Формирование и развитие профессионально-педагогического мировоззрения в системе непрерывного педагогического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 20:15, реферат

Краткое описание

Процесс формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения нами рассматривается в системе непрерывного образования, обеспечивающей профессиональную подготовку и деятельность учителя. Система непрерывного образования в Российской Федерации включает в себя профессиональные образовательные программы и стандарты разных уровней и направлений, сеть реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием.

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование и развитие профессионально.docx

— 45.78 Кб (Скачать файл)

Тогда каждый из этапов процесса непрерывного педагогического образования можно представить в виде формулы, отражающей личностный смысл содержания деятельности субъектов образования на каждом этапе: студент - ПСТО (присвоение способов передачи опыта), учитель - ТО (передача культурного опыта), учитель-методист - КСД (конструирование собственной деятельности). С позиции личности смысл деятельности можно выразить в виде рефлексивной формулы: студент «Я учусь учиться», учитель - «Я учу», учитель-методист - «Я создаю технологии». Критерием профессионально-педагогического мировоззрения становится рост профессионального самосознания, в том числе и профессиональной идентификации, возрастание субъективности. Процесс личностного развития проходит стадии оформления основных личностных структур в юношеском возрасте до обогащения и созидания в период зрелости. В профессиональной подготовке сменяются стадии самопознания, самосовершенствования и самостроительства. В формировании профессионально-педагогического мировоззрения прослеживаются стадии аккумулирования (соотносится со ступенью высшего образования), актуализация (профессиональная деятельность педагога) и трансляция (профессиональная деятельность учителя-методиста по передаче мировоззренческих принципов и опыта педагогической деятельности). Профессионально-педагогическое мировоззрение личности реализуется качественно своеобразно в деятельности учителя, учителя-методиста. Труд учителя представляет собой сложную мотивированную деятельность, включенную в целостный жизненный контекст личности. С содержательной стороны эта деятельность есть сочетание целенаправленной трансляции культурного опыта, психологически обоснованного развивающего общения, деятельности. В исследованиях труда учителя отмечается, что такой труд строится на сочетании научной и педагогической деятельности, ориентированной на развитие личности и трансляцию накопленной человечеством культуры, что и определяет его своеобразие.

Принципиальным отличием в деятельности учителя, учителя-методиста является то, что учитель-методист в процессе труда совершенствует деятельность, осваивая и создавая новые способы передачи опыта и стиль педагогической деятельности. Они, имеющие опыт «учительства» и способные обобщать такой опыт, могут проецировать его в процессе профессиональной деятельности.

Субъектное свойство свободы предполагает такую организацию образования, при которой степень профессиональной свободы (в том числе и свободы, понимаемой не только как отсутствие внешних ограничений, но и как наличие внутренних возможностей личности) возрастает в процессе образования. Она обеспечивается за счет увеличивающихся информационных ресурсов, приобретения личностной позиции и опыта профессиональной деятельности, изобретательства и профессионального творчества посредством вариативности составляющих образования, позволяющих субъектам осуществлять выбор.

Вариативность как принцип высшего образования осуществляется за счет педагогического многообразия образовательной среды, различных видов содержания образования и способов его освоения (курсы по выбору, факультативы, индивидуальная работа, вариативная часть содержания основного курса, практики и т.д.).

Модель формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения была бы недостаточно выраженной, если не представить модель содержания образовательного процесса.

Модель содержания образовательного процесса, актуализирующего профессионально-педагогическое мировоззрение учителя на этапе непрерывного образования, может быть представлена в виде двух основных полей.

В нормативное поле включены компоненты, детерминированные социально-государственным заказом: основные образовательные цели, стандартизированный объем содержания, заданные учебным планом формы учебных занятий, традиционные методы обучения, формы и средства.

Поле свободного выбора объединяет цели, задачи, содержание, формы методы, средства, имеющие вариативный характер и позволяющие быстрее и эффективнее формировать профессионально-педагогическое мировоззрение. Для составляющих нормативного поля характерна однозначность и определенность, а для поля свободного выбора свойственна множественность, вариативность, творчество.

Профессиональная деятельность учителя обеспечивает свободу творчества в том случае, когда есть условия для использования разнообразных педагогических технологий, стилей, приемов, способов действий. Особыми образовательными возможностями обладает исследовательская деятельность учителя, предполагающая пробу и экспериментирование, тем самым обогащающая и развивающая профессионально-педагогическое мировоззрение. В деятельности учителя вариативность проявляется не только в способности осуществлять творчество и разнообразить собственно педагогическую деятельность, но и в выборе «персонифицирования», «представленности в другом». Такую возможность предоставляет индивидуализация обучения, которая дает студенту и преподавателю подлинно «личностный» выбор как выбор личности. Реализация профессионально - педагогического мировоззрения в профессиональной деятельности учителя поддерживается формами последипломного образования (различными видами внутри школьного обучения, курсами повышения квалификации, самообразованием), профессионально-педагогическое мировоззрение учителя совершенствуется как при помощи дополнительных форм образования (повышение квалификации, педклассы, школа молодого преподавателя).

Моделируемое образовательное пространство обеспечивает совокупность условий формирования профессионально-педагогического мировоззрения в процессе подготовки учителя:

- гармонизацию  процессов образования  и личностного  развития учителя;

- активизацию  духовных сил человека, обеспечивающих рост  профессионально-педагогического  мировоззрения личности;

- обращение к  рефлексивной деятельности  субъектов образовательного  процесса, преемственность  среднего и высшего  профессионального  образования, последипломного  образования учителя (повышение  квалификации), обеспечение  непрерывности профессионального  развития учителя;

- ориентацию  профессионального  обучения на зону  ближайшего развития (определяется  возрастными, нравственными  и психологическими  особенностями, личностным  профессионально-педагогическим  мировоззрением);

- множественность  педагогических условий, обеспечивающих свободу  в виде возможностей  выбора и вариативности  содержания, методов, форм обучения, исключающих  доминирование ограничений (информатизация, самостоятельные  формы работы, свободные  планы, вариативные, элективные и инвариативные курсы или способы получения опыта).

Таким образом, основанием для построения модели формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения стало положение теории развития личности о ведущем виде деятельности, обеспечивающим развитие человека, в том числе и профессиональное. При этом становится очевидным, что при построении процессуальной модели необходимо учитывать тождественность педагогических ориентиров на каждом из этапов педагогического образования, для которого характерно доминирование социальной заданности условий (целей, задач образования, форм, методов и средств обучения), а для профессиональной деятельности характерная личная ответственность, собственные взгляды, принципы, связанные со свободой выбора. Моделируемый процесс формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения детализируется в описании основных тенденций содержания этого процесса и субъектов системы непрерывного педагогического образования.

 


Информация о работе Формирование и развитие профессионально-педагогического мировоззрения в системе непрерывного педагогического образования