием,
часто сочетающимся со слабым здоровьем.
Конечно, неуспеваемость школьников может
быть обусловлена целым рядом причин (пробелы
в знаниях, отсутствие умений учиться,
отсутствие интереса к учению и др.), но
среди них определенное место занимает
слабое физическое развитие.
Индивидуальность школьников проявляется
во всех формах деятельности: в игре, учении,
в труде, в быту. Однако в некоторых ситуациях
она может маскироваться, и тогда об ученике
составляется неверное представление.
Эффект воспитательного влияния зависит
от того, насколько полно удалось выявить
характер индивидуальности ребенка, насколько
правильно воспитатель определил истоки,
природу этих индивидуальных особенностей.
Из этого следует, что изучать индивидуальность
ребенка нужно в различных ситуациях.
Индивидуальные различия проявляются
не только в сложившихся особенностях,
но и в ближайших потенциальных возможностях
школьника. Так два ученика могут испытывать
одинаковое по внешним проявлениям затруднение
при решении новой для них задачи. Однако,
даже при условии, что у них имеется одинаковый
уровень знаний, одинаковая предварительная
подготовка, одному из них достаточно
небольшой помощи взрослого, чтобы он
решил эту задачу, а другому ученику подсказки
и помощь не помогают, так как он нуждается
в последовательном нарастании трудностей.
При изучении индивидуальных особенностей
школьников классные руководители пользуются
ориентировочной программой, которая
прежде всего предусматривает выяснение
биографии ребенка, истории его индивидуального
развития. Здесь важно получить данные
о тех положительных и отрицательных влияниях,
которым подвергался ученик. Важно знать
состояние здоровья в раннем детстве и
сейчас, перенесенные ребенком болезни
и их последствия. Имеет значение, каким
был состав семьи к моменту его рождения
и какие затем произошли изменения; важно
знать, каковы были успехи в учебе в первые
школьные годы и какова их динамика в дальнейшем.
При выявлении индивидуальных особенностей
школьников большое значение придается
накоплению достаточного количества достоверных
фактов, для сбора которых рекомендуется
использовать наблюдения за учащимися
в различных ситуациях, беседы с учеником,
его товарищами, родителями и учителями,
изучение продуктов деятельности школьника
(тетради, сочинения, рисунки, модели, вышивки
и др.). Совершенно необходимо составить
план наблюдения (или изучения продуктов
деятельности) и план беседы. Это поможет
получить именно те сведения, которые
важны для характеристики той или иной
особенности ученика. Например, анкета
«Изучение интересов и склонностей учащихся»
Несколько иные факты отбираются
при выявлении способностей. В
этом случае важно знать: какой предмет
или вид деятельности ученик осваивает
быстрее других и без особых усилий, в
каких видах деятельности использует
оригинальные способы выполнения заданий,
проявляет собственное творчество и др.
Сравнительно легкое овладение деятельностью,
высокое качество и оригинальные способы
выполнения, большая самостоятельность
являются признаками способности к данному
виду деятельности.
Однако нужно иметь в виду, что замедленное
и затрудненное усвоение учебного материала
(или другого вида деятельности) еше не
свидетельствует о неспособности ученика.
Эти проявления могут быть результатом
других причин: серьезных пробелов в знаниях
и навыках, недостаточной подготовки к
овладению новым материалом, отсутствия
интереса или потребности с данном виде
деятельности и др. Для изучения учащегося
часто используется беседа. Целью ее проведения
может быть ознакомление с биографическими
данными, интересами, идеалами и другими
особенностями личности. В соответствии
с поставленной целью продумываются основные
вопросы, которые будут заданы ученику.
В процессе беседы порой приходится видоизменять
вопросы, но основное их направление надо
выдерживать.
Для получения объективных сведений важно
расположить ученика к откровенности
и поддерживать доброжелательную обстановку
на протяжении всей беседы. Объективность
сообщаемых в беседе данных зависит во
многом от такта учителя, от умения выяснить
интересующие его обстоятельства, причем
не только в форме прямых вопросов, но
и косвенным путем.
Поскольку при проведении беседы приходится
выводы делать на основе ответов самого
ученика, полезно сочетать ее с наблюдением
и изучением продуктов деятельности школьника.
Особенно большой интерес представляют
творческие работы учащихся — сочинения,
рисунки, модели и др. Они позволяют собрать
данные, свидетельствующие о способностях,
интересах, о чертах характера и других
особенностях того или иного ученика.
Индивидуализацию можно рассматривать
с точек зрения процесса обучения, содержания
образования, построения школьной системы.
Первая из них касается отбора форм, методов
и приемов обучения, вторая – создание
учебных планов, программ, учебной литературы
и составление заданий, предъявляемых
учащимся, и третья – формирование различных
типов школ и классов. Создание учебных
планов и программ, создание различных
направлений в обучении неизменно учитывает
индивидуальные особенности, но носит
скорее общий характер, объединяет учеников
в группы по какому-либо признаку, то есть
имеет место уже дифференциация.
Разделение учебных планов и программ
в старших классах средней школы, укомплектование
школ по профилям должно осуществляется
в соответствии со склонностями и интересами
учащихся. Учащиеся получают общее среднее
образование по всем предметам типового
учебного плана и более глубокие в области
основ науки, которая имеет теоретическое
значение для избранной специальности.
Большое внимание уделяется постановке
преподавания профильных предметов. В
такой трактовке дифференциация выступает
как средство индивидуализации обучения.
Индивидуальная работа – это деятельность
педагога-воспитателя, осуществляемая
с учетом особенностей развития каждого
ребенка. Она выражается в реализации
принципа индивидуального подхода к учащимся
в обучении и воспитании. Очень важно в
современных условиях индивидуальную
работу с детьми поставить на научную
основу, использовать практические рекомендации,
совета по реализации личностного, индивидуального
и дифференцированного подходов. Эффективность
такой работы зависит от педагогического
профессионализма и мастерства педагога-воспитателя,
его умения изучать личность и помнить
при этом о том, что она всегда индивидуальна,
с неповторимым сочетанием умственных,
физических и психологических особенностей,
присущих только конкретному человеку
и отличающих его от других людей. Учитывая
их, учитель определяет методы и формы
воздействия на личность каждого ребенка.
Все это требует от педагога не только
педагогических знаний, но и знаний по
психологии, физиологии, гуманистической
технологии воспитания на диагностической
основе. В индивидуальной работе с детьми
педагогики-воспитатели руководствуются
следующими принципами:
Индивидуальная работа с
детьми включает несколько этапов:
Таким образом, эффективность
учёта индивидуальных особенностей
учащихся зависит от знания научных
основ, от конкретизации задач обучения
и воспитания учеников в данном классе,
от установления уровня воспитанности
каждого ребенка, от гибкости методики,
компетентности, профессионализма и педагогического
мастерства учителя. Индивидуальный подход
требует от каждого педагога знания практических
рекомендаций, советов и умения претворять
их в жизнь.
Список используемой литературы:
Информация о работе Учет индивидуальных особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе