Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:22, реферат
Транзактный анализ (ТА) – психотерапевтическая методика группового и личностного роста, разработанная Эриком Берном, основанная на процедуре анализа структуры личности. В качестве личностных структур, сложившихся в процессе приобретения жизненного опыта, здесь рассматриваются особенности и взаимодействие трех состояний Я (эго-состояний) Родитель-Взрослый-Ребенок. Главной целью терапии ТА является ее ориентировка на изменение личности.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Процесс общения……………………………………………………....…..4
Эго-состояния человека и их учет в процессе общения ..….….7
Состояние Я Родителя…………...……………….…………………….7
Состояние Я Ребенка………………………………………………...…9
Состояние Я Взрослого…………………………………………….…10
Учет эго-состояний человека в процессе общения…………………14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………
Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Университет
сервиса и экономики
Институт социологии и управления социальными процессами
Кафедра «Русского языка и культуры речи»
Реферат по дисциплине «Речевая коммуникация»
Тема: «Эго-состояния человека и их учет в процессе общения»
Выполнила: студентка 1 курса
заочного отделения
Егорова К.А.
Преподаватель: Крайнова А.С.
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Общение
- это, во-первых, сложный, многоплановый
процесс установления контактов
между людьми, порождаемый потребностями
в совместной деятельности и включающий
в себя процесс обмена информацией,
выработку единой системы взаимодействия,
восприятие и понимание другого
человека, а, во-вторых, осуществление
знаковыми средствами взаимодействие
субъектов, вызванное потребностями
совместной деятельности и направленное
на значительное изменение в состоянии,
поведении и личностно-
Известно,
что младенцы, лишенные в течение
длительного времени
Подобный
феномен можно наблюдать и
у взрослых людей в условиях сенсорной
депривации. Имеются экспериментальные
данные, показывающие, что сенсорная
депривация может вызвать у человека
временный психоз или стать причиной
временных психологических
Вполне
вероятно, что в биологическом
плане эмоциональная и
Можно предположить, что существует биологическая цепочка, ведущая от эмоциональной и сенсорной деприваций через апатию к дегенеративным изменениям и смерти. В этом смысле ощущение сенсорного голода следует считать важнейшим состоянием для жизни человеческого организма, по сути так же, как и ощущение пищевого голода.
У
сенсорного голода очень много общего
с пищевым голодом, причем не только
в биологическом, но и в психологическом
и социальном плане. Такие термины,
как “недоедание”, “насыщение”, “гурман”,
“человек с причудами в еде”,
“аскет”, можно легко перенести
из области питания в область
ощущений. Переедание - это в каком-то
смысле то же самое, что и чрезмерная
стимуляция. В обеих областях при
обычных условиях и большом разнообразии
выбора предпочтение в основном зависит
от индивидуальных склонностей и
вкусов. Вполне возможно, что индивидуальные
особенности человека предопределены
конституциональными
Для психолога и психотерапевта, изучаемых проблемы сенсорного голода, представляет интерес то, что происходит, когда в процессе нормального роста ребенок отдаляется от матери. После того, как период близости с матерью завершен, индивид всю остальную жизнь стоит перед выбором, который в дальнейшем будет определять его судьбу. С одной стороны, он постоянно будет сталкиваться с социальными, физиологическими и биологическими факторами, препятствующими продолжительной физической близости того типа, какую он испытывал, будучи младенцем. С другой стороны, человек постоянно стремится к такой близости. Чаще всего ему приходится идти на компромисс. Он учится довольствоваться едва уловимыми, иногда только символическими формами физической близости, поэтому даже простой намек на узнавание в какой-то мере может удовлетворить его, хотя исходное стремление к физическому контакту сохранит первоначальную остроту.
Компромисс этот можно называть по-разному, но, как бы его ни называли, результатом является частичное преобразование младенческого сенсорного голода в нечто, что можно назвать потребностью в признании. По мере того, как усложняется путь к достижению этого компромисса, люди все больше отличаются друг от друга в своем стремлении получить признание. Эти отличия делают столь разнообразным социальное взаимодействие и в какой-то степени определяют судьбу каждого человека. Киноактеру, например, бывают необходимы постоянные восторги и похвалы (назовем их “поглаживаниями”) от даже неизвестных ему поклонников. В то же время научный работник может пребывать в прекрасном моральном и физическом состоянии, получая лишь одно “поглаживание” в год от уважаемого им коллеги (Берн 1992 //www.eltuicia.ru).
“Поглаживание” - это лишь наиболее общий термин, который используют для обозначения интимного физического контакта. На практике он может принимать самые разные формы. Иногда ребенка действительно поглаживают, обнимают или похлопывают, а порой игриво щиплют или слегка щелкают по лбу. Все эти способы общения имеют свои аналоги в разговорной речи (Берн 1992 //www.eltuicia.ru).
2. Эго-состояния человека и их учет в процессе общения
2.1Состояние Я Родителя
Одни люди считают, что хорошими родителями быть легко. Другие - что тяжело. Большинство же испытывает при воспитании детей и взлеты, и падения. Одни родители получают радость от детей, другие обижаются на них, третьи не способны справиться с ними по разным причинам. Время от времени родители переживают все три установки.
Родители
устанавливают эмоциональный
Родители служат моделями, которые отпечатываются в мозгу ребенка. Состояние Я Родителя - это объединение установок и образцов поведения всех эмоционально значимых людей, которые служат для личности родительскими фигурами. Родитель не обязательно функционирует по типу, определяемый культурой как “материнский” или “отцовский”. В действительности люди не обладают явно различимыми материнскими или отцовскими инстинктами. Люди обучаются быть родителями у своих собственных родителей.
Люди,
которых мы знаем хуже всего, - это
наши родители. Зависимое положение
детей делает практически невозможным
объективное восприятие родителей.
Даже будучи взрослыми люди могут
заблуждаться насчет всемогущества
своих родителей и считать
их сверхъестественными
Многие
люди видят своих родителей или
через “розовые очки”, или в кривом
зеркале. Они воспринимают своих
родителей не таким, какие они
на самом деле, а скорее как объекты,
которые удачно или неудачно удовлетворяют
их детские потребности и желания.
В любом случае, когда люди начинают
осознавать, кем являются или являлись
их родители на самом деле, у них
возникает критическое
Каждая личность имеет мысленные образы родителей, которые образуют ее Родителя. Временами человек ведет себя, говорит, жестикулирует и думает так, как это делали его родители. Иногда человек находится под влиянием их внутренних сообщений (Джеймс 1995 // www.gestalt.lv).
Родительские
трансакции по своей природе бывают
заботливыми или содержащими
предубеждение. Они применяются
со взрослыми так же часто, как
и с детьми. Например, заботливая
сторона Родителя уместна, если он откликается
на временную потребность коллеги
по работе в заботе и сочувствии,
когда тот слишком взволнован
или заболел. Родитель используется
неадекватным образом, когда он принудительно
воспитывает, критикует или выказывает
пренебрежение другому
Родитель - это передатчик культурных и семейных сценариев. Он является ценным и необходимым для человеческого рода, так как облегчает исполнение родительских задач, освобождая Взрослого для решения более сложных проблем существования.
Когда состояние Родителя является неполным или в значительной степени неадекватным, то родительским качествам может быть обучен Взрослый. Методы развития новых состояний Я Родителя находятся в стадии развития.
Информация о работе Эго-состояния человека и их учет в процессе общения