Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 15:43, курсовая работа
Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, возможно, будет осуществляться эффективнее, если:
- учитывать начальный уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
- использовать игры, стихи, малые фольклорные формы.
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.1. Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста
1.2. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.3. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Глава II. Проектирование деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.1. Описание методики диагностики уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.2. Педагогический проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
1.3. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
В центре воспитательного
процесса находится ребёнок –
воспитуемый. По отношению к нему
как объекту воспитания воспитатель
выступает субъектом
Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания. (Болотина Л.Р., Комарова Т.С.) [4, 29]. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений.
При этом педагоги
тщательно отбирают методы, ориентируясь
на закономерности, присущие специально
организованному воспитательном
Прием – это частное проявление того или другого метода воспитания. Можно сказать, что приём – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. По отношению к методу воспитания приём носит подчинительный характер.
К методам формирования гигиенических навыков можно отнести:
Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности.
На протяжении младшего дошкольного
возраста ребенок приобретает много
навыков, овладение которыми требует
от него определенных усилий. Для более
легкого овладения
Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается[4,34].
Воспитание гигиенических
В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное.
Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.
Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы.
Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.
возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание)
Учеба ребенка, в основе которой лежит подражание, начинается очень рано, когда он еще ничего не понимает. От природы у них хорошо развита эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребенок, наблюдая за взрослыми, фиксирует, перенимает, формирует, создавая свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний.
свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша. Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра "в ошибки".
книг, бесед, инсценировок. Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык [4,45].
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для
успешного гигиенического воспитания
– единство требований со стороны
взрослых. Ребенок приобретает
Таким образом, воспитание навыков личной гигиены – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания необходимо в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. Воспитатель сможет достичь положительного результата, учитывая задачи воспитания гигиенических навыков в каждой возрастной группе и своевременно выполняя их.
Глава 2. Проектирование деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.1. Описание методики диагностики уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 23, «Уральская сказка» г. Лесного Свердловской области с детьми второй младшей группы возраста 3-4 лет .
Изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста осуществлялось с помощью методических рекомендаций и в соответствии с требованиями программ:
Ананьев [1, 7] ставит задачи развития физической активности детей, о том, что их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться..
По рекомендациям данной программы у детей младшего возраста ведется работа над закреплением таких культурно- гигиенических навыков: как умение умываться, пользоваться предметами личной гигиены ( полотенце, расческа, носовой платок) и осмысленному их использованию и соблюдение культурно-гигиенических процедур ( подготовка к еде, ко сну)
редакцией М.А.Васильевой.
Ребенок к 4 годам должен следить за своим внешним видом, уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком, освоить элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Нами были определены задачи исследования:
1. Изучить условия
воспитания культурно-
2. Определить
сформированность культурно-
3. Разработать
мероприятия по формированию
культурно-гигиенических
4. Определить эффективность разработанных мероприятий
Выявление
уровня сформированности культурно-гигиенических навыко
Цель эксперимента: изучить объем и уровень сформированности навыков и умений и определить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы (см.приложение1).
Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы
Таблица 1
Имя, фамилия ребенка |
Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены включают |
Сформированность навыка опрятной еды |
Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке |
Уровень сформированности | |||||||||||||||||
В.Даниил |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
25 (н) | |||
Г.Коля |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
23 (н) | |||
Г. Даша |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
40 (с) | |||
К.Геля |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
35 (с) | |||
К. Эдик |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
31 (с) |
Примечание.
-Мыть лицо, руки
-Закатать рукава;
- Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;
- Сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;
-Пользоваться расческой;
-Пользоваться носовым платком.
-Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
-Не крошить хлеб;
- Пережевывать пищу с закрытым ртом;
- Не разговаривать с полным ртом;
-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
- Благодари
-Расстегнуть пуговицы, замок;
-Снять платье (рубашку, шорты);
-Аккуратно повесить;
-Снять обувь;
-Надеть в обратной последовательности.
Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за:
Критерии оценки уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей
Уровень |
Баллы |
высокий |
41 -51 б |
средний |
28 -40 б |
низкий |
0-27 б |
Нами была проведена диагностика по выявлению сформированности культурно- гигиенических навыков, у 5 детей, детского сада №23 г.Лесной.
Из диаграммы мы видим, что у большинства детей навыки сформированы (60 %) на среднем уровне, у 40% навыки не сформированы, находятся на начальном уровне.
Проводя наблюдения за детьми по формированию культурно-гигиенических навыков, мы пришли к выводу, что проведение специальной работы с детьми по данному направлению способствует повышению сформированности культурно – гигиенических навыков у детей.
Таким образом, выявленные показатели диагностики предопределили необходимость проведения специальных обучающих занятий, направленных на повышение уровня сформированности математических представлений детей.