Формирование морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности формирования морфологической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста (3 года).
Для конкретизации цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы формирования морфологической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста;
2. Дать характеристику навыков употребления грамматических форм детьми;
3. Рассмотреть игры и упражнения направленные на формирование морфологической стороны речи у младших дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………….3
Глава I. Теоретические основы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста………….………………………….………………6
1.1. Задачи и содержание развития речи………………….……..……….6
1.2. Особенности формирования грамматического строя речи………..11
1.3. Методы и приемы формирования грамматически правильной речи..…...............................................................................................................20
1.4. Содержание работы по развитию морфологической стороны речи……………………………………………………………………………….23
Выводы по I главе……………………………………………………………….27
Глава II. Опытно-практическая работа по формированию морфологической стороны речи у младших дошкольников..…………………………………..28
2.1. Организация и методы исследования……………………………….28
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..29
Выводы по II главе..……………………………………………………….…….37
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……..………………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование морфологической стороны речи у детей дошкольног.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из полученных данных, можно сделать следующие  выводы:

  1. У большинства детей сформированы навыки использования в речи согласования имён существительных с прилагательными в роде и числе, а также навыки усвоения родительного падежа в единственном и множественном числе.
  2. Во многих случаях дети затруднялись в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде.
  3. Дети не владеют умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива.

Выявив особенности  усвоения детьми младшего дошкольного возраста морфологической стороны речи, перешли к формирующему этапу, цель которого - закрепить навыки, усвоенных детьми, морфологических категорий, исправить пробелы в усвоении детьми некоторых грамматических конструкций в речи детей.

Для детей младшего дошкольного возраста данной выборки были подобраны дидактические, словарные игры, занятия и упражнения на формирование морфологической стороны речи, которые проводились во второй половине дня вне занятий. Они, в свою очередь в большей части, проводились с игрушками.

Игрушка даёт возможность  производить разнообразные изменения  места (на столе, за столом), положения (сидит, стоит), называть качества (цвет, форму, числовые соотношения).

1. С целью понимания и правильного употребления предлогов с пространственным значением (в, за, на, около, под) была использована игра «Что изменилось?». В начале детям предлагалось усадить куклу за стол, под стол, около стола. Затем, место положения куклы менялось, а дети отгадывали, что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово «стол».

2. Для усвоения форм  родительного падежа множественного  числа существительных, детям  была предложена игра «Угадай, чего не стало?». Детям предлагалось несколько предметов. После рассматривания их, дети отвечали на вопрос чего не стало:

  • Это вилки, мячи, кукла, чашки, ложки.
  • Чего не стало? (вилок, чашек, ложек, мячей и т.д.).

3. Для усвоения предлогов и падежей проводится игра «Прятки». В этой игре кукла Маша ищет детей, а когда находит, то говорит: - «Я нашла Юру под столом», выделяя при этом голосом предлоги и окончания. После этого дети отгадывали, куда спряталась Маша.

4. На родовую принадлежность предлагалась игра «Волшебный мешочек». Дети рассматривали такие игрушки, как ведро, яйцо, яблоко, мячик, лягушку, зайчика. После того, как они доставали игрушки из «волшебного мешочка», они отвечали на вопросы:

- Что это?

- Какой мячик?

- Какое яблоко? и т.д.

Затем игра усложнялась. Далее дети должны были по описанию отгадать предмет.

5. Для закрепления  в речи форм глаголов эффективны  игры - драматизации. В игре - драматизации «Что делает кукла?», детям было предложено изменить глагол по временам и поставить его в повелительное наклонение (см. Приложение 1).

После проведения всех дидактических игр и лексических упражнений с детьми младшего дошкольного возраста, всем детям были предложены контрольные задания на выявление результативности проведённой работы.

Было предложено фронтальное  занятие, которое включило в себя все исследуемые компоненты морфологической стороны речи. Тема занятия «Чаепитие у куклы Лены».

На этом занятии были использованы задания, игры, игровые моменты на выявление сформировавшихся навыков морфологических категорий. Детям предлагалось ответить на ряд вопросов куклы Лены (см. Приложение 2).

После проведения занятия  результаты были занесены в таблицу.

Таблица 2

Определение уровня сформированности морфологических навыков

Ф.И. ребенка

Результаты

1

Кирилл Ж.

На поставленные вопросы ответил  без затруднений.

2

Максим Н.

На поставленные вопросы ответил  с небольшими затруднениями, с помощью  наводящих вопросов и подключения  детей.

3

Даша Н.

На поставленные вопросы ответила без затруднений.

4

Жанна Б.

На поставленные вопросы ответила без затруднений.

5

Юра Т.

На поставленные вопросы ответил  без затруднений.

6

Денис Г.

На поставленные вопросы ответил  без затруднений.

7

Айдар К.

На поставленные вопросы ответил  без затруднений.

8

Лариса Ш.

На поставленные вопросы ответила с небольшими затруднениями (отвлекалась и пыталась перевести разговор на другую тему).

9

Ирина В.

На поставленные вопросы ответила без затруднений.

10

Маша Л.

На поставленные вопросы ответила без затруднений.


Эти результаты показали, что дети младшего дошкольного возраста усвоили грамматические категории.

 

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Изучение детской речи проводилось на основе хорошего знания содержания программных требований по формированию морфологической стороны  в каждой группе.

В методике обследования использовались разные формы: наблюдение за повседневным общением детей; задания на выявление уровня владения морфологическими конструкциями и умение образовывать слова; тестирование.

Отмечено, что изучение морфологической стороны речи в  процессе общения очень эффективно, так как в этой ситуации ребёнок пользуется, в основном, простыми конструкциями, употребляя хорошо усвоенные формы. Были предложены игровые задания и упражнения на выявление различных морфологических навыков.

1. Детям давалось игровое  задание на умение согласовывать  существительные с прилагательными в роде и числе.

2. Детям было предложено задание на проверку навыков согласования слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, около, под).

3. На проверку усвоения  формы родительного падежа единственного и множественного числа больше подходила игра «Угадай, чего не стало».

4. При проверке понимания различий в значении и употреблении предлогов (в, на, из, с, под, над), навыков согласования слов в роде, числе и падеже было проведено два игровых приёма:

5. Для проверки согласования слов в роде детям предлагали рассмотреть предметные картинки (мяч, ведро, шапка, яйцо, яблоко, кастрюля, карандаш) и описать предмет, изображенный на картинке.

6. На проверку согласования существительных с прилагательными в числе, роде и падеже дети выполняли упражнение, где они рассматривали картинку «Кошка с котятами» и отвечали на вопросы.

7. Для проверки использования в речи повелительного наклонения и неопределенной формы глаголов детям давалась проблемная ситуация, где мальчик играет с собакой и хочет, чтобы она выполняла его команды.

Исходя из полученных данных, нами были сделаны следующие выводы:

1. У большинства детей сформированы навыки использования в речи согласования имён существительных с прилагательными в роде и числе, а также навыки усвоения родительного падежа в единственном и множественном числе.

2. Во многих случаях дети затруднялись в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде.

3. Дети не владеют умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива.

Выявив особенности  усвоения детьми младшего дошкольного возраста морфологической стороны речи, перешли к формирующему этапу, цель которого - закрепить навыки, усвоенных детьми, морфологических категорий, исправить пробелы в усвоении детьми некоторых грамматических конструкций в речи детей.

После проведения всех дидактических  игр и лексических упражнений с детьми младшего дошкольного возраста, всем детям были предложены контрольные задания на выявление результативности проведённой работы.

Было предложено фронтальное  занятие, которое включило в себя все исследуемые компоненты морфологической стороны речи.

Результаты показали, что дети младшего дошкольного возраста усвоили грамматические категории.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование речи в  дошкольном возрасте - одна из серьёзнейших задач воспитания.

Речь - одна из основных форм развития мышления, познания, психических свойств личности, а также его всестороннего развития.

Морфологическая сторона  речи - одна из основных форм развития речи ребёнка, так как отношения  и связь окружающей  действительности выражаются в грамматических категориях.

Овладение правильной речью оказывает на ребёнка огромное влияние. Он начинает мыслить более логично, последовательно обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Осваивая правильную речь, дети познают категории и законы морфологии в практике живой речи и в играх.

Так как ведущий вид  деятельности ребёнка дошкольного  возраста - игра, то гипотеза выпускной  квалификационной работы была выдвинута  на использование в речевой работе дидактических игр и упражнений, способствующих более глубокому  и осознанному усвоению детьми младшего дошкольного возраста морфологической стороны речи.

В ходе выпускной квалификационной работы гипотеза была доказана. С целью  доказать её были предложены некоторые  игровые задания. С ними дети справились в силу своих знаний. Затем, при проведении формирующего этапа, была и доказана гипотеза выпускной квалификационной работы.

В играх дети более  осмысленно подходили к заданиям, интереснее относились к игровым  действиям, старались ответить правильно, а также получали новые знания и исправляли недостатки в речи уже сами.

При проведении итогового  занятия дети экспериментальной  группы показали не только свои умения и навыки в формировании морфологической  стороны речи, но и сравнительно высокие знания об окружающей среде.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.
  2. Арушанова А.Г., Юртайкина Т.М. Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников. - М., 1993.
  3. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М., 1994 – часть 1.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991.
  5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1984.
  6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М., 1988.
  7. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. – М., 1996.
  8. Воспитание и обучение в детском саду // Под ред. А.В. Запорожца, Г.А. Маркова, - М., 1977.
  9. Воспитание и обучение детей пятого года жизни // Под ред. В.В. Холмовской, - М., 1986.
  10. Воспитание и обучение в детском саду. - М., 1976.
  11. Воспитание и обучение детей в детском саду // Под ред. Е.И. Радиной, - М., 1955.
  12. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений – М., 1982. – Т. 2. С.361.
  13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1997.
  14. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М., 1978.
  15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
  16. Гвоздев А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя речи. - М., 1961.
  17. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1990.
  18. Крупская Н.К. Педагогическое сочинение Т. 6 – М.: 1959 – 196 с.
  19. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М. , 1969.
  20. Лямина Г.М. Воспитание детей в средней группе детского сада. - М., 1982.
  21. Лямина Г.М. Особенности грамматического строя у маленьких. // Дошкольное воспитание. - №8. – 1968.
  22. Маркова Л. Формирование грамматически правильной речи у детей. - М., 1955.
  23. Потиха З.А., Панов Г.А. Тайны русского языка. - Волгоград, 1969.
  24. Психология дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов.// Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1976.
  25. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994.
  26. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985.
  27. Соловьёва О.И. Методика обучения родному языку в детском саду. - М., 1966.
  28. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста - М.,1984.
  29. Тамбовцева А.Г. Формирование грамматического строя речи. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1984.
  30. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981.
  31. Ушинский К.Д. Об изучении грамматики… - М., 1954.
  32. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1989.
  33. Федоренко Л.П., Фомичева Т.А. Методика развития речи. - М., 1977.
  34. Чуковский К.И. От 2-х до 5-ти… - М., Изд.11, 1956.
  35. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 1992.

Информация о работе Формирование морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста