Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 18:10, курсовая работа
Цель исследования – изучение состояния краеведческих знаний младших школьников с ЗПР и определение возможностей их дальнейшего совершенствования в процессе внеклассной работы.
В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы исследования.
2. Экспериментальное исследование состояния краеведческих знаний учащихся с ЗПР.
3. Разработка рекомендаций по формированию краеведческих знаний учащихся с ЗПР посредством внеклассной работы.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Состояние преподавания истории родного края
в специальной школе VII вида ……………………………………… 6
1.1. Понятие « краеведение». Его сущность и значение………………6
1.2. Особенности усвоения краеведческих знаний младшими
школьниками с ЗПР………………………………………………………19
1.3. Возможности осуществления внеклассной краеведческой работы
в специальной школе VII вида …………………………………………33
Глава 2. Исследование состояния краеведческих знаний младших
школьников с ЗПР ……………………………………………………..48
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента……...48
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента…………...53
Глава 3. Возможности внеклассной работы в формировании
краеведческих знаний младших школьников с ЗПР……………….62
3.1. Цель, задачи и методики обучающего эксперимента…………….62
3.2. Состояние краеведческих знаний младших школьников
с ЗПР после специального обучения…………………………………...67
3.3. Методические рекомендации по формированию краеведческих
знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе………..73
Заключение………………………………………………………………78
Список литературы…………………………………………………….80
Приложение………………………………………………………………86
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса “Мой родной край”, необходимо использовать такие формы проведения занятий, как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства.
Наряду с традиционными, в реализации программы используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо-туристические технологии, проектные технологии.
Программа “Мой родной край” предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, всего 34 часа.
Программа внеклассной работы
Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2: “Мой край на карте Родины” (2 ч)
Территория и географическое положение области.
Знакомство с картой района, границы, история
образования. Изучение местной топонимики,
составление кратких сообщений, сбор материалов.
Творческая работа “Загадочный мир названий”.
Происхождение и объяснение наиболее
значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 3: “Я и моя семья” (3 ч)
Профессии моих родителей. (Дать выяснить учащимся кем работают их родители).
Творческий конкурс “Старая фотография рассказала…”
Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить” (2 ч)
Рисунок дома, выполненного в реалистическом
или сказочном представлении учеников.
Проект - изготовление дома моей мечты
(творческая работа) с помощью конструирования
из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 5: “Моя улица” (2 ч)
Экскурсии по улицам поселка Эммаусс. Учащиеся знакомятся с названиями улиц, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.
Форма контроля: эссе “Прогулка по улицам моего района”.
Тема 6: “Наша школа” (2 ч)
Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
Знаменитые выпускники (дети заранее получают творческие задания в группах), поисково–исследовательская работа.
Тема 7: “Моя малая Родина” (4 ч)
Экскурсия по поселку, микрорайону.
Знакомство с историей поселка, архитектурные
объекты старого Эммаусса, памятники.
Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.
Тема 8: “Природа нашего края” (6 ч)
Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Тверской области.
Видовой состав растительного покрова
и животного мира природного комплекса
нашей природной зоны; территории района
с коренной и вторичной растительностью;
численность животного мира нашего края
(много, мало); животный мир рек, водоемов;
сроки сбора лекарственных растений и правила
их заготовки; сроки и количество промысловых
животных, которых можно добывать в нашем
крае в охотничий сезон; растения и животные
района, занесенные в Красную книгу.
Практические работы. Определение средней
температуры за год, месяц, сутки для своего
города; анализ по данным календаря погоды;
составление “розы ветров” за месяц и
за сезон; выводы о различиях в климате
на территории города, района (наиболее
благоприятные территории в климатическом
отношении).
Практические занятия:
а) разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
б) в зимний период делать кормушки и
подкармливать птиц;
в) в весенний период организовывать рейды
по защите берез от любителей березового
сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
г) операция “Чистый двор”.
Тема 9: “Что дает наш край стране” (2 ч)
Знакомство с промышленностью, сельским
хозяйством города (села), его предприятиями,
их история.
Экскурсии на предприятия.
Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.
Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”.
Тема 10: “Наш край богат талантами” (2 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Экскурсии в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков
Тема 11: “Наш край в годы Великой Отечественной войны” (4 ч)
Форма занятий: видеоурок, беседа.
События истории, жизни и деятельности
героев войны, живших на территории края.
Творческая работа “Расскажи о своем
герое”. Можно предложить детям узнать,
кто из героев или членов их семей проживает рядом.
Встречи с ветеранами, героями Великой
Отечественной войны, тружениками трудового
фронта.
Экскурсия силами детей к местам боевой
славы. Составление экспозиции “Дедушкины
ордена и медали”.
Концерты для ветеранов войны.
Тема 12: “Красная книга родного края” (2 ч)
Учитель начальных классов проводит обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.
Творческая работа - создание Красной книги микрорайона.
Учебный план
Тема |
Количество часов |
всего часов | |||
теория |
практика |
экскурсии |
массовые мероприятия | ||
1. Введение |
1 |
- |
- |
- |
1 |
2. Мой край на карте Родины |
1 |
1 |
- |
- |
2 |
3 .Я и моя семья |
1 |
2 |
- |
3 | |
4. Дом, в котором я живу или хотел бы жить |
1 |
1 |
2 | ||
5. Моя улица |
1 |
1 |
- |
2 | |
6. Наша школа |
1 |
1 |
2 | ||
7. Моя малая Родина |
- |
2 |
2 |
4 | |
8. Природа нашего края |
3 |
3 |
- |
6 | |
9. Что дает наш край стране |
1 |
1 |
- |
2 | |
10. Наш край богат талантами |
1 |
1 |
2 | ||
11. Наш край в годы Великой Отечественной войны |
2 |
1 |
1 |
1 |
4 |
12. Красная книга родного края. |
1 |
1 |
2 | ||
Всего часов: |
11 |
15 |
7 |
1 |
34 |
Основные требования к знаниям и умениям
При изучении программы курса “Мой родной край” учащиеся должны знать:
- историю своей семьи;
- иметь общее представление о предмете
и многообразии знаний о родном крае;
- выполнять инструкции “
- иметь общее представление о “следах времени”, об изменениях облика поселка;
- название своего поселка, его
основные
- названия учреждений, их назначение;
- памятники великим людям;
- выполнять инструкции “
- правила поведения на маршруте, соблюдения экологических норм;
- практические навыки исследовательской работы;
Учащиеся должны уметь:
- отвечать на вопросы учителя по изучаемым темам;
- ориентироваться в ближайшем окружении поселка;
- описывать
- правильно себя вести на
прогулках и экскурсиях по
поселку, району и по городу, при
посещении различных
- уметь обратиться с вопросом
к незнакомым людям и
Приложения к программе.
Приложение 1. Занятие по теме: «Природа родного края»
Цель занятия: познакомить с разнообразием растительного и животного мира Тверской области;
Дидактический материал, используемый на занятии:
а) рисунки и репродукции растений и животных;
б) набор открыток «Зелёная аптека», «Лекарственные растения»;
в) экологические игры:
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. Знакомство с растительным и животным миром Тверской области:
а) деревья и кустарники (показ открыток, репродукций);
б) травянистые растения.
II. Растения, находящиеся под охраной закона.
С помощью открыток и репродукций ребята знакомятся с исчезающими растениями.
III. Проведение игр для закрепления пройденного материала.
а) Угадай по описанию растения и кустарник
1. Многолетнее травянистое
2. Одно- или двулетнее травянистое растение 10 – 40 см высоты. Стебли прямостоячие, простые или ветвистые. Листья очередные с крупными лировиднораздельными трилистниками; нижние – широкояйцевидные, черешковые, верхние – продолговатые, почти сидячие. Цветки одиночные. Верхние и боковые лепестки – сине-фиолетовые, нижний лепесток – всегда жёлтый. Плод – многосеменная коробочка. Цветёт с апреля до осени, плоды начинают созревать с июня. Размножается только семенами (фиалка трёхцветная (Иван-да-Марья)).
3. Многолетнее травянистое
б) Игра – лото «Редкие и исчезающие растения Тверской области»
Учащимся раздаётся игровое поле. Педагог показывает открытку с изображением растений, дети находят такое же изображение на своём поле и закрывают картинку фишкой, при этом давая правильное название растению. Результаты подводятся по тому, кто быстрее и внимательнее закроет своё поле.
в) Угадай по описанию животных.
1. Хищный хитрый зверь с
2. Это крупное сильное дикое
животное обитает в лесах
3. Лесной зверёк, распространенный во многих странах. К зиме меняет окраску меха с буро-серого цвета на белый. Питается травой, листьями, древесной корой и корнями растений (заяц-беляк).
4. Пушной зверёк с шелковистым мехом. В нашей стране разводится в заповедниках. По берегам рек и озёр роет норы или строит хатки. Питается корой осины, ивы, водными растениями (бобр).
5. Хищник семейства куньих. Распространён в Европе и Азии. У нас в стране встречается повсюду. У него длинная блестящая шерсть, две чёрные полосы на голове. Живёт в норах. Уничтожает насекомых-вредителей, принося большую пользу сельскому хозяйству (барсук).
IV. Подведение итогов занятия, поощрение самых активных.
2. Занятие «Краеведческий музей»
Цели занятия: познакомиться с музеем; создать представления о его экспозициях.
Занятие проводилось в краеведческом музее в форме экскурсии. Экскурсию проводит экскурсовод.
1.Напишите о своих впечатлениях после посещения музея.
…………………………………………………………………
………………………………………………………………….
2. Нарисуй экспонат, который тебе больше всего понравился в музее.
Опиши его.
3. Напиши, какие экспонаты
ты хотел бы увидеть в нашем
музее. ………………………………………………………………………………
4. Напиши короткое сочинение «Когда в музее полночь». Если хочешь, проиллюстрируй его рисунками.
Занятие 8 . «Знакомимся с предприятиями поселка»
Цель занятия:
Беседа по дороге к месту экскурсии:
- Кто знает, какие предприятия находятся в нашем поселке? (Заправка, СХТ (сельхозтехника); гараж, где стоят автобусы).
Информация о работе Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе