Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:43, дипломная работа
Цель: разработка направлений коррекционно - логопедической работы по формированию навыка составления творческих рассказов у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. изучить материал по проблеме навыка составления творческих рассказов детей с общим недоразвитием речи;
2. провести экспериментальное исследование навыка составления творческих рассказов детей с общим недоразвитием речи;
3. разработать содержание коррекционно-логопедической работы по формированию навыка составления творческих рассказов детей с общим недоразвитием речи.
Уважаемые преподаватели, вашему вниманию предоставляется дипломная на тему: "Формирование навыка составления творческих рассказов дошкольниками с общим нарушением речи"
Цель: разработка направлений коррекционно - логопедической работы по формированию навыка составления творческих рассказов у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
Объект исследования – связная речь у детей дошкольного возраста .
Предмет исследования – формирование навыка составления творческих рассказов дошкольниками с ОНР.
Методы исследования: диагностика по методике В.П. Глухова, метод сравнения и сопоставления, метод анализа и синтез полученного знания.
Гипотеза исследования – дошкольники с общим недоразвитием речи имеют специфические особенности овладения навыком творческого рассказывания. Специальное обучение с использованием апробированных методик творческому рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи обеспечит положительную динамику их познавательного и речевого развития и будет способствовать совершенствованию коррекционно-логопедической работы и ее результативности.
Экспериментальной базой исследования являлось МДОУ №196 г. Самара. Эксперимент проводился в течение четырех недель. В обследовании принимали участие дети в возрасте от 5,5 до 6лет. Детей разделили на две группы: экспериментальная группа, куда вошли дети из логопедической группы в количестве 20 человек и сопоставительная группа(дети с нормальным речевым развитием),также 20 человек.
В основу методики исследования навыка составления творческих рассказов были положены элементы стандартизированной методики "Обследование состояния связной речи детей с ОНР" В.П. Глухова.
В исследовании я использовала 2 группы заданий: составление рассказа на заданную тему ("Игры на детской площадке") и составление рассказа по сюжетной картине ("Помощь зимующим птицам").
К заданиям определены критерии оценок в баллах:
Самостоятельность выполнения заданий(от 0 до4-х баллов).
По данным исследования для каждого ребенка составляется индивидуальный оценочный «профиль» состояния связной речи.
Определенное количество баллов соответствует определенному уровню профиля: хороший, удовлетворительный, недостаточный, низкий и задание не выполнено .
Пример составления
индивидуального профиля
Алеша К. 5,3 г.
Уровни выполнения заданий |
Виды заданий | |
Составление рассказа на заданную тему |
Составление рассказа по сюжетной картине | |
I. хороший(12-14 баллов) |
||
II. удовлетворительный (10-12баллов) |
||
III. недостаточный (7-10баллов) |
||
IV. низкий(5 -7 баллов) |
||
V. задание не выполнено (0-5 баллов) |
Анализ проведенного исследования
Сравнительный анализ количества правильных ответов и ошибок при составлении рассказа на заданную тему
Основные критерии |
Экспериментальная группа |
Сопоставительная группа |
Нарушение изложения |
40% |
2% |
Употребление сложных конструкций |
3,3% |
40% |
Аграмматизмы |
35% |
5% |
Сравнительный анализ количества правильных ответов и ошибок при составлении рассказа по сюжетной картине.
Основные критерии |
Экспериментальная группа |
Сопоставительная группа |
Нарушение изложения |
70% |
2% |
Употребление сложных конструкций |
10% |
40% |
Аграмматизмы |
35% |
5% |
На основе проведенного исследования я разработала соответствующие
принципы, этапы, направления и приемы коррекционно-логопедической работы.
Принципы :
- патогенетический;
- онтогенетический
- принцип системности.
Вся коррекционная работа делится на три этапа.
Первый этап - диагностический.
На втором этапе - коррекционном - основной задачей является развивать связную речь через обучение по десяти видам творческого рассказывания, предложенного Т.А.Ткаченко.
На третьем этапе (контролирующем) происходит анализ результатов коррекционной работы.