Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 23:07, курсовая работа
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).»
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло.
Введение
1.1.Психологическое представление о нравственных ориентирах
1.2. Психолого-педагогические особенности речевой деятельности младших школьников
1.3.Теоретические и методические основы обогащения лексического запаса младших школьников
1 Глава II. Эмпирическое исследование нравственных ориентиров
2 2.1 Эмпирическая база исследования и характеристика выборки
3 2.2 Описание методики
4 2.3 Обсуждение результатов
5 Заключение
6 Список используемой литературы
По имеющимся данным, словарный запас детей 6-7 лет – от 3000 до 7000 слов. Получены количественные данные о лексическом составе творческих работ и устных высказываний учащихся различных классов (А. Н, Гвоздев, В. А. Добромыслов, Н, И. Жинкин и др.). Так, если в сочинениях учеников IV класса в конце года, по данным М. Т. Баранова, в среднем 71 слово, то в сочинениях этих же школьников, написанных на ту же тему в VIII классе, 190 слов [2].
Некоторые представления о тематических группах лексики учащихся дает изучение частотности слов. Так, на основе анализа писем школьников установлено, что первые три места по количеству разных слов занимают темы: «Школа», «Культура», «Природа», по количеству словоупотреблений — темы: «Переписка», «Средства связи и сообщения», «Названия лиц» [25].
Несомненно, эти данные не дают полного представления о тематическом разнообразии лексики учащихся, так как основаны они только на одном типе высказываний учащихся — на их письмах, тем не менее заслуживают внимания тематическая группировка слов (всего 12 групп) и данные о количественном разнообразии и словоупотреблении каждой из этих групп. Так, например, исследование общественно-политической лексики в высказываниях учащихся показывает, что детей затрудняет содержательная сторона этой группы слов.
Современной методикой накоплен большой материал об употреблении учащимися слов отдельных тематических и лексико-семантических групп (исследования В.А. Добромыслова, М.Т. Баранова, О.П. Мистратовой, В.М. Богуславского и др.).
Исследования словарного запаса школьников дают возможность выявить наличие «пустых клеток» в лексической микросистеме, усвоенной детьми определенного возраста. Так, установлено, что речь учащихся бедна отвлеченной лексикой; словами, обозначающими цвет; словами, выражающими оценку; эмоционально-окрашенной и образно-выразительной лексикой; синонимами, в том числе и контекстуальными.
Слово - основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьниками (а следовательно, и перед методикой) стоят две задачи: а) задача количественного накопления в памяти каждого индивида с пониманием всех оттенков значения слов, их экспрессивных окрасок; б) задача активности, готовности словаря в речевой деятельности, т.е. быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении.
Существенная тенденция развития речи учащихся состоит в том, что активный словарь учащихся растет медленнее, чем словарь в целом. Иными словами, доля пассивной части словаря к старшим классам увеличивается. Это нежелательное явление, но оно имеет свои причины.
Во-первых, увеличивается количество учебного материала по разным предметам, который усваивается пассивно, без обязательного воспроизведения в речи. Следовательно, и лексика по этим темам не активизируется.
Во-вторых, по мере взросления учащиеся все реже пересказывают прочитанное, лишаясь возможности активизации языковых средств. [27, с. 6]
Основными чертами словаря ребенка являются:
1. Словарь составляют слова с конкретным значением. С отвлеченным значением слов мало, т.к. дети их с трудом понимают и часто ложно трактуют.
2. Отсутствуют слова с переносным значением.
3. Очень много слов - "пустышек", т.е. слово есть, а что оно означает - дети не знают.[27, с. 7]
При организации словарной работы учитель постоянно ориентируется на уровень развития речи учащихся.
С одной стороны, учитель является свидетелем необыкновенно тонкой словарной интуиции ребенка, с другой — наблюдает затруднения детей в области словоупотребления и слововосприятия, затруднения, выражающиеся в словарных недочетах, наличие или отсутствие которых является показателем уровня развития речи [26].
М.Р. Львов ранжирует источники обогащения словаря по степени влияния на речь детей [26]:
1. Речевая среда в семье, среди друзей.
2. Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение.
3. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя).
4. Словари, справочники.
Наилучший источник обогащения словаря - живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно.
Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основные линии [26]:
Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют.
Приемы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на:
а) самостоятельные, т.е. без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям - толковому, синонимическому и пр., по контексту - по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов - по значению слова в языке-источнике;
б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык.
В современной методике обычно выделяются такие лексико-семантические темы: работа с синонимами; с омонимами (термин вводить необязательно); с антонимами, с паронимами; со словами иноязычного происхождения; с устаревшими словами и историзмами; с многозначными словами; со словами, имеющими оттенки значения и экспрессию; с новообразованными словами; с фразеологией, синонимичной слову, с крылатыми словами; с тропами - словами, имеющими дополнительное переносное, иносказательное значение; составление тематических групп слов.
Как правило, каждый из объектов изучения в методике проходит четыре ступени работы учащихся:
а) обнаруживание слова в тексте; имеется в виду слово, нуждающееся в толковании, в исследовании его особенностей: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы как осознанная потребность;
б) семантизация - одним или несколькими из указанных выше способов: занесение в словарик; формирование понятий «синонимы», «антонимы» «слова иноязычного происхождения» и т.п.;
в) выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов, замена слова синонимом и мн. др.;
г) введение новых слов в текст, в свою речь, т.е. их активизация, употребление в коммуникативных целях; работа с обобщенными лексическими понятиями; исправление допущенных лексических ошибок: замена неудачно использованного слова в сочинении и пр.
Не следует забывать, что речь имеет несколько видов: следует строить словарную работу не только в ключе говорения, но и в письменной форме, в аудировании, в чтении. Добавим к этому память - и долговременную, хранящую запас лексики, и оперативную память, в механизме которой формируется высказывание.
Особенно большое значение в обогащении речи учащихся играют пословицы. Школьники не просто запоминают пословицы, помещенные в книгах для чтения, но и связывают их с нравственными проблемами читаемых произведений, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значение отдельных слов и сочетаний.
Школьники любят словарные игры: кроссворды (решение и составление своих), ребусы, шарады. Игровой характер принимают поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имен, топонимов - названий городов, деревень, рек, озер и т.п.
Большое значение в системе обогащения лексического запаса младших школьников на уроках имеет работа над словом: его значением, употреблением, способностью вступать в синонимические и антонимические отношения, сочетаться с другими словами. Особый интерес, с этой точки зрения, представляет работа с лингвистическими словарями. По мнению известного ученого-методиста А.В. Текучева, словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка [54].
В методике известно много приемов работы над значениями нового слова. Использование всех приемов обеспечивает разнообразие работы, а также позволяет вводить новое слово наиболее рациональным именно для данного слова способом.
Очень активно словарный запас детей обогащается в школьном возрасте. Это объясняется необходимостью усвоения множества специальных терминов при изучении различных школьных предметов, а также сознательным овладением законами словообразования. Так обстоит дело с количественным ростом словаря. Помимо количественного роста словарь ребенка постоянно обогащается в качественном отношении. Это происходит, прежде всего, за счет усвоения ребенком все новых и новых значений уже известных ему слов. Например, ручка – это не только маленькая рука ребенка, но и орудие для письма, а также ручка двери, кастрюли, какого-то прибора и пр. Другой важнейший источник качественного обогащения словаря — это овладение переносным значением слов (золотые руки, горящие глаза, светлая голова и пр.) [48].
Детям можно создавать словарный запас и косвенно, и непосредственно. Дети изучают значения большинства слов косвенно, через каждодневные события посредством устной речи и навыков письма. Мы преподаем детям значение слов, поскольку мы говорим с ними и объясняем мир, который их окружает. Мы расширяем словарный запас через чтение нашим детям, и, в конечном счете, они увеличивают свой словарь, читая в значительной степени самостоятельно.
Полезно объяснять детям значения определенных слов перед чтением, потому что это помогает и улучшить словарный запас, и понимать то, что читаешь. Неоднократно обращая внимание детей на сложные слова, которые приводятся в разнообразных контекстах, мы помогаем ребёнку постичь глубину этих слов. Также важно, чтобы дети знали, как использовать словари и другие ссылки на сложные слова, чтобы они легче могли усвоить их значения и углубить знание значений слова.
Объяснение слова — это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся.
В объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. В классе всегда бывает хотя бы несколько человек, которые правильно понимают все слова и обороты речи. Поэтому необходимо добиваться, чтобы сами школьники сумели объяснить значение слова, что обеспечивает их умственное развитие, воспитывает самостоятельность [48].
1. Словообразовательный
анализ, на основе которого выясняется
значение (или оттенок значения)
слова. Обычно задается вопрос: «От
какого слова образовано это
слово?» или: «Почему так назвали
подосиновик?» Такой способ
2. Сопоставление слов
с целью выяснения различий, для
разграничения значений
3. Объяснение значения через контекст (наилучший толкователь значений слова). Прочтение отрывка (цитаты-иллюстрации) «высвечивает» значение слов; школьники легче понимают не только их прямое и переносное значение, но и уместность употребления, и сочетаемость, и выразительность.
4. Включение нового слова
в контекст, составленный самими
детьми, является вариантом
5. Выяснение значения
нового слова по справочным
материалам, т.е. по словарям и
сноскам в книге для чтения.
В отдельных случаях можно
пользоваться толковыми
6. Показ предмета, картинки,
макета, чучела или действия как
средство развития
7. Способ подбора синонимов
являются одним из самых
Информация о работе Формирование нравственных ориентиров у младших школьников посредством лексики