Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, возможно, будет осуществляться эффективнее, если:
- учитывать начальный уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
- использовать игры, стихи, малые фольклорные формы.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.1. Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста
1.2. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.3. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Глава II. Проектирование деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.1. Описание методики диагностики уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.2. Педагогический проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование культурногигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

1.3. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

В центре воспитательного  процесса находится ребёнок –  воспитуемый. По отношению к нему как объекту воспитания воспитатель  выступает субъектом воспитательного  процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов воспитания.

 Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания. (Болотина Л.Р., Комарова Т.С.) [4, 29]. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений.

При этом педагоги тщательно отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.

Прием – это частное  проявление того или другого метода воспитания. Можно сказать, что приём – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. По отношению к методу воспитания приём носит подчинительный характер.

К методам формирования гигиенических навыков можно  отнести:

  • Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
  • Пример взрослого;
  • Приучение, упражнение;
  • Создание воспитывающих ситуаций;
  • Поощрение помогает ребенку утвердится поверить в свои силы(особенно в освоение новых навыков);

Важной задачей в работе с  детьми младшей группы детского сада является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности.

На протяжении младшего дошкольного  возраста ребенок приобретает много  навыков, овладение которыми требует  от него определенных усилий. Для более  легкого овладения определенными  навыками связанных с его усвоением  действия членят на несколько операций.

Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако  необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается[4,34].

Воспитание гигиенических навыков  включает широкий круг задач,  и  для их успешного решения рекомендуется  использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей:

  1. Показ и объяснение

В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное.

Объяснение  нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.

 

  1. Упражнение и контроль

Упражнение: без  него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются  и закрепляются динамические стереотипы.

Контроль очень  важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.

  1. Пример взрослых , нужно  постоянно помнить о том, что дети в этом

возрасте очень  наблюдательны и склонны к  подражанию, поэтому воспитатель  должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание)

Учеба ребенка, в основе которой лежит подражание, начинается очень рано, когда он еще ничего не понимает. От природы у них хорошо развита эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребенок, наблюдая за взрослыми, фиксирует, перенимает, формирует, создавая свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний.

    1. Игровые приемы Позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть

свою педагогическую позицию, а с другой – более  активно воздействовать на малыша.  Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра "в ошибки".

    1. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора,

книг, бесед, инсценировок. Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык [4,45].

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому  образу жизни  является высокая санитарная культура персонала дошкольного  учреждения. Где должны быть созданы  необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для  успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны  взрослых. Ребенок приобретает гигиенические  навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду[4,57]. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Таким образом, воспитание навыков личной гигиены – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания необходимо в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. Воспитатель сможет достичь положительного результата, учитывая задачи воспитания гигиенических навыков в каждой возрастной группе и своевременно выполняя их.

 

 

 

Глава 2. Проектирование деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

2.1. Описание методики диагностики уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Исследование  проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 23, «Уральская сказка» г. Лесного Свердловской области с детьми второй младшей группы возраста 3-4 лет .

Изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста осуществлялось с помощью методических рекомендаций и в соответствии с требованиями программ:

    1. В программе «Основы безопасности дошкольников» В.А.

Ананьев [1, 7] ставит задачи развития физической активности детей, о том, что их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться..

    1. «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой.

По рекомендациям  данной программы  у детей младшего возраста ведется работа над закреплением таких культурно- гигиенических навыков: как умение умываться, пользоваться предметами личной гигиены ( полотенце, расческа, носовой платок) и осмысленному их использованию и соблюдение культурно-гигиенических процедур ( подготовка к еде, ко сну)

    1. «Программы воспитания и обучения в детском саду» под

редакцией М.А.Васильевой.

Ребенок к 4 годам должен следить за своим внешним видом, уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком, освоить элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Нами  были определены задачи исследования:

1. Изучить условия  воспитания культурно-гигиенических  навыков у детей второй младшей  группы.

2. Определить  сформированность культурно-гигиенических  навыков у детей второй младшей группы.

3. Разработать  мероприятия по формированию  культурно-гигиенических навыков  и привычек у детей младшего  дошкольного возраста

4. Определить  эффективность разработанных мероприятий

Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Цель эксперимента: изучить объем и уровень сформированности навыков и умений и определить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы (см.приложение1).

Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы

Таблица 1

Имя, фамилия  ребенка

Сформированность  навыка мытья рук и личной гигиены  включают

Сформированность  навыка опрятной еды

Сформированность  навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке

Уровень сформированности

В.Даниил

2

1

1

1

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

3

2

25 (н)

Г.Коля

2

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

3

1

23 (н)

Г. Даша

2

2

3

3

3

3

2

2

2

2

1

3

3

2

2

3

2

40 (с)

К.Геля

2

2

2

3

3

2

2

1

2

2

1

2

2

2

2

3

2

35 (с)

К. Эдик

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

3

1

2

1

3

2

31 (с)


 

Примечание.                                              

  1. Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

-Мыть лицо, руки

-Закатать рукава;

- Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;

- Сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;

-Пользоваться расческой; 
-Пользоваться носовым платком.

  1. Навыки опрятной еды включают умение :

-Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;

-Не крошить хлеб;

- Пережевывать пищу с закрытым ртом;

- Не разговаривать с полным ртом;

-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

- Благодари

  1. Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

-Расстегнуть пуговицы, замок;

-Снять платье (рубашку, шорты);

-Аккуратно повесить;

-Снять обувь;

-Надеть в обратной последовательности.

Если  ребенок правильно выполнял все  действия входящие в навык, то за:

  • правильно выполненное действие ребенок получал - «3»
  • действие выполненное с небольшими неточностями –«2»;
  • неумение выполнять действие – (1)

Критерии оценки уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей

 

Уровень

Баллы

высокий

41 -51 б

средний

28 -40 б

низкий

0-27 б


 

Результаты исследования и их анализ

Нами была проведена  диагностика по выявлению сформированности культурно- гигиенических навыков, у 5 детей, детского сада №23 г.Лесной.

Из диаграммы  мы видим, что у большинства детей навыки сформированы (60 %) на среднем уровне, у 40% навыки не сформированы, находятся на начальном уровне.

Проводя наблюдения за детьми по формированию культурно-гигиенических навыков, мы пришли к выводу, что проведение специальной работы с детьми по данному направлению способствует повышению сформированности культурно – гигиенических навыков у детей.

Таким образом, выявленные показатели диагностики предопределили необходимость проведения специальных обучающих занятий, направленных на повышение уровня сформированности математических представлений детей.

Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста