Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, возможно, будет осуществляться эффективнее, если:
- учитывать начальный уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
- использовать игры, стихи, малые фольклорные формы.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.1. Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста
1.2. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.3. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Глава II. Проектирование деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.1. Описание методики диагностики уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.2. Педагогический проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование культурногигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»

Институт психолого-педагогического  образования

Кафедра возрастной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

Формирование культурно-гигиенических  навыков у детей младшего дошкольного возраста

 

Курсовая  работа

 

 

 

 

Исполнитель:

Иканина Лилия Вячеславовна

студентка 322 группы ОЗО  ИППО

Научный руководитель:

к.п.н., доцент кафедры  ВПиП

Соколова А.В.


 

 

 

Нижний Тагил 

2010

Содержание

 

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

1.1. Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста

1.2. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

1.3. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Глава II. Проектирование деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

2.1. Описание методики диагностики уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

2.2. Педагогический проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается  в детстве. Организм ребенка очень  пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем  организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные  или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка  принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.

Приходить в  детский сад или школу с  чистыми руками - это гигиеническое  или общекультурное правило? Закрывать  рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад или школу больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители.

Наши отечественные  педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания [ 4; 56].

Изучив теоретический  материал по вопросу о формировании культурно-гигиенических навыков  у детей младшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что ученые, как правило, рассматривают эту проблему в целом, не заостряя внимания на особенностях того или иного возраста ребенка. Поэтому темой нашего исследования стала сформированность культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.

Перед нами стоит проблема в поиске эффективных методов формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Объектом исследования являются культурно-гигиенические навыки у младших дошкольников.

Предметом исследования – методы формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, возможно, будет осуществляться эффективнее, если:

- учитывать  начальный уровень сформированности  культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

- использовать  игры, стихи, малые фольклорные  формы.

Цель исследования достигается через решение следующих задач:

  1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Охарактеризовать методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  3. Описать методику диагностики уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  4. Разработать педагогический проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Для решения  поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретические: анализ, сравнение, обобщение;

- эмпирические:  изучение литературы.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанный нами проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста может быть апробирован и внедрен в практику деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков детей  младшего дошкольного возраста.

 

1.1.Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста

 

Наряду с  организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в  работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.

Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения (по определению Н.Б. Мирской). Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.[4;19]

К культурно-гигиеническим  навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.[9; 41]

Физиологической основой  культурно-гигиенических навыков  и привычек является образование  условно-рефлекторных связей, выработка  динамических стереотипов.

Культурно-гигиенические  навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как  дети приучаются выполнять установленные  в обществе правила, соответствующие  нормам поведения.

Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.

Культурно-гигиенические  навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная  нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Наиболее успешно  гигиенические навыки формируются  у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

В раннем и младшем  дошкольном возрасте дети начинают проявлять  самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым  действиям, впечатлительность нервной  системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности [9;7].

Таким образом, в современном ДОУ важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов развития здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков

 

 

 

 

1.2.Формирование  культурно-гигиенических навыков  у детей младшего дошкольного  возраста

Воспитание  культурно-гигиенических навыков  начинается очень рано. Подготовкой  к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи.

Формирование  культурно-гигиенических навыков  совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.

На формирование навыков и привычек оказывают  влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности  близких людей, отражаются на содержании детских привычек.

 Важным условием  для формирования гигиенических  навыков является систематичность  необходимых операций. Так, ребенок  привыкает, что перед едой ему  обязательно моют руки [9,10]. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребенка). В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.

В 1,5-2 года ребенок  почти все может снять с  себя, сложить и большую часть  одежды надеть. В значительной степени  дети сами умываются, вытираются.

На втором году жизни ребенка необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.

На третьем  году жизни малыш не только более  самостоятельно может одеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.

При активном формировании навыков самообслуживания важно  в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

Дети отличаются большой подражательностью, поэтому  взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

Начиная со второго  года жизни с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические  игры, используются игровые приемы.

Дети третьего года жизни все действия выполняют  быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях[11, 54].

К четвертому году жизни дети должны уметь правильно  мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), чистить зубы (вначале просто влажной щеткой, а с 4 лет порошком или специально предназначенной для детей пастой), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок.

Для привития культурно-гигиенических  навыков во всех возрастных группах  применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях [11,76].

Таким образом, в воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста