Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 07:29, доклад
В современной педагогической литературе общее недоразвитие речи рассматривается как сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы (Р.Е. Левина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). У детей с ОНР отмечается бедный словарь, аграмматизм речи, полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушение фонематического восприятия. Имеющиеся нарушения речи негативно сказываются на психическом развитии ребенка. У этих детей часто встречается речевой негативизм, переживания по поводу своего дефекта, низкая коммуникативная потребность в общении с окружающими и как следствие – замкнутость и низкая речевая активность.
Проблема обучения и воспитания детей с общей недоразвитием речи является весьма актуальной в современной педагогике. В настоящее время многие специалисты отмечают рост количества детей с различной речевой патологией (Е.Ф. Архипова, Т.Г. Визель, Л.Г. Парамонова и др.), при этом увеличилось количество дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи.
В современной педагогической литературе общее недоразвитие речи рассматривается как сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы (Р.Е. Левина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). У детей с ОНР отмечается бедный словарь, аграмматизм речи, полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушение фонематического восприятия. Имеющиеся нарушения речи негативно сказываются на психическом развитии ребенка. У этих детей часто встречается речевой негативизм, переживания по поводу своего дефекта, низкая коммуникативная потребность в общении с окружающими и как следствие – замкнутость и низкая речевая активность.
Младший дошкольный возраст – это возраст (чувственного) сенсорного познания окружающего.
Речь ребенка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребенок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками; при этом детали этих предметов выделяются чаще. Слово - название предмета становится словом - понятием лишь после того, как на него выработается значительное количество двигательных условных связей. Потребность ребёнка в предмете и действиях с ним побуждают ребёнка назвать предмет словом.
Сенсомоторное развитие имеет важнейшее значение для полноценного психического развития детей раннего и дошкольного возраста, т.к. это время наиболее благоприятно для развития и совершенствования деятельности органов чувств, накопления разнообразных представлений об окружающем мире. Чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико – пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Движения пальцев рук имеют огромное значение для психоречевого развития ребенка, поскольку оказывают большое влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Действия ребенка с предметами оказывают большое влияние на развитие функций мозга. Так, еще В.М. Бехтерев указывал, что движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика была роль руки - она дала возможность путем указывающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикулярной речью (эта связь дает себя знать и у современного человека).
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Таким образом, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны, занимает около трети всей площади двигательной проекции. Это так называемый «гомункулюс Пенфилда». Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи.
Таким образом, речевое и сенсомоторное развитие ребёнка осуществляется в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии друг на друга. Усвоение сенсорных эталонов позволяет ребенку активизировать словарь.
Принимая во внимание большое значение развития сенсорной сферы у детей с ОНР, необходимо учитывать специфику коррекционно–развивающей работы с такими детьми, так как развитие сенсорики в работе не самоцель, а средство, которое помогает развить их речевую активность.
Вся работа по развитию сенсомоторной сферы у детей проводится в комплексе коррекционно-развивающих занятий. Задания по сенсомоторике гармонично включаются в тематический цикл занятий по формированию лексико – грамматических компонентов языка.
Игры по разным лексическим темам:
1. Игра «Волшебное дерево»
Игровой материал: Зонтик с прищепками; муляжи фруктов; корзинки красного, желтого и зелёного цвета.
Описание игры:
1). Ребёнку предлагается
собрать урожай фруктов с
2). Ребёнку предлагается
распределить по корзинкам
2. Игра «Собираемся гулять».
Игровой материал: Шкаф игрушечный, игрушечная одежда.
Описание:
1). Перед ребёнком открывается
игрушечный шкаф с кукольной
одеждой. И ему предлагается выбрать
назвать одежду и одеть куклу
Машу для прогулки для
2). Ребёнку предлагается пощупать и сказать из какого материала сделаны вещи.
3. Игра «Утро в деревне»
Игровой материал: лоток с песком, домашние животные и дикие животные, деревья, домики, кукла.
Описание:
1). Ребёнку предлагается выбрать и назвать тех животных, которые будут жить у бабушки Маруси в деревне. Сделать для животных свой дом и назвать его. Подобрать каждому животному своего детёныша и поселить их вместе.
2). Ребенку предлагается
выбрать диких животных и
4. Игра « Моем Юлю грязную»
Игровой материал: небольшая пластмассовая или резиновая кукла, поролоновая губка.
Описание игры:
Взрослый просит ребёнка вымыть испачканную куклу. Назвать части тела, которые надо вымыть: «А теперь вымой ей ножку, посмотри, как она испачкалась» и т.д. Губку можно намылить, обратите внимание ребенка на то, как скользит в руках намыленная кукла.
5. Игра «Поварята»
Игровой материал: Муляжи овощей и фруктов, две кастрюли, посуда.
Описание игры: Ребёнку предлагается сварить для гостей угощения, суп и компот. Ребёнок должен назвать и положить в кастрюлю для супа овощи, а для компота фрукты.
Информация о работе Физическое упражнение как основное средство