Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 10:34, курсовая работа
Цель исследования - изучить возможности дидактической игры в развитии лексической стороны речи у детей 4-го года жизни.
Объект исследования – лексическая сторона речи у детей.
Предметом исследования является процесс формирования лексической стороны речи у детей.
Задачи исследования :
Рассмотреть психолого-педагогические аспекты формирования лексической стороны речи детей дошкольного возраста
Изучить особенности развития речи младших дошкольников
Изучить содержание и методику использования дидактических игр и лексических упражнений в формировании словаря младших дошкольников
В целях формирования навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества использовали следующие виды работы: составление рассказов по аналогии, придумывание продолжения (окончания) к незавершенному рассказу, составление сюжетного рассказа по набору игрушек, сочинение рассказа по нескольким опорным словам, придумывание рассказа на заданную тему. При этом решались следующие практические задачи:
Специальные занятия по обучению рассказыванию с элементами творчества проводили в основном на заключительном этапе коррекционной работы.
Здесь уже составление рассказов по аналогии с прослушанным текстом (небольшого объёма) проводилось без предварительного пересказа (с учётом возросших речевых и познавательных возможностей детей). Структура таких занятий включала:
При обучении творческому рассказыванию мы использовали методы составления рассказов по наборам игрушек, по трём опорным словам с иллюстрацией соответствующих картинок (например: «мальчик» - «удочка» - «река»; «ребята» - «лес» - «ёжик»; «мальчики» - «озеро» - «плот»).
Составлению рассказа предшествовало называние предметов, изображенных на картинках, и их краткая характеристика (описание внешнего вида, деталей и др.). Затем детям предлагалась тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: «На рыбалке», «Случай в лесу», «Приключение на озере» и т.п. Для облегчения выполнения задания использовался краткий план из трёх-четырёх вопросов, к составлению которого привлекали детей (например: «Что взял с собой мальчик на рыбалку?», «Кого он встретил на реке?», «Что принес мальчик домой?» и т.д.). При затруднениях мы давали образец начала рассказа.
С дошкольниками, участвующими в исследовании, было проведена диагностика словарного запаса
Проанализируем полученные результаты исследования словарного запаса в группе испытуемых.
Таблица 1.
Результаты обследования словарного запаса в группе дошкольников
№ |
Задания |
Оценка результата в баллах |
Средний показатель в группе | |||||||
Назар П. |
Никита Л. |
Вова Т. |
Лиза К. |
Аня М. |
Маша О. |
|||||
1. |
Обследование предметного словаря |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3,2 | ||
2. |
Называние предмета по его описанию |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2,8 | ||
3. |
Обобщающие понятия |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3,2 | ||
4. |
Что делают? |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3,2 | ||
5. |
Подбор прилагательных к существительным |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3,3 | ||
6. |
Объяснение значения слов |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,3 | ||
7. |
Название животных и их детенышей |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,3 | ||
8. |
Образование прилагательных oт существительных |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,3 |
Анализ речевой деятельности дошкольников позволяет сделать вывод, что словарный запас у этих детей недостаточно точен по способу употребления. В активном словаре преобладали существительные и глаголы. В нем наблюдались в основном слова, обозначающие конкретные предметы и действия, мало слов обозначающих качества, признаки, состоянии предметов и действий. Это приводит к тому, что лексический запас характеризуется частым употреблением одних и тех же слов. Метафоры и сравнения, слова с переносным значением часто совсем не доступны для их понимания.
При обследовании выяснилось, что наиболее характерными лексическими ошибками детей являются:
1. При обследовании предметного словаря обнаружилось, что большинство детей заменяют названия слов сочетаниями или предложениями, другими словами близкими по ситуации, по своему назначению. Например: огород - «там все растет», половник -«ложка большая, этим кушать дают», подоконник - «окошко с цветочком, там цветы стоят. Дети более четко определяют называние предмета, если этот предмет находится в обиходном словаре.
2. При обследовании способности опознать предмет по его описанию или предназначению, выяснилось, что у детей имеются значительные затруднения при выполнении этого задания. При исследовании возможности опознать по описанию предмет малознакомый или редко употребляемый мы получали неправильные ответы. Например: «Мягкая мебель, служащая для отдыха сидя», Назар ответил – стул, Никита – диван, Аня – кровать. «Здание, где смотрят спектакли» - ни один ребенок не ответил правильно. Все дети получили за выполнение этой методики по 3 балла, что характеризует значительное отставание в формировании функции опосредованного опознавания и употребления предметной лексики в обиходе.
3. Обследуя сформированность способности проводить обобщающие процессы, мы выяснили, что у дошкольников процессы обобщения понятий, предметов лучше происходит при предъявлении знакомых, проработанных в процессе обучения категорий. Однако при предъявлении детям категорий слов, понятий из категорий малознакомых, но обобщенных характерными признаками, мы получили средние результаты.
4. При обследовании глагольного словаря выяснилось, что дети испытывали значительные трудности при самостоятельном образовании слов (ребята отвечали на вопрос «Что делают?» - строитель -«делает дом», вместо строит, учитель - «разговаривает» - вместо учит и т.д.). Отмечалось неумение дифференцировать некоторые действия, что приводило к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползет — идет, воркует — поет, чирикает — поет )
5. Дети испытывали трудности при образовании прилагательных от существительных (дуб - «дубный»). Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов: высокий — длинный, низкий — маленький, узкий — маленький, узкий — тонкий, короткий — маленький, пушистый — мягкий.
6. При обследовании активного и пассивного словаря по картинкам выяснилось, что дети заменяли название части предмета названием целого предмета (подоконник, рама - «окно»). При названии животных, трудностей дети практически не испытывали, но при названии детенышей животных дети затруднялись и допускали ошибки (заяц - «зайчики»). Дети не могли назвать одним обобщающим словом ряд предметов.
ь
Рис. 1. Результаты исследования словарного запаса дошкольников
Своеобразие формирования словарного запаса дошкольников на констатирующем этапе, характеризует их как детей со средним уровнем развития словаря. Отмечались ограниченные возможности использование предметного словаря, словаря действий и признаков. Не знали названий цвета предмета и его форму. Дети недостаточно усвоили обобщающие слова: овощи, фрукты, дикие и домашние животные. Допускали множество ошибок при соотнесении предметов с видовым понятием (лимон, яблоко, груша - ребенок отнес к овощам). Дети демонстрировали несформированность обобщающих понятий, т.е. предметы мебели - «стул», предметы одежды - «шапочка».
Дети данной группы практически не подбирали прилагательных к существительным (шарик - «большой»), и не образовывали прилагательные от существительных. Испытывали значительные трудности при назывании животных и их детенышей и допускали следующие ошибки: «свинья -свинки», вместо поросята; кошка - «котенки», вместо котята. У детей отмечался низкий уровень владения глагольным словарем. В целом группа характеризовалась наличием только обиходно-бытовой лексики. Характерной ошибкой было называние частей предмета названием самого предмета (ресницы, брови - «глаз»).
После проведённого формирующего эксперимента нами было проведено контрольное диагностическое обследование словарного запаса дошкольников. Целью повторного обследования дошкольников стало выявление эффективности применения дидактических игр.
Таблица 2.
Сравнительные результаты лексической стороны речи констатирующего и контрольного этапов эксперимента в группе дошкольников
№ |
Задания |
Средний показатель по констатирующему эксперименту |
Средний показатель по контрольному эксперименту |
1. |
Обследование предметного словаря |
3,2 |
4,2 |
2. |
Называние предмета по его описанию |
2,8 |
4 |
3. |
Обобщающие понятия |
3,2 |
3,6 |
4. |
Что делают? |
3,2 |
4 |
5. |
Подбор прилагательных к существительным |
3,3 |
4,4 |
6. |
Объяснение значения слов |
2,3 |
3,6 |
7. |
Название животных и их детенышей |
2,3 |
3,6 |
8. |
Образование прилагательных oт существительных |
2,3 |
3,6 |
Проанализировав показатели констатирующего и контрольного эксперимента, мы можем сделать вывод, что коррекционная работа с использованием дидактических игр по развитию и обогащению лексического состава у детей, показала значительную динамику в развитии детей. Значительно увеличился объем словаря. Многие слова перешли из пассивного словаря в активный. Дети стали в большинстве случаев правильно согласовывать существительные с прилагательными в падежах и числах, подбирать прилагательные к существительным, узнавать предмет по описанию. Недостаточно сформированными оказались процессы обобщения предметов, явлений и действий, навыки словоизменения и словообразования. Затруднения у детей вызывали задания на называние и изменение по падежам, числам детенышей животных.
У дошкольников, также отмечается значительное увеличение активного словаря, обогащение его за счет прилагательных, образованных от существительных, некоторых наречий, глаголов, измененных приставочным способом. Дети активно используют в своей речи предлоги и другие союзные слова. Сложных предлогов в лексике детей еще нет. Возросло понимание многозначности слова. Дети легко справляются с заданиями по образованию прилагательных, глаголов от существительных. Проследив динамику формирования лексического запаса у детей, можно сделать вывод, что применение дидактических игр, дало положительные результаты.
Рис. 2. Сопоставительные данные обследования лексической системы дошкольников в констатирующем и контрольном экспериментах
Таким образом, можно сделать вывод о том, что различия в развитии словарного запаса дошкольников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента очевидны, следовательно, гипотеза исследования подтверждена.
Формирование и активизация словарного запаса у детей в детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Методика работы по развитию словарного запаса дошкольников освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии.
Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.
Информация о работе Формирование лексической стороны речи детей 4-го года жизни