Физического воспитания у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить особенности развития движений у детей младшего дошкольного возраста в игровых обучающих ситуациях.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методика проведения игровых обучающих ситуаций для развития движений у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..3
Глава I. Физического воспитания у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………..………………………..5
Физическое воспитание как основное средство физического упражнения детей дошкольного возраста………………………………………………5
1.2 Игровые обучающие ситуации в непрерывной образовательной деятельности детей в ДОУ………………………………………………….….8
1.3 Развитие движений у детей младшего дошкольного возраста при помощи игровых обучающих ситуаций………………………………………………..11
Глава II. Формы, средства физического воспитание детей у младшего дошкольного возраста …………………………….………………………..13
2.1 Определения понятий: «физическая культура», «физическое воспитание»…………………………………………………………………...…13
2.2 Формы организаций физического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………………………………......15
2.3 Средства физического воспитания детей дошкольного возраста………..21

Заключение……………………………………………………………………26
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

         Гимнастика в советской системе физического воспитания занимает значительное место. Она подразделяется на основную (строевые, обще развивающие упражнения, основные движения), спортивную (акробатика, художественная гимнастика, собственно спортивная на брусьях, кольцах и других снарядах, вольные упражнения) и вспомогательную (спортивно-вспомогательная, лечебная л др.).

             Специфической особенностью гимнастики является: избирательное воздействие на различные части тела, отдельные суставы, мышечные группы и даже на разные стороны их деятельности и состояния (расслабление, растяжение мышц и др.); возможность точной дозировки нагрузки; разнообразие упражнений; использование предметов, снарядов; проведение упражнении под музыкальное сопровождение.

Эти особенности гимнастики позволяют использовать ее на занятиях людям лее: возрастов с различной физической подготовленностью и разным состоянием здоровья.

Для детей дошкольного возраста рекомендуется главным образом составная гимнастика и элементы художественной гимнастики.

          Подвижные  игры отличаются от других физических упражнений особенностями организации деятельности занимающихся и руководства ею. В игре деятельность детей организуется на основе образного или условного сюжета, который предусматривает достижение цели в условиях неожиданно изменяющихся ситуаций. Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных действии (бег, прыжки и др.) В игре предоставляется возможность проявлять самостоятельность, находчивость в выборе способа выполнения действия. Внезапные изменения ситуаций по ходу игры обязывают ребенка решать двигательные задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей (убегать от ловушки).

Это помогает закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств в постоянно изменяющихся условиях.

        Ярко выраженная эмоциональность игровых действий позволяет человеку с большим удовольствием и более длительное время выполнять упражнения, что усиливает их влияние на организм, способствует развитию выносливости и приводит к динамичности двигательных навыков.

Между участниками игры возникает взаимная обусловленность поведения, что содействует воспитанию нравственных качеств (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.).

Многообразие способов достижения цели, внезапные изменения ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регулировать физическую нагрузку.

       Игры применяются тогда, когда движение освоено и требуется развить умение применять двигательные навыки в различных ситуациях. Игры применяют для развития физических качеств, а также для воспитания морально-волевых качеств.

           Спорт характеризуется достижением в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнований.

Спорт предъявляет высокие требования к физическим и духовным силам человека, поэтому он доступен лишь с достижением определенного этапа возрастного развития и при условии соответствующей физической подготовленности.

С детьми дошкольного возраста используются лишь спортивные различные виды физических упражнений (лыжи, коньки, санки, велосипед, плавание и др.). Формируя основы техники этих наиболее простых спортивных видов физических упражнений у детей дошкольного возраста, решают главные задачи физического воспитания с учетом возрастных особенностей.

        Туризм позволяет закреплять двигательные навыки и развивать физические качества в природных условиях. С детьми дошкольного организуются прогулки с использованием различным способов передвижения (пешком, на лыжах, велосипеде и др.). В пути, на остановках могут применяться разнообразные физические упражнения (например, спрыгивание с пеньков, прыжки через канавку, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом, подвижные игры и др.). Прогулки организуются тогда, когда упражнение разучено и закреплено в обычных условиях.

         В практической работе по физическому воспитанию используется классификация упражнении по признаку преимущественного значения их для развития физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость и др.). Упражнения воздействуют одновременно на развитие всех физических качеств, но преимущественно (в большей степени) развивают какое-либо одно. Например, бег на короткие дистанции преимущественно развивает быстроту, бег на длинные дистанции — выносливость.

          Упражнения могут распределяться по использованию снарядов и предметов (упражнения на гимнастической скамейке, бревне, стенке, упражнения с палками, мячами и т.д.).

           Применяется классификация, составленная по признаку особенностей форм физических упражнений (структурным признакам); циклического, ациклического и смешанного типа. Циклические движения (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжа, на коньках характеризуются закономерной последовательностью циклов и связью фаз движения и цикле, В ациклических движениях (металле, прыжки и др.} Каждое упражнение является закопченным действием. В смешанных движениях (прыжки с разбега) соединяются циклические упражнения с ациклическими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

           Физическое воспитание детей дошкольного возраста требует сегодня от воспитателей, преподавателей глубоких знаний и творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребенка, в первые годы жизни, является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 2003. - 128 с.

2. Дергунов Н.И. Учебное издание. г. Новосибирск, 2009. - 45С.

3. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 2010. - № 3.

4. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб. пособие для студентов пединститутов по спец. "Дошкольная педагогика и психология". - М.: "Просвещение", 2005 - 300 c.

5. Кистяковская М.Ю. и др. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - М., 2009 - 86-88 с.

6. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: Научно-методический журнал. - 2004. - № 1.

7. Кузнецов В.В. Проблемы скоростно-силовой подготовки. - 116 с.

8. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2002. - 160 с.

9. Лаптев А. Управление физическим развитием. - Москва, 2003. – 180 с.

10. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - Москва 2007. – 270 с.

11. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. - М.: Педагогика, 2003.

12. Никифоров Ю.Б. Эффективность физических упражнений. Москва - 2007. – 180 с.

13. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003. - 143 с.

14. Развитие движений ребенка-дошкольника. / Под редакцией Фонарева М.И.- М.: "Просвещение",1975. - 112-170с.

15. Русаков В.Я. Методы совершенствования физической подготовки. - Москва, 2007. - С. 21 - 24.

16. Сорочек Р.Г., Спирина В.П., Уварова З.С., Юрко Г.П. Физическое воспитание раннего и дошкольного возраста. М.:, 2007.- 213-222с.

17. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2009.- 59-61с., 64-66с.

18. Татьян В.В. Экспериментальное обоснование рациональных вариантов сочетания средств скоростно - силовой подготовки начинающих спортсменов. - Москва, 2004. - 26 с.

19. Теория и методика физического воспитания. /Под редакцией Матвеева Л.П., Новикова А.Д., "ФиС" - М., 1999 - 70-74с.

20. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. Сада. /Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2002. - 61 с.

21. Филин В.П. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. Москва, 2006. - 160 с.

22. Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания - М.: Физиология и спорт.-2008. - 421 с.

23. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003. - 192 с.: ил.

24. Ширяев А.Г. Физкультура как она есть. - Москва, 2010 - 80с.

25. Юрко Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. "ФиС" - М, 2010- 110с.

26.  Кенеман А.В. Теория  методика физического воспитания  детей дошкольного возраста. - М., 2007. - 272с.

27.   Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М., 2005.-160с.

28.   Матвеева А.П. и Мельникова С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. - М ., 1999.

29.   Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М., 2000. -304с.

30.   Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5—6 лет. — М., 2011.-143с.

31.   Спирина В.П. Закаливание детей. - М., 2013.

32.   Тонкова - Ямпольская Р.В. и Чертова Т.Я. Воспитателю о ребёнке дошкольного возраста. - М., 1990. - 224с.

33.   Уварова З.С., Спирина В.П., Юрко Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М., 2011.

34.   Фонарёва М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях детей раннего возраста. - М., 2008.

35. Фонарёва М. И. Развития движений ребёнка - дошкольника. - М., 2008.-239с.

36. Холодов Ж.К. и Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М., 2012. - 480с.

37. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 2007.

38. Щелованова Н.М. Развитие и воспитание ребёнка от рождения и до трёх лет. - М., 2009.

39. Эльконина Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. - М., 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Варианты подвижных игры для детей 3-4 лет:

  1. Солнышко и дождик:

Цель: научить малышей бегать, не наталкиваясь на других детей, приучает действовать по команде воспитателя.

Оборудование: стульчики.

Ход игры: воспитатель говорит: "На небе солнышко! Можно идти гулять!". Дети бегают по всей площадке. На сигнал "Дождик! Скорей домой!" - бегут на свои стульчики.

  1. По тропинке:

Цель: научить детей осторожно идти, стараясь не наступить на линию.

Оборудование: два шнура длиной 2-2,5м.

Ход игры: на полу на расстоянии 25 - 30 см друг от друга кладут два шнура длиной 2-2,5 м. Воспитатель говорит детям, что это тропинка, по которой они пойдут гулять. Малыши должны идти осторожно, стараться не наступать на линии, не мешать друг другу, не наталкиваться на идущего впереди.

  1. Через ручеёк:

Цель: научить детей ходить по узенькой дорожке, правильно держать равновесие.

Оборудование: нарисованные на асфальте две линии на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга и камешки.

Ход игры: дети стоят у черты - на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился - намочил ноги, идут сушить их на солнышко - садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

  1. Попади в круг:

Цель: научить детей соблюдать правило поочередности, показать малышам, как правильно метать мешочек в цель одной рукой.

Материал: обруч; мешочек, наполненный песком.

Ход игры: дети строятся в колонну по одному. Первого ребенку дается мешочек с песком, он должен бросить его в круг, затем поднять мешочек и передать его следующему малышу.

  1. С кочки на кочку:

Цель: научить детей перешагивать с одного обруча в другой.

Материал: обручи.

Ход игры: воспитатель раскладывает на полу обручи на небольшом расстоянии (20 см) один от другого, по команде воспитателя малыши должны перейти на другую сторону зала, переступая из обруча в обруч.

  1. Зайка серенький сидит:

Цель: научить детей повторять движения за воспитателем.

Ход игры: малыши становятся в круг, в центре воспитатель. Дети вместе с воспитателем произносят стих и делают движения

 

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапоньки погреть,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапоньки погреть.

Зайке холодно стоять,

Зайке надо поскакать,

Скок-скок, скок-скок,

Зайке надо поскакать.

Кто-то зайку напугал,

Зайка прыг… и убежал.

Мой весёлый звонкий мяч

Цель: научить детей подпрыгивать на двух ногах.

Ход игры: малыши стоят около воспитателя и изображают мячики, прыгая на месте и приговаривая:

 

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

После этого дети убегают, а воспитатель их ловит.

Информация о работе Физического воспитания у детей младшего дошкольного возраста