Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 17:45, курсовая работа
Цель исследования: Определить влияние процесса формирования навыков самообслуживания на развитие ребенка раннего возраста.
Объект: Развитие ребенка раннего возраста.
Предмет: Обучение приемам самообслуживания ребенка раннего возраста.
Гипотеза: Роль родителя в формировании навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста будет значимой при условии осознании родителями важности и необходимости формировании навыков самообслуживания у ребенка в раннем возрасте.
Задачи: 1.Изучить теоретическую литературу по проблеме формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста;
2.Определить методы, формы и приемы необходимые для формирования навыков самообслуживания;
3.Разработать рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
САМООБСЛУЖИВАНИЯ У РЕБЕНКА РАННЕГО
ВОЗРАСТА…………………………………………………………..6
1.1.Психолого-педагогические особенности ребенка в возрасте
от 1 до 3 лет………………………………………………………….6
1.2.Понятие самообслуживания; методы, приемы, формы
Самообслуживания………………………………………………….9
1.3.Особенности формирования навыков самообслуживания в
раннем возрасте…………………………………………………….14
Вывод по первой главе……………………………………………....23
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА……………………………….24
2.1.Организация и проведение опытно-экспериментальной
Работы……………………………………………………………...24
2.2.Анализ результатов………………………………………………25
2.3.Рекомендации родителям……………………………………......26
Вывод по второй главе……………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………
КУРСОВАЯ РАБОТА
По педагогике
Тема: Формирование навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
САМООБСЛУЖИВАНИЯ У РЕБЕНКА
ВОЗРАСТА…………………………………………………………
1.1.Психолого-педагогические особенности ребенка в возрасте
от 1 до 3 лет………………………………………………………….6
1.2.Понятие самообслуживания; методы, приемы, формы
Самообслуживания……………………………………
1.3.Особенности формирования навыков самообслуживания в
раннем возрасте…………………………………………………….
Вывод по первой главе………………………
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ
У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА…………
2.1.Организация и проведение опытно-экспериментальной
Работы…………………………………………………………….
2.2.Анализ результатов………………………………………………
2.3.Рекомендации родителям……………………………………......
Вывод по второй главе………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ.…………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.
Данной проблемой занимались: К.Д.Ушинский, Джон Локк, Г.И.Песталоции, Л.Н.Толстой, Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, В.А Сухомлинский, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский.
На современном этапе складывается тенденция в семьях замещать действия ребенка по самообслуживанию одним из родителей или другими членами семьи. Подходя к возрасту, когда можно посещать детский сад проступает неготовность малыша к самообслуживанию без помощи родителей и взрослых людей.
Это
показывает актуальность
Выявленное противоречие позволило сформировать проблему исследования: как формировать навыки самообслуживания у ребенка с 1 до 3 лет.
Сформированная проблема определила тему курсовой работы: Формирование навыков самообслуживания в возрасте от 1 до 3 лет.
Цель исследования: Определить влияние процесса формирования навыков самообслуживания на развитие ребенка раннего возраста.
Объект: Развитие ребенка раннего возраста.
Предмет: Обучение приемам самообслуживания ребенка раннего возраста.
Гипотеза: Роль родителя в формировании навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста будет значимой при условии осознании родителями важности и необходимости формировании навыков самообслуживания у ребенка в раннем возрасте.
Задачи: 1.Изучить теоретическую литературу по проблеме формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста;
2.Определить методы, формы и приемы необходимые для формирования навыков самообслуживания;
3.Разработать рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания.
Для решения поставленной задачи и достижения цели исследования в работе используются следующие методы:
- теоретический: анализ, обобщение;
- эмпирический: экспериментальный, анкетировние;
- приемы обработки данных: количественный и качественный анализ.
База исследования: Ясли-сад «Кроха» № 136.
Структура работы: курсовая работа состоит из титульного листа, содержания, введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические особенности детей в возрасте от 1 до 3 лет.
В конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен.
Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «Ребенок-ПРЕДМЕТ-взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом.
Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности.
[№ 3]
Ребенок
благодаря взрослому, сразу входит
в мир постоянных предметов. Он
усваивает постоянное
На первых
ступенях развития предметной
деятельности действие и
Таким образом,
связь действия с предметом
проходит три фазы развития. На
первой с предметом могут
Для успешности выполнения предметной деятельности нужно сказать о наиболее важных особенностях развития ребенка от 1 года до 3-х лет:
Достижения.
1.2.Понятие самообслуживания; методы, приемы, формы самообслуживания.
Самообслуживание – обслуживание самого (самих) себя, без помощи обслуживающего персонала. В данном случае дети обслуживают себя без помощи взрослых. [см. Приложение №1]
Самообслуживание осуществляется различными методами, приемами, формами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Метод самообслуживания – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога (родителя) и обучаемых детей, которые направлены на формирование навыков самообслуживания. Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания, а так же от личности педагога (родителя), от его способностей, ответственности.
Главными методами обучения дошкольников являются практические, игровые и метод примера.
Практические методы обучения – это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений, практический характер. Это значит, что деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребенок познает такие их свойства, связи, которые недоступны непосредственному восприятию.
Ведущими практическими методами обучения являются приучение, упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.
Приучение – это организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Приучение эффективно на ранних стадиях развития.
Методика организации приучения:
- объяснение, для чего нужно это делать;
- показ, как выполняется действие (убрать за собой игрушки);
- закрепление правильных
Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Многие упражнения носят предметный характер, то есть их выполнение требует использования предметов, игрушек, дидактического материала. В обучении дошкольников применяются упражнения разного типа. В одних случаях дети выполняют упражнения, подражая взрослому (подражательные упражнения). К таковым относятся упражнения на развитие артикуляционного аппарата, на закрепление культурно-гигиенических навыков, с дидактическими игрушками и другие. Упражнения другого типа называются конструктивными, ребенок переносит ранее усвоенные способы действий на новое содержание.
Опыты и экспериментирование. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются при обучении детей раннего возраста в обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и тому подобное. Экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности ребенка. Благодаря поисковым действиям развивается наглядно-действенное мышление. Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребенка развиваются наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предложения, делать выводы. (Ребенку демонстрируют носовой платок и задают вопросы: «Вот платок. Что им делают?; можно ли вытирать платком руки? Почему можно? Почему нельзя?; Можно ли вытирать платком туфельки? Почему можно? Почему нельзя?)
Информация о работе Формирование навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста