Физкультурные праздники и досуги в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 14:40, контрольная работа

Краткое описание

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по физо.docx

— 57.44 Кб (Скачать файл)

Каникулы

Проводятся  в течение первой недели января и  последней недели марта.

Во время  каникул снимаются традиционные учебные занятия за исключением  музыкальных и физкультурных, но и они обогащаются игровым, сюжетным материалом и проводятся в разнообразных  интересных формах. Особое внимание нужно  уделить рациональной организации  ежедневной двигательной деятельности, как одному из условий оздоровительной  работы с детьми. Этому способствует широкое использование разных видов  физических упражнений: гимнастика, подвижные  и спортивные игры, спортивные упражнения. Один – два раза в неделю целесообразны  физкультурные досуги, пешеходные прогулки и экскурсии. Удовольствие доставляют детям взаимные посещения разных возрастных групп – «приход в  гости», выставки детских работ, драматизация известных сказок, концерты детской  самодеятельности с участием взрослых. Следует предоставлять больше возможности  для свободного обучения детей в  процессе различных видов самостоятельной  и организованной деятельности.

Старшая группа

День  здоровья проводиться один раз в  квартал. Содержанием его являются подвижные игры, спортивные упражнения и игры, спортивные развлечения, игры – эстафеты, пешеходные и лыжные прогулки, простейший туризм. Очень  важно развить у детей интерес  к организации по собственному желанию  подвижных игр и простейших соревнований со своими сверстниками, поощрять стремление к достижению высоких результатов  при выполнении разнообразных физических упражнений, элементов спортивных игр, в подвижных играх, играх –  эстафетах. В день здоровья с детьми старшего дошкольного возраста организуются простейшие туристические походы. В  теплый период года общая их продолжительность  не должна превышать 2,5 – 3 часа, с привалом не менее часа и отдыхом после  каждых 25 – 30 минут по 5 – 10 минут. Детей  во время похода сопровождают не менее 2 – 3-х взрослых. На привале организуется активный отдых детей – игры и  упражнения в природных условиях, солнечные ванны, купание, эстафеты. Желательно проводить поход в  виде увлекательной тематической игры или использовать заранее разработанный сценарий.

В зимний период можно проводить лыжные походы продолжительностью до 2,5 км (в два  перехода). В содержание лыжного  похода включаются игры с элементами спортивного ориентирования (ориентировка на местности с использованием карт – схем).

Можно организовать детей для участия в республиканских  днях бегуна, лыжника, велосипедиста, пловца. Такие мероприятия проводятся на территории учреждения или используется стадион, бассейн, парк.

Каникулы

Организуются  каникулы в начале первой недели января и последней недели марта, что  связано со снижением работоспособности  детей и повышением заболеваемости детей в этот период. Организация  режима дня и содержания педагогической работы должны быть направлены на создание оптимальных условий для активного отдыха детей; увеличение объема двигательной активности, обеспечение мер по укреплению здоровья, закаливанию организма. Важно не только снять утомление детского организма, но и создать условия для самостоятельной деятельности детей.

Так же, как и в средней группе, снимаются  на каникулярное время традиционные учебные занятия, за исключением  физкультурных и музыкальных. Освободившееся время используется для различных  форм и видов организационной  и самостоятельной деятельности детей.

Наиболее  эффективны для старших дошкольников физкультурные праздники и досуги с выполнением упражнений соревновательного  характера, всевозможные викторины и детские концерты. Пользу приносят и разные виды трудовой деятельности: дежурство по столовой, в уголке природы, уборка участка, выполнение отдельных поручений и тому подобное. При этом важно не только организовать коллективный труд, но и создать условия для трудовой деятельности, возникающей по инициативе самих детей (уход за животными и растениями, подклейка книг, изготовление поделок и много другое).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекционная направленность и особенности  проведения физкультурного досуга с  детьми с нарушением зрения.

 

   Коррекционная  направленность проявляется в  учете особенностей физического  развития детей и их функциональных  возможностей; уходе от традиционной  системы организации различных  форм физического воспитания  к специальным занятиям, индивидуальному  дозированию физических нагрузок  и их варьированию с учетом  состояния зрения и характера  лечебных процедур; преодолении  двигательной недостаточности и  гиподинамии за счет соответствующего  двигательного режима.

  Индивидуально-дифференцированный  подход к организации коррекционной  помощи обусловливает развитие  индивидуальных возможностей детей,  как условие выравнивания всего  хода психофизического развития.

 

Пути и средства выравнивания физического  развития и преодоления двигательной недостаточности

      Исходя из концептуальной модели коррекционной помощи в процессе физического воспитания детей с нарушением зрения, в разных видах образовательных учреждений определяется система обеспечения комплексного физического развития и двигательных возможностей детей через взаимодействие с лечебно-восстановительной и коррекционно-развивающей работой.

 

Основными принципами организации и осуществления  коррекционной помощи детям с  нарушением зрения являются:

 

- выполнение  офтальмо-гигиенического режима  в процессе занятий физической  культурой;

 

- комплексная  диагностика психофизического развития  и двигательной подготовленности;

 

- учет индивидуальных  особенностей в комплектовании  подгрупп для занятий физической  культурой;

 

- индивидуально-дифференцированный  подход к физическим нагрузкам,  условиям их выполнения с учетом  зрительных возможностей детей;

 

- обеспечение  оптимальных условий для формирования  у детей здорового образа жизни;

 

- обеспечение  обязательного минимума содержания  образования по физической культуре  посредством освоения основ содержания  двигательной деятельности и  взаимосвязи с лечебно-восстановительной  и коррекционной работой;

 

- целостность  и комплексность в решении  задач физического воспитания, здоровья  и социальной адаптации детей  с нарушением зрения.

 

Организационная модель системы коррекционной помощи в процессе физического воспитания детей в условиях дошкольных образовательных  учреждений прежде всего решает вопросы  выравнивания физического развития.

 

Одной из главных  задач в этом плане является оздоровление организма ребенка, совершенствование  защитных функций организма и  повышение устойчивости к различным  заболеваниям. Оздоровительные условия  конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка и  направлены на следующее:

 

- развитие  мышц глаза, лица, шеи, рук, ног  и т.д.;

 

- формирование  правильной осанки;

 

- развитие  гармонического телосложения;

 

- совершенствование  деятельности сердечно-сосудистой  и дыхательной систем. Решение  данной задачи осуществляется  через систему взаимодействия  лечебно-восстановительной работы  и двигательной деятельности  детей.

 

Не менее  значимыми в организации единого  процесса реабилитации здоровья и психофизического развития детей с нарушением зрения являются образовательные и воспитательные задачи. Коррекционные образовательные  задачи направлены на преодоление недостаточности  двигательных умений и способностей, без которых ребенку трудно адаптироваться к условиям жизни. Адаптирование  образовательных задач с учетом зрительных возможностей ребенка и  его здоровья определяет модель коррекционной  работы в процессе физического воспитания, отличную от общеобразовательного, позволяет  решать задачи лечебной и коррекционной  направленности.

 

Целенаправленность  коррекционных задач определяется потребностью формирования у ребенка  представлений о своем дефекте, а также развития у детей самостоятельности, самоорганизации, самопомощи за счет формирования социально-адаптивных навыков регуляции  двигательного поведения. В связи  с реализацией задач физического  воспитания организационная модель коррекционной помощи осуществляется в следующих направлениях:

 

- физкультурные  занятия с коррекционной направленностью;

 

- коррекционные  занятия по лечебной физкультуре,  занятия ритмикой, ориентировкой  в пространстве;

 

- индивидуальные  занятия;

 

- лечебное  плавание;

 

- коррекционные  виды гимнастики (основная, для глаз, пальчиковая, ритмическая, тренажерная,  дыхательная);

 

- физкультминутки;

 

- закаливающие  мероприятия в сочетании с  физическими и коррекцион-ными  упражнениями;

 

- подвижные  игры;

 

- физические  упражнения и игры на прогулке;

 

- туристические  прогулки;

 

- физкультурный  праздник;

 

- музыкальный  досуг;

 

- физкультурный  досуг;

 

- день здоровья;

 

- каникулы;

 

- задания  на дом.

 

При этом необходимо помнить о создании щадящих условий  обучения движениям, обеспечении тщательного  контроля за физической нагрузкой детей  и системе адаптированных возможностей воспитательно-образовательных форм и методов обучения, обеспечении  основных требований выравнивания физических возможностей детей дошкольного  возраста с нарушением зрения в сторону  сближения с развитием нормально  видящего ребенка.

 

Вместе с  тем существующие подходы к организации  физического воспитания детей свидетельствуют, что приоритеты лечебно-восстановительной  работы и учебно-воспитательной (физическое воспитание) в организации жизнедеятельности  детей должны учитывать задачи социальной адаптации, в процессе которой ребенок  учится понимать и преодолевать жизненные  труд-

245 ности,  использовать свои потенциальные  возможности в различных видах  жизнедеятельности.

 

Одно из главных  требований в организации физического  воспитания это обеспечение безопасности и доступности мест для занятий. Для этого оборудование зала осуществляется с учетом:

 

— офтальмо-гигиенических  условий;

 

— возраста детей;

 

— двигательных возможностей детей и навыков  пространственной ориентировки;

 

— решения  коррекционных и лечебно-восстановительных  задач.

 

Правильной  организации и осуществлению  физического воспитания детей с  нарушением зрения способствует работа с родителями. Проведенное анкетирование 100 родителей выявило ряд трудностей:

 

— родители не осознают в достаточной мере трудности  ребенка в движениях (ответы в  анкетах: «не любит подвижные  игры, не хочет играть с мячом», «он  малоподвижен»);

 

— главную  задачу физического воспитания оценивают  как обеспечение страховки при  движениях, постоянный контроль, ограничение  движений на улице и в квартире;

 

— в самостоятельных  играх детей дома предпочтение отдают рисованию, дидактическим играм, просмотру  телепередач;

 

— на предложение  создать дома мини-стадион, отвечали, что «это лишнее»;

 

— оказание помощи ребенку при выполнении упражнений не считают возможным.

 

Результаты  анкетирования родителей показывают, что родители недостаточно владеют  информацией о значении физической культуры для лечебно-восстановительной  работы и оздоровления ребенка в  целом.

 

Вместе с  тем нет сомнений в том, что  дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушением зрения перегружены разного рода доку-

246 ментацией.  Прежде всего это диагнозы  детей по состоянию зрения  и здоровья, показания и противопоказания  к физической нагрузке, протоколы  обследования физического развития  и двигательной подготовленности, характеристики развития движений, анализ выполнения программ по  разделу «Физическая культура»,  графики индивидуальной работы. Существующие материалы часто  не связаны друг с другом, а  порой и противоречивы.

 

Наиболее  полно и системно оценочный материал по физическому развитию детей может  быть изложен в картах индивидуального  физического развития и двигательной подготовленности. Особое место в  содержании таких карт должен занимать анализ развития ребенка, содержащий характеристику его развития и движений в ранние периоды.

 

Одной из основных характеристик в развитии двигательной сферы ребенка является овладение  двигательными навыками. Не менее  значимым в характеристике движений является описание мимики, жестов, поз  ребенка, понимание им «языка движений», их выразительности, способность адекватно  или неадекватно реагировать  с помощью движений на окружающее. На наш взгляд, присутствие карт физического развития в общей  системе работы - это путь к познанию ребенка, его индивидуальности.

Информация о работе Физкультурные праздники и досуги в детском саду