Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 18:22, курсовая работа
Цель исследования: определить особенности развития движений у детей младшего дошкольного возраста в игровых обучающих ситуациях.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методика проведения игровых обучающих ситуаций для развития движений у детей младшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………….…..3
Глава I. Физического воспитания у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………..………………………..5
Физическое воспитание как основное средство физического упражнения детей дошкольного возраста………………………………………………5
1.2 Игровые обучающие ситуации в непрерывной образовательной деятельности детей в ДОУ………………………………………………….….8
1.3 Развитие движений у детей младшего дошкольного возраста при помощи игровых обучающих ситуаций………………………………………………..11
Глава II. Формы, средства физического воспитание детей у младшего дошкольного возраста …………………………….………………………..13
2.1 Определения понятий: «физическая культура», «физическое воспитание»…………………………………………………………………...…13
2.2 Формы организаций физического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………………………………......15
2.3 Средства физического воспитания детей дошкольного возраста………..21
Заключение……………………………………………………………………26
Список литературы………………………………
Гимнастика в советской системе физического воспитания занимает значительное место. Она подразделяется на основную (строевые, обще развивающие упражнения, основные движения), спортивную (акробатика, художественная гимнастика, собственно спортивная на брусьях, кольцах и других снарядах, вольные упражнения) и вспомогательную (спортивно-вспомогательная, лечебная л др.).
Специфической особенностью гимнастики является: избирательное воздействие на различные части тела, отдельные суставы, мышечные группы и даже на разные стороны их деятельности и состояния (расслабление, растяжение мышц и др.); возможность точной дозировки нагрузки; разнообразие упражнений; использование предметов, снарядов; проведение упражнении под музыкальное сопровождение.
Эти особенности гимнастики позволяют использовать ее на занятиях людям лее: возрастов с различной физической подготовленностью и разным состоянием здоровья.
Для детей дошкольного возраста рекомендуется главным образом составная гимнастика и элементы художественной гимнастики.
Подвижные игры отличаются от других физических упражнений особенностями организации деятельности занимающихся и руководства ею. В игре деятельность детей организуется на основе образного или условного сюжета, который предусматривает достижение цели в условиях неожиданно изменяющихся ситуаций. Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных действии (бег, прыжки и др.) В игре предоставляется возможность проявлять самостоятельность, находчивость в выборе способа выполнения действия. Внезапные изменения ситуаций по ходу игры обязывают ребенка решать двигательные задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей (убегать от ловушки).
Это помогает закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств в постоянно изменяющихся условиях.
Ярко выраженная эмоциональность игровых действий позволяет человеку с большим удовольствием и более длительное время выполнять упражнения, что усиливает их влияние на организм, способствует развитию выносливости и приводит к динамичности двигательных навыков.
Между участниками игры возникает взаимная обусловленность поведения, что содействует воспитанию нравственных качеств (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.).
Многообразие способов достижения цели, внезапные изменения ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регулировать физическую нагрузку.
Игры применяются тогда, когда движение освоено и требуется развить умение применять двигательные навыки в различных ситуациях. Игры применяют для развития физических качеств, а также для воспитания морально-волевых качеств.
Спорт характеризуется достижением в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнований.
Спорт предъявляет высокие требования к физическим и духовным силам человека, поэтому он доступен лишь с достижением определенного этапа возрастного развития и при условии соответствующей физической подготовленности.
С детьми дошкольного возраста используются лишь спортивные различные виды физических упражнений (лыжи, коньки, санки, велосипед, плавание и др.). Формируя основы техники этих наиболее простых спортивных видов физических упражнений у детей дошкольного возраста, решают главные задачи физического воспитания с учетом возрастных особенностей.
Туризм позволяет закреплять двигательные навыки и развивать физические качества в природных условиях. С детьми дошкольного организуются прогулки с использованием различным способов передвижения (пешком, на лыжах, велосипеде и др.). В пути, на остановках могут применяться разнообразные физические упражнения (например, спрыгивание с пеньков, прыжки через канавку, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом, подвижные игры и др.). Прогулки организуются тогда, когда упражнение разучено и закреплено в обычных условиях.
В практической работе по физическому воспитанию используется классификация упражнении по признаку преимущественного значения их для развития физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость и др.). Упражнения воздействуют одновременно на развитие всех физических качеств, но преимущественно (в большей степени) развивают какое-либо одно. Например, бег на короткие дистанции преимущественно развивает быстроту, бег на длинные дистанции — выносливость.
Упражнения могут распределяться по использованию снарядов и предметов (упражнения на гимнастической скамейке, бревне, стенке, упражнения с палками, мячами и т.д.).
Применяется классификация, составленная по признаку особенностей форм физических упражнений (структурным признакам); циклического, ациклического и смешанного типа. Циклические движения (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжа, на коньках характеризуются закономерной последовательностью циклов и связью фаз движения и цикле, В ациклических движениях (металле, прыжки и др.} Каждое упражнение является закопченным действием. В смешанных движениях (прыжки с разбега) соединяются циклические упражнения с ациклическими.
Заключение
Физическое воспитание детей дошкольного возраста требует сегодня от воспитателей, преподавателей глубоких знаний и творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребенка, в первые годы жизни, является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.
Список использованной литературы
1. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 2003. - 128 с.
2. Дергунов Н.И. Учебное издание. г. Новосибирск, 2009. - 45С.
3. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 2010. - № 3.
4. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб. пособие для студентов пединститутов по спец. "Дошкольная педагогика и психология". - М.: "Просвещение", 2005 - 300 c.
5. Кистяковская М.Ю. и др. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - М., 2009 - 86-88 с.
6. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: Научно-методический журнал. - 2004. - № 1.
7. Кузнецов В.В. Проблемы скоростно-силовой подготовки. - 116 с.
8. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2002. - 160 с.
9. Лаптев А. Управление физическим развитием. - Москва, 2003. – 180 с.
10. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - Москва 2007. – 270 с.
11. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. - М.: Педагогика, 2003.
12. Никифоров Ю.Б. Эффективность физических упражнений. Москва - 2007. – 180 с.
13. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003. - 143 с.
14. Развитие движений ребенка-дошкольника. / Под редакцией Фонарева М.И.- М.: "Просвещение",1975. - 112-170с.
15. Русаков В.Я. Методы совершенствования физической подготовки. - Москва, 2007. - С. 21 - 24.
16. Сорочек Р.Г., Спирина В.П., Уварова З.С., Юрко Г.П. Физическое воспитание раннего и дошкольного возраста. М.:, 2007.- 213-222с.
17. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2009.- 59-61с., 64-66с.
18. Татьян В.В. Экспериментальное обоснование рациональных вариантов сочетания средств скоростно - силовой подготовки начинающих спортсменов. - Москва, 2004. - 26 с.
19. Теория и методика физического воспитания. /Под редакцией Матвеева Л.П., Новикова А.Д., "ФиС" - М., 1999 - 70-74с.
20. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. Сада. /Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2002. - 61 с.
21. Филин В.П. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. Москва, 2006. - 160 с.
22. Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания - М.: Физиология и спорт.-2008. - 421 с.
23. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003. - 192 с.: ил.
24. Ширяев А.Г. Физкультура как она есть. - Москва, 2010 - 80с.
25. Юрко Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. "ФиС" - М, 2010- 110с.
26. Кенеман А.В. Теория
методика физического
27. Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М., 2005.-160с.
28. Матвеева А.П. и Мельникова С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. - М ., 1999.
29. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М., 2000. -304с.
30. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5—6 лет. — М., 2011.-143с.
31. Спирина В.П. Закаливание детей. - М., 2013.
32. Тонкова - Ямпольская Р.В. и Чертова Т.Я. Воспитателю о ребёнке дошкольного возраста. - М., 1990. - 224с.
33. Уварова З.С., Спирина В.П., Юрко Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М., 2011.
34. Фонарёва М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях детей раннего возраста. - М., 2008.
35. Фонарёва М. И. Развития движений ребёнка - дошкольника. - М., 2008.-239с.
36. Холодов Ж.К. и Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М., 2012. - 480с.
37. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 2007.
38. Щелованова Н.М. Развитие и воспитание ребёнка от рождения и до трёх лет. - М., 2009.
39. Эльконина Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. - М., 2011.
Приложение
Варианты подвижных игры для детей 3-4 лет:
Цель: научить малышей бегать, не наталкиваясь на других детей, приучает действовать по команде воспитателя.
Оборудование: стульчики.
Ход игры: воспитатель говорит: "На небе солнышко! Можно идти гулять!". Дети бегают по всей площадке. На сигнал "Дождик! Скорей домой!" - бегут на свои стульчики.
Цель: научить детей осторожно идти, стараясь не наступить на линию.
Оборудование: два шнура длиной 2-2,5м.
Ход игры: на полу на расстоянии 25 - 30 см друг от друга кладут два шнура длиной 2-2,5 м. Воспитатель говорит детям, что это тропинка, по которой они пойдут гулять. Малыши должны идти осторожно, стараться не наступать на линии, не мешать друг другу, не наталкиваться на идущего впереди.
Цель: научить детей ходить по узенькой дорожке, правильно держать равновесие.
Оборудование: нарисованные на асфальте две линии на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга и камешки.
Ход игры: дети стоят у черты - на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился - намочил ноги, идут сушить их на солнышко - садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.
Цель: научить детей соблюдать правило поочередности, показать малышам, как правильно метать мешочек в цель одной рукой.
Материал: обруч; мешочек, наполненный песком.
Ход игры: дети строятся в колонну по одному. Первого ребенку дается мешочек с песком, он должен бросить его в круг, затем поднять мешочек и передать его следующему малышу.
Цель: научить детей перешагивать с одного обруча в другой.
Материал: обручи.
Ход игры: воспитатель раскладывает на полу обручи на небольшом расстоянии (20 см) один от другого, по команде воспитателя малыши должны перейти на другую сторону зала, переступая из обруча в обруч.
Цель: научить детей повторять движения за воспитателем.
Ход игры: малыши становятся в круг, в центре воспитатель. Дети вместе с воспитателем произносят стих и делают движения
Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки погреть,
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапоньки погреть.
Зайке холодно стоять,
Зайке надо поскакать,
Скок-скок, скок-скок,
Зайке надо поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг… и убежал.
Мой весёлый звонкий мяч
Цель: научить детей подпрыгивать на двух ногах.
Ход игры: малыши стоят около воспитателя и изображают мячики, прыгая на месте и приговаривая:
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
После этого дети убегают, а воспитатель их ловит.
Информация о работе Физического воспитания у детей младшего дошкольного возраста