Формирование навыка составления творческих рассказов дошкольниками с общим нарушением речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель: разработка направлений коррекционно - логопедической работы по формированию навыка составления творческих рассказов у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. изучить материал по проблеме навыка составления творческих рассказов детей с общим недоразвитием речи;
2. провести экспериментальное исследование навыка составления творческих рассказов детей с общим недоразвитием речи;
3. разработать содержание коррекционно-логопедической работы по формированию навыка составления творческих рассказов детей с общим недоразвитием речи.

Вложенные файлы: 1 файл

автореферат.docx

— 19.21 Кб (Скачать файл)

Уважаемые преподаватели, вашему вниманию предоставляется дипломная  на тему: "Формирование  навыка составления творческих рассказов дошкольниками с общим нарушением речи"

Цель: разработка направлений коррекционно - логопедической работы по формированию навыка составления творческих рассказов у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

  1. изучить материал по  проблеме навыка составления творческих       рассказов детей с общим недоразвитием речи;
  2. провести экспериментальное исследование навыка составления творческих рассказов детей с общим недоразвитием речи;
  3. разработать содержание коррекционно-логопедической работы по формированию навыка составления творческих рассказов детей с общим недоразвитием речи.

Объект исследования – связная речь у детей дошкольного возраста .

Предмет исследования – формирование навыка составления творческих рассказов дошкольниками с ОНР.

 Методы исследования: диагностика по методике В.П. Глухова, метод сравнения и сопоставления, метод анализа и синтез полученного знания.

 Гипотеза исследования – дошкольники с общим недоразвитием речи имеют специфические особенности овладения навыком творческого рассказывания. Специальное обучение с использованием апробированных методик творческому рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи обеспечит положительную динамику их познавательного и речевого развития и будет способствовать совершенствованию коррекционно-логопедической работы и ее результативности.

Экспериментальной базой исследования являлось МДОУ №196 г. Самара. Эксперимент проводился в течение четырех недель. В обследовании принимали участие дети в возрасте от 5,5 до 6лет. Детей разделили на две группы: экспериментальная группа, куда вошли дети из логопедической группы в количестве 20 человек и сопоставительная группа(дети с нормальным речевым развитием),также 20 человек.

В основу методики исследования навыка составления творческих рассказов были положены элементы стандартизированной методики "Обследование состояния связной речи детей с ОНР" В.П. Глухова.

В исследовании я использовала 2 группы заданий: составление рассказа на заданную тему ("Игры на детской  площадке") и составление рассказа по сюжетной картине ("Помощь зимующим птицам").

К  заданиям определены критерии оценок в баллах:

  1. Наличие логико-смысловой организации сообщения(от 0 до2-х баллов)
  2. Использование языковых средств словесной характеристики(от 0 до2-х баллов)
  3. Грамматическое оформление высказывания(от 0 до2-х баллов)
  4. Синтаксическое оформление высказывания(от 0 до4-х баллов)

Самостоятельность выполнения заданий(от 0 до4-х баллов).

По данным исследования для  каждого ребенка составляется индивидуальный оценочный «профиль» состояния  связной речи.

 Определенное количество баллов соответствует определенному уровню профиля: хороший, удовлетворительный, недостаточный, низкий и задание не выполнено .

Пример составления  индивидуального профиля состояния  связной речи

Алеша К. 5,3 г.

Уровни выполнения заданий 

Виды заданий

Составление рассказа на  заданную тему

Составление рассказа по сюжетной картине 

I. хороший(12-14 баллов)

   

II. удовлетворительный

(10-12баллов)

   

III. недостаточный (7-10баллов)

   

IV. низкий(5 -7 баллов)

   

V. задание не выполнено

(0-5 баллов)

   

 

Анализ проведенного исследования

Сравнительный анализ количества правильных ответов и ошибок при составлении  рассказа на заданную тему

Основные критерии

Экспериментальная группа

Сопоставительная группа

Нарушение изложения

40%

2%

Употребление 

сложных конструкций

3,3%

40%

Аграмматизмы 

35%

5%


 

Сравнительный анализ количества правильных ответов и ошибок при составлении  рассказа по сюжетной картине.

Основные критерии

Экспериментальная группа

Сопоставительная группа

Нарушение изложения

70%

2%

Употребление 

сложных конструкций

10%

40%

Аграмматизмы 

35%

5%


 

На основе проведенного исследования я разработала соответствующие

принципы, этапы, направления и приемы коррекционно-логопедической работы.

Принципы :

- патогенетический;

-  онтогенетический

- принцип системности.

     Вся коррекционная  работа делится на три этапа.

Первый этап - диагностический.

На втором этапе - коррекционном - основной задачей является развивать связную речь через обучение по десяти видам творческого рассказывания, предложенного Т.А.Ткаченко.

На третьем этапе (контролирующем) происходит анализ результатов коррекционной работы.


Информация о работе Формирование навыка составления творческих рассказов дошкольниками с общим нарушением речи