Формирование навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить влияние процесса формирования навыков самообслуживания на развитие ребенка раннего возраста.
Объект: Развитие ребенка раннего возраста.
Предмет: Обучение приемам самообслуживания ребенка раннего возраста.
Гипотеза: Роль родителя в формировании навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста будет значимой при условии осознании родителями важности и необходимости формировании навыков самообслуживания у ребенка в раннем возрасте.
Задачи: 1.Изучить теоретическую литературу по проблеме формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста;
2.Определить методы, формы и приемы необходимые для формирования навыков самообслуживания;
3.Разработать рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
САМООБСЛУЖИВАНИЯ У РЕБЕНКА РАННЕГО
ВОЗРАСТА…………………………………………………………..6
1.1.Психолого-педагогические особенности ребенка в возрасте
от 1 до 3 лет………………………………………………………….6
1.2.Понятие самообслуживания; методы, приемы, формы
Самообслуживания………………………………………………….9
1.3.Особенности формирования навыков самообслуживания в
раннем возрасте…………………………………………………….14
Вывод по первой главе……………………………………………....23
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА……………………………….24
2.1.Организация и проведение опытно-экспериментальной
Работы……………………………………………………………...24
2.2.Анализ результатов………………………………………………25
2.3.Рекомендации родителям……………………………………......26
Вывод по второй главе……………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая самообслуживание.docx

— 97.80 Кб (Скачать файл)

         Задача  родителей – создавать все  необходимые условия для того, чтобы самостоятельной деятельности  ребенок мог использовать накопленные  знания и опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

 

2.1Организация  и проведение опытно-экспериментальной  работы.

 

 

Для проведения опытно-экспериментальной работы с целью сбора данных об уровне сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста было проведено анкетирование в ясельной группе № 1 ясли-сад «Кроха» № 136. Анкеты (Приложение № 3) заполняли родители одиннадцати детей. Внимание уделялось таким навыкам самообслуживания как: кормление, одевание, уход за собой, навыки опрятности. После анкетирования был составлен его протокол (Приложение № 5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2Анализ  результатов формирования у детей  навыков самообслуживания в возрасте  от 1,6 до 2,1.

 

 

         Из результатов исследования видно, что за пять месяцев наблюдения первая категория детей (к ней относятся дети возраста от 1,6 до 1,8) повысила свой навык самообслуживания примерно на 3 балла, а вторая категория детей (к ней относятся дети возраста от 1,11 до 2,1) повысила свой навык самообслуживания примерно на 4 балла. Это показывает средний результат по пятибалльной шкале.

         Результаты анкеты показали, что не все родители воспитывают самостоятельность в своем ребенке, что большинство семей замещают действия ребенка по самообслуживанию одним из родителей или другими членами семьи. Поэтому нужно разработать рекомендации родителям в период формирования навыков самообслуживания у ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Рекомендации родителям в период формирования навыков самообслуживания у ребенка:

 

 

  • Наберитесь терпения;
  • будьте спокойны и доброжелательны с ребенком;
  • иногда необходима настойчивость, но надо придерживаться одних и тех же принципов; определенно решить для себя, чего ожидать от ребенка, убедиться, что такое поведение приемлемо для малыша и придерживаться всегда такой нормы;
  • нельзя оставлять без внимания их чувства и в то же время нужно помогать им дорасти до самообладания;
  • хвалите ребенка за малейшее достижение и даже за желание что-то сделать самому, всегда показывайте как вы его любите;
  • дайте ребенку возможность делать то, что он уже умеет;
  • не торопите и не подгоняйте его;
  • дети могут последовательно выполнять 2-3 простых упражнения; придется неоднократно повторять одни и те же правила и давать одни и те же указания;
  • старайтесь соблюдать последовательность выполнения определенных действий при самообслуживании;
  • в ходе обучения используйте простые слова, изменяйте устойчивые выражения так, чтобы они были понятны и легко запоминаемы детьми;
  • предоставьте детям возможность трогать предметы, слушать, смотреть, ощущать запах; используйте такие виды деятельности, которые бы предоставляли им широкие возможности для участия;
  • необходимо дать свободу и место для активных действий детей; нужно помнить о том, что им нужна постоянная активная деятельность, игровые движения пальцев, подвижные песни с передвижениями по комнате;
  • необходимо быть готовым к происшествиям; нужно подобрать стулья, соответствующие росту маленьких человечков; те, кто начинает ходить, должны сидеть на стульчиках с подлокотниками, чтобы  удерживать свое тело, вставая и садясь; так же нужно убедиться, что предметы, за которые держаться дети, не имеют острых углов.
  • планируйте время для свободных игр, развивайте социальную сознательность;
  • взрослым нужно быть осторожными, не пугать ребенка внезапным громким голосом или страшными историями; не слишком драматизировать; помнить, что у детей и без этого слишком развито воображение – им совсем не нужно, чтобы все детали были представлены в излишне драматической форме;
  • умения и навыки самообслуживания формируются постепенно; не пытайтесь опередить природу, не ориентируйтесь на других детей; помните, что Ваш малыш развивается индивидуально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по второй главе:

 

 

         Анкетирование  – один из эффективных методов  изучения. Анкетирование помогает  за короткий срок получить  интересующий материал.

         Анкетирование  помогло показать, что большинство  семей замещают действия ребенка  по самообслуживанию одним из  родителей или другими членами  семьи. Поэтому в период формирования  навыков самообслуживания у ребенка  родителям нужно помнить, что  умения и навыки самообслуживания формируются постепенно, но при постоянной и систематической работе в этом направлении. Не нужно пытаться опередить природу, и не нужно ориентироваться на других детей. Каждый ребенок развивается индивидуально, нужно только ему помогать и поддерживать его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

         На основании изложенного материала  можно сделать вывод, что автор  раскрыл все поставленные задачи, а именно:

  1. Была изучена теоретическая литература по проблеме формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста;
  2. Были определены методы, формы и приемы необходимые для формирования навыков самообслуживания;
  3. Были разработаны рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания.

Целью курсовой работы являлось определение влияния формирования навыков самообслуживания на развитие ребенка раннего возраста.

Проведенное анкетирование родителей у детей раннего возраста по формированию навыков самообслуживания показало, что овладение навыками самообслуживания у детей раннего возраста необходимо для дальнейшего существования ребенка как индивида в обществе. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а так же умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий. Следовательно, родители должны уделять большое внимание этой стороне воспитания ребенка, исходя из физических особенностей ребенка, выбирать оптимальные пути к формированию навыков самообслуживания, методы, формы и приемы необходимые для формирования навыков самообслуживания.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

  1. Программы вспомогательной школы. Формирование санитарно-гигиенических умений и самообслуживание. — Минск: Национальный институт образования, 2003.

  2. Руководство по раннему обучению. Портедж, США. Выпуск 9, 14.— СПб., 1998.

3. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

4. Пономаренко  А.Н. Развитие ребенка первого-третьего года жизни.

5. Сборник статей «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста», составитель Русскова Л.В., М., 1984.

6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство «Азбуковник», М., 1996. – 952 с.

     8. Титов В.А. Педагогика начальной  школы. Конспект лекций. – М.: «Приор-издат», 2005. – 224 с.

     9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 2-е  изд., испр. И доп. – М.: Издательский  центр «Академия». – 456 с.

     10. Подласый И.П. Педагогика начальной  школы: Учебное пособие для студ. пед. колледжей. – М.: ВЛАДОС, 2000.

     11. Словарь русского языка: В 4-х  т./Ан  СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1985 – 1988. Т.4. С-Я. 1988. 800 с.

     12. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред.: И.А Капров (глав. ред.), Ф.Н. Петров (глав. ред.) [и др.] , т.3, М., «Советская Энциклопедия», 1996. (Энциклопедии. Словари. Справочники) т.3. Н-См. 1966. 880 столб. с илл.

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж»

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

По учебной дисциплине: «Педагогика»

 

Тема: Формирование навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент III курса; 231 группы;

                                                                    Специальности 050709

                                                                               «преподавание в начальных 

                                               классах»

                                                             Вахрушева Елена

                                                         Владимировна

                                            Руководитель: Кириллова Ольга

                                                            Николаевна

 

 

 

Ижевск, 2009 г.

Приложение № 1

 

 

Сопоставительный анализ понятия «Самообслуживание» в справочной литературе.

 

 

Таблица 1

Справочное издание

Автор / редактор

Определение

страница

Толковый словарь русского языка

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.

Самообслуживание – обслуживание самого (самих) себя, без помощи обслуживающего персонала.

695

Педагогическая энциклопедия

Капров И.А. и

Петров Ф.Н.

Самообслуживание – общеобразовательный для всех детей систематический коллективный труд, направленный на создание максимально благоприятных условий для жизни и работы своего коллектива.

779

Словарь русского языка

 

Евгеньева А.П.

Самообслуживание – обслуживание самого себя, удовлетворение своих бытовых нужд, потребностей собственными силами.

21


         Вывод: более полным определением понятия «Самообслуживания» является определение, написанное Капровым И.А. и Петровым Ф.Н. в педагогической энциклопедии.

Приложение № 2

 

 

Сопоставительный анализ понятия «Навык» в справочной литературе.

 

 

                          Таблица 2

Справочное издание

Автор / редактор

Определение

страница

Толковый словарь русского языка

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.

Навык – умение, выработанное упражнением, привычкой.

377

Большой психологический словарь

 

 

Мещерякова Б.Г.

и Зинченко В.П.

Навык – это приобретенное в результате обучения м повторения умение решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда с заданной точностью и скоростью.

320

Педагогика начальной школы. Конспект лекций.

Титов В.А.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

71


 

         Вывод: более полным определением понятия «Навык» является определение, написанное Мещеряковой Б.Г. и Зинченко В.П. в большом психологическом словаре.

 

 

 

Приложение № 3

 

 

Анкета для родителей

Ф.И. ребенка

Возраст

Опишите как можно более подробно, как дома происходит процесс кормления, одевания и приучения к туалету, опираясь на предложенные ниже вопросы.

Навыки самообслуживания:

Кормление

а) пищу какой консистенции умеет есть ребенок (пюреобразная, полупротертая, пища, которую можно брать руками);

б) ребенок получает пищу из бутылки или его кормят ложкой;

в) насколько активно ребенок включен в процесс (держит ручки на бутылке, держит ложку с помощью, держит ложку самостоятельно, правильно захватывая);

г) берет ли в руку и ест маленькие кусочки пищи;

д) умеет ли откусывать;

е) пьет из бутылки или из чашки (с помощью или самостоятельно).

Одевание

а) насколько ребенок включен в процесс одевания — помогает ли одевать и раздевать себя соответствующими движениями рук и ног;

б) снимает шапку;

в) снимает носки и стягивает частично снятую через голову рубашку;

г) снимает незавязывающуюся обувь;

д) надевает шапочку;

е) надевает носки, свободную обувь.

Навыки опрятности

а) пользуется памперсами или памперсы сняты (на дневное время, совсем);

б) контролирует ли свой стул (каждый день примерно в одно и то же время у ребенка бывает стул);

в) бывает ли в течение дня достаточно регулярно сухим;

г) показывает ли жестами, что хочет в туалет;

д) просится ли в туалет, выражая свое желание словами;

е) спускает ли сам штанишки в туалете;

ж) под руководством взрослого ходит в туалет.

Уход за собой

а) наслаждается игрой в воде;

б) участвует в мытье и вытирании рук;

в) позволяет чистить себе зубы;

г) тянется к крану, чтобы открыть его, умеет открывать кран;

д) нужна организационная помощь взрослого или действие может осуществить самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

 

 

Критерии оценки.

 

 

Умение пить из чашки:

«5» - пьет чай из чашки аккуратно, не проливая на себя, сам держится за ручки;

«4» - сам держится за ручки, пьет чай из чашки не аккуратно, проливается;

«3» - чашку держат родители, поют ребенка небольшими глотками;

«2» - пьет из бутылки с соской или поильника.

 

Умение есть ложкой:

«5» - сам правильно держит ложку, ест аккуратно, не пачкаясь, стол остается чистый;

«4» - сам держит ложку, ест не аккуратно, на столе остается еда;

«3» - ребенок держит ложку, а родитель помогает ему, ест не аккуратно;

«2» - кормят родители.

 

Умение одеваться:

«5» - сам одевается и сам раздевается без помощи родителей;

Информация о работе Формирование навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста