Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 18:43, контрольная работа
Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблений сложноподчинённых предложений. С точки зрения грамматики как науки определение грамматики означает науку, свод правил об изменении слов и их словосочетаний в предложении. Грамматический строй речи включает в себя три стороны речи: 1. Морфология — система склонений, традиционные формы словоизменения. 2. Синтаксис — многообразие способов построения простых и сложных предложений. 3. Словообразование — средства и способы образования слов.
Введение… ……………………………………………………………...........с.3
I.Теоретическая часть
1.1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей……………………………………………………...с.5
1.2. Особенности усвоения детьми грамматического строя ……………...с.8
1.3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей…………………………………………………………с.17
1.4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей…………с.20
II. Практическая часть
2.1. Методы и приемы формирования грамматически правильной речи….с.23
2.2. Методика формирования морфологической стороны речи……………с.29
2.3. Методика формирования синтаксической стороны речи……………...с.33
2.4. Методика формирования способов словообразования…………………с.36
Заключение……………………………………………………………………..с.39
Литература……………………………………………………………………...с.40
Министерство образования и науки Российской
Федерации.
Арзамасский филиал
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра педагогики дошкольного и начального образования.
Контрольная работа
«Формирование грамматического компонента языковой способности у детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила:
Баринова Т.Н.
Студентка 4 курса
заочной формы обучения
Направление
«Педагогическое образование»
Профиль
«Дошкольное образование».
Арзамас 2014
Содержание
Введение… …………………………………………………………….......
I.Теоретическая часть
2.1. Методы и приемы формирования грамматически правильной речи….с.23
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Основным
источником развития грамматической стороны
речи детей является повседневное общение
ребенка с близкими взрослыми, совместная
деятельность с ними. Но понимать речь
окружающих, выражать собственные мысли
ребёнок не cможет, не овладев грамматическим
строем речи. Грамматика устанавливает
нормы изменения слов и способы их соединения
в предложении. У детей, усваивающих грамматические
категории на практическом уровне, формируется
и мышление. Отсюда следует, что каждая
форма в грамматике выражает какое-то
общее значение. Основой для усвоения
грамматического строя является познание
отношений и связей окружающей действительности,
которые выражены в грамматических формах.
Речь ребёнка — аморфна (бесформенна).
Морфологическая и синтаксическая аморфность
речи говорит о неопознанности отношений
и связей, существующих в жизни. Познание
ребёнком окружающего мира способствует
раскрытию связей между предметами и явлениями.
Познанные связи грамматически оформляются
и отражаются в речи. Это происходит благодаря
освоению родного языка, его словарного
состава и грамматического строя. Установление
разнообразных связей, понимание логической
зависимости между наблюдаемыми явлениями
сказывается в заметном изменении структуры
детской речи: в увеличении числа предлогов
и наречий, употреблений сложноподчинённых
предложений. С точки зрения грамматики
как науки определение грамматики означает
науку, свод правил об изменении слов и
их словосочетаний в предложении. Грамматический
строй речи включает в себя три стороны
речи:
В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи. В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. Грамматическая работа с детьми - дошкольниками не может и не должна рассматриваться как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок, «затвердевания» отдельных трудных грамматических форм. Речь должна идти о создании условий для полноценного освоения грамматического строя языка, прежде всего его системы, богатства синтаксических, морфологических и словообразовательных средств на основе развития и поощрения самопроизвольной поисковой активности ребенка в сфере грамматики. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм. Работа над развитием грамматической стороны речи детей является одной из ведущих задач в развитии речи и мышления дошкольников. В этом и заключается актуальность данного вопроса.
I. Теоретическая часть
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи рассматривает вопросы усвоения детьми в речевой практике именно грамматического строя языка. Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т. е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку. Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Грамматический строй – продукт длительного исторического развития. Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть. Быстрое изменение ее мешало бы пониманию русского языка. Многие правила грамматики переходят из поколения в поколение и бывают иногда трудно объяснимыми. Грамматика – результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, но является отражением действительности и основывается на конкретных фактах. Грамматическая абстракция, по характеристике А. А. Реформатского, качественно отличается от лексической: «Грамматика по преимуществу выражает отношения не как конкретные отношения каких-либо конкретных слов, а как отношения лексем, т. е. отношения грамматические, лишенные всякой конкретики» (Реформатский А. А. Введение в языковедение. – М., 1967, 7). Связь грамматики с действительностью, по его мнению, осуществляется через лексику, так как грамматика лишена всякой конкретности. Каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение, то, что выражено, и внешнюю, грамматический способ выражения, то, чем выражено. Следует различать грамматические и лексические значения. Лексическое значение слова дает представления о каком-то элементе действительности, его свойствах, признаках, состоянии. Грамматическое значение либо выражает отношения, существующие между словами, либо указывает на субъективное отношение говорящего к называемым предметам и явлениям. Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент (приставка, суффикс, окончание) имеют определенное значение. Так, в формах кукла и куклы окончание -а- говорит о единственном числе и женском роде, окончание -ы- – о множественном числе. Окончание показывает род, число, падеж. Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т. е. в развитии связной речи. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Недаром К. Д. Ушинский, формулируя третью цель в обучении отечественному языку, назвал грамматику логикой языка. Говоря о ее изучении, он писал: «грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т. е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными» (Ушинский К. Д. Об изучении грамматики в связи с общими задачами обучения языку//Избр. пед. соч. – М., 1954. – Т.2. – С.693, 11). Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи. В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о непознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений. В целом – в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами. Связи между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм. Таким образом, в процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.
Процесс
усвоения ребенком грамматического строя
сложный, он связан с аналитико-синтетической
деятельностью коры головного мозга. Механизм
развития этой сложной умственной деятельности
раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о
том, что грамматика есть своеобразная
форма динамического речевого стереотипа.
Физиологическим механизмом освоения
грамматического строя является генерализация
соответствующих грамматических отношений,
выработка динамического стереотипа.
Ребенок, наблюдая реальные отношения
предметов, воспроизводя их в речи, делает
определенные выводы, обобщения, а затем
интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.
В физиологии установлена условно - рефлекторная
основа усвоения грамматической стороны
речи. У ребенка вырабатывается определенный
динамический стереотип при изменении
имен существительных, прилагательных
и других грамматических форм. Ребенок
усваивает, что для выражения тех или иных
мыслей требуется употребление определенных
грамматических форм. Выработка динамического
стереотипа облегчается большой его устойчивостью.
Если ребенок усвоил падежные окончания,
то безошибочно употребляет их, если это
соответствует общей системе языка. Но
вместе с тем наблюдается недостаточная
гибкость в применении динамического
стереотипа. Ребенок употребляет усвоенные
грамматические формы и в тех случаях,
когда имеются отступления от системы.
Например: «Мы видели в зоопарке «слон»;
«Мне мама подарила «утеночек» (как и «Мне
мама купила стол»). То же наблюдается
в употреблении неизменяемых имен существительных.
Ребенок твердо усвоил в практике общения,
что все слова (существительные) изменяются,
поэтому изменяет такие слова, как пальто,
пианино, кофе и др. Основополагающее значение
для понимания особенностей освоения
грамматического строя дошкольниками
имеют работы А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна,
Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича и других.
Закономерности усвоения грамматической
стороны речи раскрыты известным лингвистом
Александром Николаевичем Гвоздевым
(Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской
речи. – М., 1961, 4). В его исследовании
содержится огромный фактический материал
длительных наблюдений за процессом морфологического
и синтаксического оформления детской
речи, позволяющий проследить процесс
формирования грамматического строя от
появления первых, еще неизменяемых аморфных
слов до начала школьного возраста, когда
ребенок овладевает всеми основными формами
языка. Ребенок усваивает грамматическую
систему родного языка уже к трем годам
во всех ее наиболее типичных проявлениях.
По данным А. Н. Гвоздева, морфологические
элементы начинают выделяться в словах
очень рано (около 1 г. 4 мес.). Расчленение
слов охватывает ряд категорий у существительного
– един. и множ. число, именит., винит. и
родит, падежи, глагольные категории (повелит.
наклонение, инфинитив, прошедшее и настоящее
время). Усвоение ребенком грамматического
строя речи происходит в виде усвоения
грамматических категорий, которые характеризуются
наличием значения. Время и последовательность
усвоения отдельных категорий зависят
от характера их значений. У детей вызывает
затруднение усвоение тех форм, конкретное
значение которых не связано логикой детской
мысли, т. е. то, что не ясно по значению.
А. Н. Гвоздев писал: «В первую очередь
усваиваются категории с отчетливо выраженным
конкретным значением, которое легко может
быть схвачено ребенком». Раньше всего
ребенок усваивает число существительных
(1 г. 10 мес.), а также разницу между уменьшительными
и неуменьшительными существительными:
столик – стол. Рано усваивают дети повелительную
форму, так как она выражает различные
желания, имеющие для ребенка большое
значение. Сложнее усваиваются отношения,
которые связаны с предметами и пространством
(падежи), со временем (времена) и с участниками
речи (лица глаголов). Поздно (2 г. 10 мес.)
усваивается условное наклонение, так
как оно выражает что-то предполагаемое,
а не реально существующее. Исключительно
сложным и длительным оказывается усвоение
категорий рода. Род усваивается не путем
механического запоминания, а связывается
с морфологической структурой существительных.
А. Н. Гвоздев отмечал, что три основные
части русского языка представляют различные
трудности: в отношении существительных
наиболее трудно усвоение окончаний, в
отношении глаголов – овладение основами,
в отношении прилагательных – словообразование
(сравнительная степень). А. Н. Гвоздевым
раскрыта следующая закономерность. В
усвоении грамматического строя наблюдается
определенная последовательность: сначала
усваивается все наиболее типичное, рядовое,
все продуктивные формы в области словообразования
и словоизменения (падежные окончания
имен существительных, формы изменения
глаголов по лицам, временам). Все единичное,
исключительное, нарушающее нормы этой
системы, нередко подвергается вытеснению
в речи ребенка. Постепенно путем подражания
речи окружающих образцы перенимаются
в целом виде. Единичные, стоящие особняком
слова усваиваются уже в школьном возрасте.
А. Н. Гвоздев наметил основные периоды
в формировании грамматического строя
русского языка. Первый период – период
предложений, состоящих из аморфных слов-корней,
которые употребляются в одном неизменном
виде во всех случаях, когда они используются
(от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.). Второй период
– период усвоения грамматической структуры
предложения, связанный с формированием
грамматических категорий и их внешнего
выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет). Третий
период – период усвоения морфологической
системы русского языка, характеризующийся
усвоением типов склонений и спряжений
(от 3 до 7 лет). В этот период все в большей
мере усваиваются все единичные, стоящие
особняком формы. Раньше усваивается система
окончаний, позже – система чередований
в основах. Работы Ф. А. Сохина, Н. П. Серебренниковой,
М. И. Поповой, А. В. Захаровой обогащают
исследования особенностей развития грамматического
строя речи у детей. Усвоение морфологической
системы русского языка происходит на
основе развития у детей ориентировки
в звуковой форме слов. Особенно отчетливо
это выражено у старших дошкольников.
Для выработки ориентировки важна деятельность
ребенка со словами, однако простое накопление
опыта не всегда приводит к положительному
результату. Так, исследуя особенности
согласования в роде глаголов прошедшего
времени с существительными,
М. И. Попова пришла к выводу, что простое
многократное (от 312 до 534) повторение нужной
формы трудоемко и непродуктивно, у детей
не возникает ориентировка на форму, так
как их деятельность со словом не организована.
Формирование согласования в игре «Теремок»,
создание проблемной ситуации (дверь в
теремок открывалась, если ребенок правильно
производил согласование) привело к тому,
что 75% детей при количестве повторений
не свыше 100 научились выделять голосом
окончания существительного и глагола.
При усвоении грамматического строя языка
дошкольник проходит путь от ориентировки
на звуковую сторону морфем к ориентировке
на отдельные фонематические признаки.
Культура фонематического слуха занимает
в этом процессе одно из ведущих мест.
Основой усвоения грамматического строя
является формирование грамматических
обобщений. Ф. А. Сохин, говоря о формировании
языковых обобщений, отмечал, что речь
детей развивается прежде всего на основе
подражания речи взрослых, заимствования
и воспроизведения образцов их речи. Но
в этом овладении речью существенную роль
играют явно «неподражательные» элементы
психологического механизма речевого
развития – обобщение языковых и речевых
явлений. Формирование языковых обобщений
в процессе развития речи начинается рано,
и именно они составляют ядро психологического
механизма усвоения языка, а не простое
подражание взрослым. Усвоение грамматики
связано с когнитивным развитием ребенка,
поскольку формирование языковых обобщений
в речи предполагает работу мышления.
Процессы анализа, синтеза, абстракции
и обобщения приводят к усвоению лексических
и грамматических значений. Американский
психолингвист Д. Слобин (Слобин Д. Когнитивные
предпосылки развития грамматики// Психолингвистика.
– М., 1984, 8) отмечает, что для овладения
грамматикой ребенок должен:
Задачи
этого раздела можно рассматривать в трех
направлениях:
1. Помочь детям практически освоить морфологическую
систему родного языка (изменение по родам,
числам, лицам, временам).
Пути
формирования грамматически правильной
речи определяются на основе знания общих
закономерностей становления речи, изучения
грамматических навыков детей старшей
группы и анализа причин их грамматических
ошибок. Пути формирования грамматически
правильной речи: