Формирование морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности формирования морфологической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста (3 года).
Для конкретизации цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы формирования морфологической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста;
2. Дать характеристику навыков употребления грамматических форм детьми;
3. Рассмотреть игры и упражнения направленные на формирование морфологической стороны речи у младших дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………….3
Глава I. Теоретические основы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста………….………………………….………………6
1.1. Задачи и содержание развития речи………………….……..……….6
1.2. Особенности формирования грамматического строя речи………..11
1.3. Методы и приемы формирования грамматически правильной речи..…...............................................................................................................20
1.4. Содержание работы по развитию морфологической стороны речи……………………………………………………………………………….23
Выводы по I главе……………………………………………………………….27
Глава II. Опытно-практическая работа по формированию морфологической стороны речи у младших дошкольников..…………………………………..28
2.1. Организация и методы исследования……………………………….28
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..29
Выводы по II главе..……………………………………………………….…….37
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……..………………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование морфологической стороны речи у детей дошкольног.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Описанным выше методам аналогичен по своему характеру метод сюжетного дидактического рассказа, содержащего трудные словоформы. При повторном рассказывании педагога дети заканчивают предложения, вставляют по его указанию пропущенные слова (индивидуально или хором). Примером может служить фрагмент из рассказа «Спорщики».

«Сейчас еще раз послушайте рассказ про двух братьев, - говорит педагог, - но теперь вы мне будете помогать, подсказывать слова там, где я остановлюсь. Жили два брата, такие спорщики! Что ни дает им мама - поделить не могут. Сварила мама какао. Один закричал: «Какао ... (мое)!» А другой ему наперекор: «Мое, не дам тебе этого ... (какао)!» Налила мама каждому по стакану сладкого ... (какао). И спорить стало не о чем.

На другой день мама поставила на стол полнехонький кофейник. Спорщики опять за свое: «Кофе ... (мой), это мне мама сварила кофе!» И стали расхваливать его (индивидуальные ответы с места): «Сладкий, душистый, горячий». Мама говорит: «Этот кофе общий». И налила три чашки ... (кофе) [30, с.62].

Во всех группах проводятся дидактические игры, в том числе сюжетно-дидактические, с участием ведущего игрового персонажа, например «Мишка, сделай!» - игра на закрепление глагольных форм; «Чего (кого) не стало?» - на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Для игры «Чего (кого) не стало?» следует подбирать существительные разных типов склонения. В младших группах может быть такой подбор слов (предметов или картинок): матрешки, флажки, грибки, пирамидки, апельсины, яблоки, помидоры, груши. В старших группах подбирают слова потруднее: сапоги, туфли, сандалии, тапочки (предметы объединены по назначению).

До начала игры воспитатель готовит ширмочку - за ней будет производиться перестановка предметов. Игра начинается с того, что дети совместно с воспитателем рассматривают приготовленные предметы, уточняют их названия и правила игры (запомнить, что стоит на столе, угадать, чего не стало). Тут же педагог дает образец правильного ответа с использованием трудных грамматических форм. Для предупреждения возможных ошибок можно заранее поупражнять детей в хоровом или индивидуальном произношении этих слов.

Главная задача этой игры - научить детей употреблять правильные грамматические формы слов. Поэтому количество выставляемых групп предметов должно быть невелико, иначе внимание детей будет направлено не только на правильное употребление слов, но и на запоминание многих названий. Так, в младших группах лучше всего выставлять 2-3 группы предметов, в старших – 3-4. В процессе игры порядок расположения предметов (или картинок) меняют 1-2 раза.

После того как дети отгадают, чего не стало, воспитатель убирает предметы и заменяет их новым набором из нескольких групп предметов [30, с.62].

Итак, в дошкольных учреждениях ведется последовательная и систематическая работа по морфологии, так как на протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство морфологической стороны речи. Морфологические ошибки связаны ненормативным образованием форм слов и употребление частей речи. В целях всестороннего развития ребенка и правильного сочетания грамматических категорий, нужно обучать их правильному формообразованию слов.

 

Выводы по I главе

Анализ педагогической литературы и результатов исследования позволил нам сделать следующие  вывод:

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Хорошая речь – важнейшее условие  всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем современности.

Формирование практических грамматических умений осуществляется на специфических  занятиях формирования грамматического строя речи. Их цель - практическое усвоение, конкретизация и автоматизация у дошкольников грамматических закономерностей и обобщений.

 

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

2.1. Организация  и методы исследования

 

Целью исследования является изучение особенностей формирования морфологической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста (3 года).

Гипотеза исследования: формирование морфологической стороны речи необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Специально разработанные игры и упражнения для развития грамматического строя речи будут эффективными при правильном использовании.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

- на основе  теоретического изучения педагогической  литературы выявить основные особенности формирования морфологической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста (3 года);

- разработать  серию занятий, способствующих формированию морфологической стороны речи;

- провести опытно-практическую работу по исследованию особенностей формирования морфологической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста.

База исследования: г. Уфа, РБ, МДОБУ детский сад №19.

В опытно-практической работе участвовало 10 детей младшего дошкольного возраста (3 года). Воспитатель: Сюткина Любовь Ивановна.

Сроки проведения: февраль – март 2009 года.

 

2.2. Анализ результатов  исследования

 

С целью изучения уровня сформированности морфологической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста был проведен констатирующий этап, в ходе которого были продиагностировано 10 детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения цели были использованы следующие методы и формы работы: проведение занятий, наблюдение и беседа.

1. Детям давалось игровое  задание на умение согласовывать  существительные с прилагательными  в роде и числе.

Перед ними ставили две  куклы и с помощью вопросов рассматривали их вид (внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь):

  • Во что одета кукла Маша? Какое у неё платье, какого цвета? (В бальное платье, синего цвета.)  Какие у неё волосы? (Волосы светлые, белые.) Какого цвета на голове бант?  Какие глаза? (Глаза голубые, синие, большие.) Что у Маши на ногах? (Носки, туфли.) Какого они цвета?
  • Во что одета кукла Даша? Что это? (Брюки, свитер.) Какого они цвета? Что у неё на ногах? (Туфли, носочки.) Какого цвета?
  • У Маши…(платье синее), а у Даши…(брюки и свитер.) У Маши волосы… (светлые, с бантом), а у Даши… (светлые, но без банта).

2. Детям было предложено задание на проверку навыков согласования слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, около, под).

Тест выглядел как  игра «Расставим посуду на место». Сначала  в кухонном уголке появлялась кукла  Лена, и она очень сильно удивлялась тому, что:

  • Кастрюля под столом;
  • Чашки с блюдцами на окне;
  • Чайник под стулом;
  • Ложки и вилки в сковороде;
  • Сковорода около шкафа.

Перед детьми ставилась  задача на исправление беспорядка на кухне:

  • Где стоит кастрюля?    (Под столом.)
  • Куда мы её поставим?    (На плиту.)
  • Где стоят чашки с блюдцами?    (На окне.)
  • Куда мы их поставим?    (В буфет.)
  • Ложки и вилки где лежат?    (В сковороде.)
  • Куда мы положим ложки и вилки?  (В стол или ящик стола.)
  • Где стоит сковорода?   (Около шкафа.)
  • Куда мы её поставим?  (На плиту около кастрюли.)

3. На проверку усвоения  формы родительного падежа единственного  и множественного числа больше  подходила игра «Угадай, чего  не стало».

На столе лежат ножницы, ручки, книги, тетради. Затем убирается  группа предметов и детям задаётся вопрос: Чего не стало? (тетрадей, ручек, книг и т.д.) или убирается один предмет (ручка, книга, тетрадь и т.д.).

4. При проверке понимания  различий в значении и употреблении  предлогов (в, на, из, с, под,  над), навыков согласования слов  в роде, числе и падеже было проведено два игровых приёма:

а) На понимание значения предлогов.

В этом задании ребёнку  предлагалось выполнить ряд действий, а предлог выделить голосом:

  • достань коробку с игрушками из-под стола; поставь её на стол;
  • достань из коробки куклу и посади её на окно;
  • достань из коробки зайку и поставь его около куклы;
  • убери коробку со стола и поставь её опять под стол;
  • возьми куклу и зайку с окна и погуляй с ними…

б) На употребление предлогов.

В этом задании детям  задавались вопросы по мере того, как  меняется местонахождение коробки с игрушками.

  • Где стоит коробка с игрушками?  (На столе.)
  • Где лежат игрушки?   (В коробке.)
  • Куда я поставила куклу?  (На окно.)
  • А коробку?  (Под стол.)
  • Откуда Дима достает игрушки?  (Из коробки.)
  • Около кого поставили зайку?  (Около куклы.)
  • Откуда я взяла зайку?   (С окна.)

5. Для проверки согласования  слов в роде детям предлагали  рассмотреть предметные картинки (мяч, ведро, шапка, яйцо, яблоко, кастрюля, карандаш) и описать предмет,  изображенный на картинке:

  • мяч синий, маленький, резиновый, круглый;
  • яблоко большое, красное, круглое, сладкое.

6. На проверку согласования  существительных с прилагательными  в числе, роде и падеже дети  выполняли упражнение, где они  рассматривали картинку «Кошка  с котятами» и отвечали на  вопросы: Что делает кошка? Какая она? (Кошка большая; шерсть у неё пушистая, мягкая, гладкая, тёплая.) Что делает этот котёнок? (Лежит возле мамы-кошки.) Что делает другой котёнок?  ( Играет с клубком.) Какие котята?  (Маленькие, шаловливые, пушистые, игривые. Один - рыжий, другой - черный, третий - пёстрый.)

7. Для проверки использования  в речи повелительного наклонения  и неопределенной формы глаголов детям давалась проблемная ситуация, где мальчик играет с собакой и хочет чтобы она выполняла его команды. Но он не знает как правильно дать команду.

  • Стой!  Или: стоять!
  • Беги!   Или: бежать!
  • Ляг!     Или: лежать!
  • Сядь!   Или: сидеть!

По результатам обследования была составлена таблица, отражающая состояние сформированности морфологической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста.

 

Таблица 1

Определение уровня сформированности морфологических навыков

Ф.И. ребенка

Результаты

1

Кирилл Ж.

Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смог описать. Формы  родительного падежа единственного  и множественного числа усвоены. Затруднялся в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде. Не владеет умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива

2

Максим Н.

Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смог описать. Формы  родительного падежа единственного  и множественного числа усвоены. Затруднялся в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде. Не владеет умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива

3

Даша Н.

Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смогла описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Затруднялась в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде. Не владеет умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива

4

Жанна Б.

Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смогла описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Затруднялась в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде. Не владеет умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива

5

Юра Т.

Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смог описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Затруднялся в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде. Не владеет умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива

6

Денис Г.

Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смог описать. Формы  родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Затруднялся в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде. Не владеет умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива

7

Айдар К.

Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смог описать. Формы  родительного падежа единственного  и множественного числа усвоены. Затруднялся в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде. Не владеет умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива

8

Лариса Ш.

Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смогла описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Затруднялась в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде. Не владеет умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива

9

Ирина В.

Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смогла описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Затруднялась в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде. Не владеет умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива

10

Маша Л.

Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смогла описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Затруднялась в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде. Не владеет умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива

Информация о работе Формирование морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста