Форма воспитательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 18:36, реферат

Краткое описание

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод

Содержание

Введение
1.Функции………..….....………...........................................................................4
2. Классификация форм воспитательной работы……………………………....5
3.Виды и формы воспитательной работы.………………………………..........11
Заключение………………………………………………………………………13
Литература……………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 28.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет»

 

Факультет социальных технологий

Кафедра истории и психологии

 

Реферат по курсу педагогика

Форма воспитательной деятельности

 

 

 

                                                          Выполнила: студентка 2 курса

                                                          группа СР 21-з

                                                          Александрова Ксения

                                                                                 Проверила: кандидат психологических наук

                                                          Доцент Двинянинова Е.Н.

 

 

 

Йошкар – Ола

2015

Введение

1.Функции ………..….....………...........................................................................4

2. Классификация форм  воспитательной работы……………………………....5

3.Виды и формы воспитательной работы.………………………………..........11

Заключение………………………………………………………………………13

Литература……………………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-втоых, есть множество классификаций форм воспитательной работы.

В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный образец и т. п. Говоря о форме воспитательной работы, мы прежде всего имеем в виду выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и учащихся. Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.

Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе.

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Воспитатель должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

 

1. Функции

Первая функция — организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как воспитатель, так и воспитанники. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими воспитателями (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы и т. д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.

Вторая функция — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между воспитателями и воспитанниками, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы дошкольников.

Третья функция — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение воспитанникам той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

Исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как регулирующий отношения воспитателя и воспитанников основной компонент организации педагогического процесса.

Форма по сути организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, иногда даже не соответствующее первоначальному замыслу.

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Некоторые методисты стремятся собрать как можно больше названий форм и даже насчитывают несколько тысяч таких названий. Попытка собрать такую коллекцию не имеет никакого смысла. Перечислить все формы воспитательной работы невозможно, да и нет такой необходимости. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.

 

2. Классификация  форм воспитательной работы

 

Опираясь на массовый педагогический опыт, формы воспитательной работы можно дифференцировать по следующим признакам:

1) по количеству воспитанников, охваченных данной формой работы:

- индивидуальные (воспитатель  – воспитанник): индивидуальная  беседа, консультации, оказание индивидуальной  помощи и т.д.;

- групповые (воспитатель  – группа детей, часть коллектива  класса): инициативная группа, совет  дела, органы самоуправления в  классе и т.д.; - коллективные (воспитатель  – весь коллектив класса): классное  собрание, экскурсия, поход с классом  и т. д.;

- массовые (воспитатель –  несколько групп, классов): линейка, а также любое воспитательное  дело, мероприятие, система дел, охватывающая  несколько классов, будь то одна  параллель или вся школа;

2) по количеству организаторов: организуемые одним человеком, группой организаторов или всем коллективом;

3) по результату; результатом могут быть: - информационный обмен; - выработка общего решения, коллективного мнения; - общественно значимый продукт (например: стенгазета, поздравление к празднику, помощь престарелым людям, театрализованное представление для зрителей и т.д.);

4) по наличию предварительной подготовки: - экспромт (отрезок воспитательной работы осуществляется без предварительной подготовки, например, когда классный руководитель вынужден немедленно разрешить или хотя бы сгладить конфликт между учащимися), - планируемые как отдельный эпизод воспитательной работы (например, воспитательное мероприятие), - планируемые как итог воспитательной работы за длительный период времени (например: сбор, подводящий итоги коллективной творческой деятельности, или классное собрание по итогам четверти);

5) по характеру включения воспитанников в деятельность: - предусматривающие обязательное (но не принудительное!) участие всех воспитанников, - предусматривающие обязательное участие отдельных членов ученического коллектива (например, участие в мероприятии может быть обязательным для организующей его инициативной группы, для остальных – добровольным), - основанные на добровольном участии;

6) по взаимодействию коллектива с другими людьми и коллективами: - открытые (для других, совместно с другими), - закрытые (только внутри коллектива, для своего коллектива);

7) по характеру доминирующей деятельности воспитанников: игровые, познавательные, трудовые, спортивные, коммуникативные, ценностно-ориентирующие;

8) по способу влияния педагога: непосредственные (педагог влияет на личность воспитанников напрямую) и опосредованные (через кого-то: через коллектив класса, через близких друзей воспитанника, через родителей, через других педагогов и т.д.);

9) по включению воспитанников в подготовку: подготовленные с участием или без участия воспитанников;

10) по субъекту организации:

- формы, в которых организаторами  выступают педагоги;

- формы, в которых деятельность  организуется на основе сотрудничества  педагогов и воспитанников;

- формы, в которых инициаторами  и организаторами являются воспитанники; 11) по длительности применения:

- форма воспитания как  эпизод воспитательного дела, мероприятия (например, одним из этапов командного  конкурса может проходить в  форме эстафеты, другой – в  форме состязания знатоков по  правилам брэйн-ринга и т.д.),

- как мероприятие определённой  формы (например: беседа, вечер отдыха, классное собрание, сбор),

- форма воспитания как  система воспитательных дел и  мероприятий, рассчитанная на длительный  срок реализации (например: система дежурств по школе, осуществляемая в течение всего учебного года, система классных часов объединённых общей темой и т.д.);

12) по частоте использования:

- традиционные: а) широко  известные и применяемые в  массовой практике, давно признанные  педагогической общественностью; б) входящие в систему традиций  школы, класса;

- эпизодические: а) формы, которые  в силу их специфики нельзя  применять часто (например, очень  сложные в организации или  оказывающие на воспитанников  сильное эмоциональное воздействие, рассчитанные на эффект неожиданности); б) являющиеся эпизодическими в  работе школы, класса, конкретного  педагога;

- нестандартные: а) новые  в педагогической практике и  науке; б) ранее не применявшиеся  в данной школе.

 

Существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

 

Мероприятия — это события, занятия, ситуации в группе, организуемые воспитателем или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Она выделяет характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероприятие.

Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:

-когда нужно решить задачи;

-когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности;

-когда организаторские функции слишком сложны для детей;

-когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;

-когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.

 

Дела- это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.

По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:

-дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;

-творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;

-коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

 

К третьей группе форм воспитательной работы относятся «игры».

 

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры.

В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 2-3 лет начинают осваивать логически-образное представление действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку»).

В развитии игры выделяются две основные стадии. На первой из них (3-5 лет) характерным является воспроизведение логики реальных действий людей; предметные действия выступают содержанием игры. На второй стадии (5-7 лет) вместо воспроизведения общей логики происходит моделирование реальных отношений между людьми, то есть содержание игры на этой стадии — социальные отношения.

Информация о работе Форма воспитательной деятельности