Физическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 15:54, контрольная работа

Краткое описание

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Физическое воспитание - процесс изменения форм и функций человеческого организма. В более узком смысле термин «физическое воспитание» обозначает «уровень развития организма, который определяется антропометрическим биометрическим показателями (рост, вес, сила мышц, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, величина изгиба позвоночника и др.)

Содержание

Введение.
3
1. Общая характеристика физического воспитания.
4
2. Формирование культурно - гигиенических навыков в детском саду.
6
3. Значение режима дня в жизни ребенка.
Особенности режима дня в дошкольном возрасте.
8
4. Воспитательная работа в детском саду в первой половине дня
10
5. Организация и методика проведения прогулки
12
6. Организация, содержание и методика проведения второй половины дня в детском саду
15
Заключение
17
Список литературы
18

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  Республики Карелия

ГАОУ СПО РК «Петрозаводский  педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по педагогике

Тема: «Физическое воспитание»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка ЗАО 

группа 414

Зыбина Валерия Александровна

 

Преподаватель:

Тиетявяйнен Надежда  Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск

2013 г.

 

 

Содержание

 

 

Введение.

3

1. Общая характеристика физического воспитания.

4

2. Формирование культурно - гигиенических навыков в детском саду.

6

3. Значение режима дня в жизни ребенка.

Особенности режима дня в дошкольном возрасте.

8

4. Воспитательная работа в детском саду в первой половине дня

10

5. Организация и методика проведения прогулки

12

6. Организация, содержание и методика проведения второй половины дня в детском саду

15

Заключение

17

Список литературы

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Физическое воспитание детей дошкольного  возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических  и психических функций развивающегося организма, его закаливание, работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Физическое воспитание - процесс изменения форм и функций человеческого организма. В более узком смысле термин «физическое воспитание» обозначает «уровень развития организма, который определяется антропометрическим биометрическим показателями (рост, вес, сила мышц, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, величина изгиба позвоночника и др.)

Большую роль в обосновании вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста сыграли Е.А.Аркин, Л.И.Чулицкая. Значительный вклад в развитие теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста научные исследования и методические работы А.И.Быковой, М.М.Конторович, Н.А.Метлова, Л.И.Михайловой и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика физического  воспитания.

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируются нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.

Целенаправленное, физическое воспитание оказывает положительное влияние  на умственное развитие малышей: обогащаются  знания об окружающих предметах и явлениях, совершенствуется ориентировка в пространстве и времени; складываются положительные черты характера. Дети приобретают умения действовать в коллективе сверстников; у них формируются такие качества, как выдержка, самостоятельность, активность, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи и т. п. Основные задачи физического воспитания детей дошкольного возраста состоят в охране и укреплении их здоровья, полноценном физическом развитии, закаливании организма, формировании двигательных и культурно- гигиенических навыков и умений.

Малыш, появившись на свет, нуждается  в постоянном уходе, в материнском  молоке, длительное время не может  самостоятельно передвигаться. Жизнь  ребенка полностью зависит от взрослых, которые заботятся об охране и укреплении его здоровья, полноценном физическом развитии.

Разумно организованный режим, выполнение необходимых правил гигиены, достаточная  двигательная активность — все это  благоприятно влияет на самочувствие ребенка, создает преобладание у  него эмоционально- положительного состояния, радостного настроения. У здорового ребенка крепкий сон и хороший аппетит. Выполнение режима в сочетании с правильной методикой воспитания детей предупреждает их переутомление.

Важной задачей физического  воспитания является закаливание детского организма. Укрепление здоровья детей путем закаливания повышает их сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям. Систематическое закаливание вырабатывает в организме способность приспосабливаться к различным условиям и переменам внешней среды: к изменениям температуры, к ветреной и дождливой погоде и т. д.

Существенная задача физического  воспитания — формирование у детей  двигательных навыков, умений и физических качеств. Движение оказывает существенное влияние на растущий организм. Разнообразная активная двигательная деятельность благотворно сказывается на развитии костно- мышечной системы, совершенствовании функций организма детей, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды. У детей дошкольного возраста довольно рано начинают формироваться основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание). Однако наиболее полноценно их развитие происходит при правильно организованном воспитательном процессе. Кроме основных жизненно необходимых движений, с детьми дошкольного возраста проводятся упражнения, направленные на укрепление определенных групп мышц (рук, ног, туловища). Их развитию способствуют также спортивные виды физических упражнений: ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание, езда на велосипеде и др.

В дошкольных учреждениях сложилась  определенная система применения физических упражнений с целью разностороннего  активного воздействия на организм ребенка. Она состоит в целенаправленном, организованном использовании занятий  по физической культуре, подвижных игр, утренней гимнастики, а также в широком применении физкультурных упражнений и игр в самостоятельной двигательной деятельности детей.

Воспитание культурно-гигиенических  навыков направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную нравственную задачу — воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада,— писала Н. К. Крупская,— привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего детства надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, вытирать ноги, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и т. д.». Культурно-гигиенические навыки ребенок усваивает под руководством взрослых. Вместе с другими детьми он учится мыть руки, опрятно есть, следить за порядком в одежде, бережно относиться к предметам. У него формируются самостоятельность и организованность, аккуратность и бережливость, воспитывается вежливое и уважительное отношение к взрослым и сверстникам. Все задачи физического воспитания решаются в единстве в процессе воспитательно-образовательной работы детского сада и обеспечивают полноценное физическое развитие детей.

В социалистическом обществе физическое воспитание основывается на растущей заботе государства о матери и  ребенке, постоянном улучшении жилищных условий, росте материального благосостояния трудящихся.

Для правильного физического развития детей необходимо создание гигиенической обстановки (гигиена помещения, участка, оборудования, одежды, обуви), обязательное выполнение научно обоснованного режима детской жизни, включая рациональное питание, развитие движений и мероприятия по закаливанию организма. При этом требуется постоянный контроль со стороны медицинского персонала, проведение необходимой профилактической и лечебной работы, целенаправленное воспитание. Важное условие полноценного физического развития детей — тесный контакт дошкольного учреждения и семьи.

Все формы работы по физическому  воспитанию взаимосвязаны и дополняют  друг друга. К ним предъявляются  единые педагогические требования:

1. Ежедневность проведения;

  1. Постепенность усложнения требований к качеству движений, объему физических нагрузок;
  2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  3. Создание необходимы условий (оборудование, игрушки, пособия) для активизации двигательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование культурно - гигиенических навыков в детском саду.

В работе дошкольного учреждения уделяется  большое внимание воспитанию у детей  культурно-гигиенических навыков. В  каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с  «Программой воспитания в детском саду».

Самые маленькие овладевают простейшими навыками (мыть руки, застегивать пуговицы), постарше — более сложными (пользоваться вилкой, быть опрятным). Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребенка.

Методика соответствующей работы воспитателя определяется программными требованиями и возрастными  особенностями детей дошкольного возраста.

К числу основных условий успешного  формирования культурно- гигиенических  навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Для малышей особое значение имеет  постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в  течение дня вещи. Например, в  умывальной комнате должно быть достаточное  количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем — картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочение их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Формирование культурно- гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых — родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

У детей дошкольного возраста преобладает  конкретное, наглядно- образное мышление. В связи с этим для успешного  формирования у них гигиенических  навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Воспитатель показывает, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Умелое руководство взрослых сокращает время овладения навыками личной гигиены. Обучение некоторым навыкам, например культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определенной последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Упражнение ребенка в совершении одних и тех же действий, сопровождаемое постоянным контролем со стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых навыков.

Особенно важен контроль на начальной  стадии формирования навыка. В дальнейшем воспитатель проверяет тщательность и добросовестность выполнения действий. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков: они могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду.

В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому  в формировании навыков большую  роль играет личный пример взрослых. Внешний  вид воспитателя и родителей, их поведение должны служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. «Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу,— советовал А. С. Макаренко,— то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают». Об этом всегда должны помнить и воспитатели детского сада, и родители.

В воспитании навыков следует опираться  и на хороший пример самих детей. Воспитатель обращает внимание малышей  на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это. Предложив детям убрать игрушки после игры, воспитатель замечает, что им помогает и не участвовавший в игре ребенок. «Посмотрите, дети,— говорит педагог,— Игорь не играл с вами, а тоже убирает, помогает товарищам. Все вместе вы быстро уберете игрушки». Другие дети тоже принимаются помогать.

Однако, используя положительные  примеры, воспитатель должен проявлять  такт, не допускать противопоставления одних детей другим. В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное иди отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

Положительная оценка дается и в  том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками. Если трехлетний ребенок впервые сам надел рубашку, застегнул пуговицу, воспитатель его одобряет. Чтобы малыш лучше осознал свои новые умения, воспитатель может сравнить его теперешние действия с прошлыми, новую оценку с предыдущей, например отмечает в присутствии всех детей: «Наташа стала быстро одеваться. Раньше делала ей замечания, а сегодня хвалю».Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил, воспитатель напоминает им, что и как надо сделать, не торопится с замечанием или осуждением.

Информация о работе Физическое воспитание