Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 13:16, реферат
Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружение жилища и т.д. Это были первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя к нему что-то новое, более совершенное. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура.
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Камиева Г.К.
Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружение жилища и т.д. Это были первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя к нему что-то новое, более совершенное. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он выполняет воспитательную функцию, что определяет его место и значение образовательном процессе.
В Законе Республики Казахстан «Об образовании» отмечается «Воспитательные программы в организациях образования являются составляющими образовательных программ и должны быть направлены на формирование патриотизма, гражданственности, интернационализма, высокой морали и нравственности, а также на развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся, воспитанников» /1, 61/.
Каменоградский И.С., говоря о связи обучения и воспитания, говорил: «Нет и не может быть обучения без воспитания, это объективная закономерность, действие которой обусловлено не желаниями педагогов, а самой сущностью процесса. Обучая, учитель обязательно воспитывает, точно также, как воспитывая, он обязательно обучает. Суть закона воспитывающего обучения в том, что учебный процесс всем своим содержанием, организацией и методикой проведения неизбежно влияет в том или ином плане не только на развитие знаний учащихся, но и на формирование их личности в целом» /2, 134/.
Ещё К.Д. Ушинский справедливо отмечал: «Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить? ... То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности /3, 17-18/.
Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания об обучении и воспитании человека в наибольшей степени интегрирует в себе достижения мировой и национальной культуры. Она сегодня призвана исследовать воспитание как взаимосвязь общечеловеческих, национальных и индивидуально-личностных ценностей. Её неотъемлемой составной частью является народная педагогика, которая изучает и внедряет национальные традиции воспитания, нравственные идеалы и ценности народа /4, 71/.
Произведения казахского фольклора, как и устное творчество любого народа, отражают его мировоззрение, культурно-исторические условия жизни. Фольклор разных народов обладает как национальными особенностями, так и общечеловеческими ценностями, среди которых морально-нравственные категории (добро, патриотизм, долг, честь, любовь к Родине и др.). Проблемы использования прогрессивных традиций народной педагогики, а также проблемы воспитания учащихся на материале устного народного творчества неоднократно освещались в педагогических исследованиях.
Огромная заслуга в разработке научно-теоретических и методологических основ этнопедагогики принадлежит Г.Н.Волкову, который, наряду с определением понятия "народная педагогика", впервые ввёл в научный оборот термин "этнопедагогика" - "науки об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях. Наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации" /5, 31/.
Идея общенационального согласия, являющаяся базовой идеей государственной идеологии Республики Казахстан и предлагаемая в качестве идейной основы реформирования средней школы, предполагает углубленное изучение культур народов Казахстана и, прежде всего, культуры казахского народа как государствообразующей нации /6/.
Значение традиционных народных культур в образовании и воспитании подрастающих поколений глубоко осознавали прогрессивные педагоги и общественные деятели. «Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Уничтожить особенность умственной жизни народа также невозможно, как невозможно уничтожить его историю... Забыть это правило — все равно, что уничтожить народ. Ибо что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях, сердечных и умственных, в его религиозных, общественных и личных отношениях, - одним словом, во всей полноте его жизни. Отсюда ясно, что и воспитание должно быть утверждено на них, дабы принять характер народный» /7, 218/.
В развитии теории и практики воспитания сыграли огромную роль труды казахских просветителей XIX века— Шокана Уалиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева.
Шокан Уалиханов одним из первых высоко оценил данные этнографии и фольклора, казахские предания, легенды, поговорки, пословицы как незаменимые источники при изучении становления казахской народности. На основе тщательного изучения становления казахской народности, его исторического прошлого ученый дал определение понятию "народ". Труды Ш.Уалиханова имеют огромное значение в теоретическом и практическом плане изучения культуры, быта, нравов, обычаев и традиций казахского народа.
Наследие великого Абая свидетельствует о том, что его идеи тесно переплетаются с идеями и мыслями, которые высказаны в памятниках народной педагогики. И это не случайно. Как отмечают исследователи творчества писателя, именно древнеказахская культура, запечатленная в устных и письменных памятниках прошлого, созданного самим народом, стала одним из источников многогранного творчества Абая.
Абай много внимания уделяет проблеме отцов и детей, привитию молодёжи чувства уважения к старшим, бережного отношения к Земле предков, хранение их традиций и обычаев. Особенно ярко в его наследии высказано новое отношение к семье, к родительскому долгу, к женщине. Главными средствами воспитания мыслитель считает труд и просвещение народа. Поэт указывает, что только труд может принести человеку честь и почет. Идеи и взгляды Абая Кунанбаева полностью совпадают с народными представлениями воспитания подрастающего поколения.
Значительное место в наследии Шакарима Кудайбердиева занимают прогрессивные идеи народной педагогики. Мировоззрение и научно-литературное творчество Ш.Кудайбердиева вобрало в себя опыт воспитания и обучения подрастающих поколений, содержащийся в казахском фольклоре, в пословицах и поговорках, в песнях и преданиях, в неписанных правилах адата.
Основные философские, психологические, педагогические взгляды Шакарима нашли своё отражение в его работе "Три истины", в которой поэт, разносторонне и обстоятельно изучив материалистические и идеалистические произведения западных и восточных мыслителей, разработал собственную концепцию благочестия, где основное место отводится проблеме Человека, его места во Вселенной.
Исключительное внимание воспитанию личности уделял И. Алтынсарин, считая необходимым обращать большое внимание на воспитательную сторону при обучении, чтобы впоследствии ученики, получив основательные знания и определенное направление, могли повлиять на окружающих их людей /8, 76/.
В его педагогическом наследии, созданных им учебниках и методических пособиях для казахских школ ("Киргизская хрестоматия", "Начальное руководство и обучение киргизов русскому языку" и других), нашли отражение произведения устного народного творчества казахов, народные традиции и обычаи, детские игры и игрушки, традиции детской среды и т.д. Итогом исследовательской работы учёного по изучению традиций, быта и нравов казахов явились его работы "Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства" и "Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства", которые представляют собой огромный научно-практический интерес не только как этнографические труды, но и являются ценным вкладом в исследовании прогрессивных и консервативных сторон народных обычаев, выяснению их воспитательного значения.
Неоценимый вклад в развитие концепции казахской народной педагогики внесли репрессированные педагоги 20-30-х годов А.Байтурсынов, Ж.Аймаутов, М. Жумабаев и другие.
У истоков становления педагогической и психологической мысли в Казахстане находился Ахмет Байтурсынов, внесший огромный вклад в развитие отечественной тюркологии, её теории и истории, написавший ряд работ по проблемам грамматики, морфологии, фонетики, методики обучения.
Начиная с 1893 г. до конца 1917 г., Ахмет Байтурсынов редактирует газету "Казах", на страницах которой публикуются его статьи по вопросам просвещения, литературы и языкознания, знакомящих читателей с культурным наследием казахского народа. В статье «Воспитание детей» (газета «Казах», 1915. № 119) подчеркивается важность духовного приобщения казахских юношей и девушек к просвещению, науке, искусству. Создавая оригинальные учебники и учебные пособия для казахских школ ("Алиппе", "Тил курал", "Оку курал"), педагог включил в них наиболее общеупотребительные пословицы и поговорки, песни, сказки, считалки, хорошо знакомые детям из окружающей их действительности. Особое место отводится очеркам по истории, обычаям, традициям, устному народному творчеству. Педагог справедливо считает, что общественный прогресс казахского народа должен осуществляться через всеобщее просвещение и усвоение достижений общечеловеческой цивилизации. Особенно актуальной остается идея ученого о том, что процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом национального своеобразия казахской народной педагогики.
Одним из выдающихся деятелей казахской культуры является Жусупбек Аймаутов, внесший значительный вклад в становление и развитие казахской психолого-педагогической мысли. Вся педагогическая, переводческая, издательская и общественная деятельность Ж.Аймаутова были посвящены делу просвещения родного народа, изучению его культуры, традиций, обычаев, приобщения его к мировой культуре. Его педагогические идеи нашли широкое отражение в работе "Проводник воспитания" (1924), где ученым рассматривается сущность основных педагогических понятий, как "образование", "обучение", "дидактика". Особо автор подчеркивает роль учителя в процессе обучения детей. Ж.Аймаутов являлся одним из активных участников ликвидации неграмотности в крае, открытия национальных школ, создания учебников и учебных пособий, подготовки педагогических кадров.
Идеи народной педагогики особенно ярко отразились в творческом наследии выдающегося ученого, педагога, поэта Магжана Жумабаева, при непосредственном участии которого были составлены и переведены на русский язык образцы казахской, узбекской, туркменской литератур, им были опубликованы учебники по педагогике на казахском и киргизском языках, заметки, статьи о народном образовании. В трудах педагога нашли отражение мысли о том, что обучение и воспитание детей должны строиться на знании особенностей национального характера, изучении прошлого народа, его обычаев, традиций.
Таким образом, изучение наследия выдающихся представителей казахской культуры – Ш.Уалиханова, А.Кунанбаева, Ш.Кудайбердиева, И.Алтынсарина, А.Байтурсынова, Ж.Аймаутова, М.Жумабаева и других свидетельствует о том, что их работы являются одним из источников для в обоснования необходимости изучения фольклора казахского народа, изучения процесса зарождения и становления казахской народной педагогики как компонента национальной культуры казахов.
Выдвинуты учеными идеи о развитии национальной системы образования с учётом особенностей культурно-исторического развития казахского народа, его традиций, обычаев, языка остаются актуальными и могут внести неоценимый вклад в решение современных проблем обновления процесса обучения и воспитания подрастающего поколения на основе возрождения прогрессивных народных традиций.
В последние годы растёт национальное самосознание, усиливается внимание различных наций, народов и народностей к сохранению и развитию своих культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований. Способствовать развитию положительных тенденций в возрождении, сохранении и развитии народных культур - новая социально-педагогическая функция школы, системы воспитания детей и молодежи.
В Конституции суверенной Республики Казахстан, отражающей эти изменения, наше государство определяется как демократическое, светское и унитарное. Тем самым провозглашается приоритет общечеловеческих ценностей, которые призваны заполнить духовный вакуум, характерный для общества на переломном этапе развития, воспрепятствовать духовной деградации.
Одним из путей решения этой проблемы является усиление эффективности воспитания подрастающего поколения в школе. Эти задачи ставятся в Законе Республики Казахстан "Об образовании":
" во-первых, развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
во-вторых, воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
в-третьих, формирование потребностей участвовать в культурной, общественной, экономической и политической жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям" /1/.
Передаваясь от поколения к поколению в устной, а позднее и в письменной форме, народная культура сохранила трудовые, семейные, празднично-трудовые и педагогические традиции.
Информация о работе Фольклор как средство воспитания учащихся