Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 10:34, курсовая работа
Цель исследования - изучить возможности дидактической игры в развитии лексической стороны речи у детей 4-го года жизни.
Объект исследования – лексическая сторона речи у детей.
Предметом исследования является процесс формирования лексической стороны речи у детей.
Задачи исследования :
Рассмотреть психолого-педагогические аспекты формирования лексической стороны речи детей дошкольного возраста
Изучить особенности развития речи младших дошкольников
Изучить содержание и методику использования дидактических игр и лексических упражнений в формировании словаря младших дошкольников
Роль педагога в организации и проведении дидактических игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное.
Считая возможным развитие словарного запаса детей дошкольного возраста в ходе применения дидактических игр, экспериментальное исследование было посвящено выявлению эффективности применения дидактических игр.
Так как уровень развития словарного запаса у детей повысился, из этого следует, что дидактические игры подобранные и использованные нами в ходе коррекционной работы оправдали поставленные цели и задачи. Гипотеза исследования была доказана в ходе исследования.
1 Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
2 Клюева Н. В. Общение. Дети 5 – 7 лет. – 2-е изд., перераб. и доп / Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с.
3 Громова О.Е, Методика формирования начального лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2003 – 176. С.54.
4 Громова О.Е, Методика формирования начального лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2003 – 176
5 Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у детей. – Санкт – Петербург: Издательство «Союз» 2001г. 220 с.
6 Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова Н.А. Современный русский язык: учебное пособие для ВУЗов. – М.: Рольф; Айрис – пресс, 2001. 448с.
7 Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у детей. – Санкт – Петербург: Издательство «Союз» 2001г. 220 с.
8 Логопедия. Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических высших учебных заведений /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской –М: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
9 Громова О.Е, Методика формирования начального лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2003. – 176с.
10 Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.
11 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопндическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сера, 2004.
12 Ушакова Т.Н Речь: истоки и принципы развития. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 256 с.
13 Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений.- М.:ТЦ Сфера, 2005. – с.60.
14 Дошкольная логопедическая служба: Из опыта работы/ Под ред. О.А. Степановой. – ТЦ Сфера, 2006. – с. 123.
15 Цаплина О.В., Речевая готовность ребёнка к школе.// Детский сад от А до Я.№2 2005.-с.84.
16 Семихватская С.В. Диагностика речевого развития учащихся начальных классов: Учеб.-метод. пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2005. – 77с.
17 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 2002.
18 Ткаченко Т.А., Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи. / Т.А. Ткаченко, М.: Эксмо, 2005 - 134с.
19 Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 416 с.
20 Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 416 с.
21 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 2002.
22 Куликовская Т.А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов / -М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. -94 с.
18Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом язычке. – Ростов Н/Д.: Изд-во «Феникс», 2002.
Информация о работе Формирование лексической стороны речи детей 4-го года жизни