Формирование нравственных чувств у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 06:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучение роли взрослого в формировании нравственных качеств дошкольников.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: эффективность формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста может быть обеспечена при активном участии в воспитательном процессе родителей и воспитателей.
Исходя из данной гипотезы выдвинуты следующие задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы изучения роли взрослого в формировании нравственных качеств у дошкольника;

Содержание

Введение………………………………………………………..………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения роли взрослого в формировании нравственных качеств у дошкольника……………………………...…………...6
1.1. Особенности нравственного развития в дошкольном возрасте…………..6
1.2.Роль родителей в нравственном воспитании детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….…..11
1.3. Роль воспитателя в формировании нравственных качеств детей дошкольного возраста…………………………………………………………...16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у дошкольников старшей группы……………………………………20
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у дошкольников старшей группы…………………………………………….….20
2.2. Организация работы по формированию нравственных качеств у дошкольников……………………………………………………………………25
2.3. Анализ результатов работы………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………….……33
Список литературы………………………………………………………...…….35
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

нравственные качества курсовая 2.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

«Формирование нравственных чувств у старших дошкольников»

(из опыта  работы)

Выполнила: Хисаева Айсылу Шарифзяновна, д/с № 28 «Снежинка»,город Набережные Челны, воспитатель 2 категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………..………………….3

Глава 1. Теоретические  основы изучения  роли взрослого  в формировании нравственных качеств  у дошкольника……………………………...…………...6

1.1. Особенности  нравственного  развития в дошкольном возрасте…………..6

1.2.Роль  родителей  в нравственном воспитании детей  дошкольного возраста……………………………………………………………………….…..11

1.3. Роль  воспитателя в формировании  нравственных  качеств детей дошкольного  возраста…………………………………………………………...16  

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по формированию нравственных качеств у   дошкольников  старшей группы……………………………………20

2.1. Диагностика  уровня  сформированности нравственных  качеств у дошкольников  старшей  группы…………………………………………….….20

2.2. Организация работы  по формированию нравственных  качеств у дошкольников……………………………………………………………………25

2.3. Анализ результатов  работы………………………………………………...30

Заключение………………………………………………………………….……33

Список литературы………………………………………………………...…….35

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                

Введение

 

Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Маленький человек  входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом  и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать нравственные качества ребенка, именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Социальные условия  определяют содержание и направление  воспитания. Поэтому так важно  выявить потенциальные возможности общественного окружения в процессе нравственного становления личности.

Общественная жизнь, явления, в ней происходящие, постоянно  корректируют содержание нравственного воспитания. Именно поэтому конкретная разработка его всегда будет оставаться актуальной проблемой педагогики. При этом следует учитывать также, что, конкретизируя содержание нравственного воспитания подрастающего поколения, нужно не только иметь в виду достижения и требования сегодняшнего дня, но и предвидеть задачи будущего, экстраполировать содержание на тот период, когда сегодняшний малыш станет взрослым человеком.

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется исходными позициями общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность, создание условий: для всестороннего развития и др. Эти исходные позиции придают направленность как отдельным методам работы с детьми, так и всему педагогическому процессу в целом.

 Для нравственного  воспитания важно, что взрослый  является и организатором жизни  ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности. Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.

 Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений.

Исходя из вышеизложенного, становится понятным, насколько очевидна актуальность темы данной работы.

Объект исследования: процесс формирования нравственных  качеств   дошкольников.

Предмет исследования: роль взрослого в формировании нравственных  качеств   дошкольников.

Цель данной работы: изучение роли взрослого в формировании нравственных  качеств   дошкольников.

В основу исследования была положена следующая гипотеза:  эффективность формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста может быть обеспечена  при активном участии в воспитательном процессе родителей  и  воспитателей.

    Исходя из  данной гипотезы выдвинуты следующие задачи исследования:

- раскрыть  теоретические основы изучения  роли взрослого  в формировании нравственных качеств у дошкольника;

- провести  опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных качеств у   дошкольников  старшей группы;

 - проанализировать результаты работы.

Для решения  поставленных задач применялись  следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы, констатирующий и формирующий эксперимент, анкетирование; беседа; метод оценки, наблюдения, сравнительного анализа; анализ экспериментальных материалов; математические методы обработки результатов эксперимента.

Методологической  базой исследования явились труды таких ученых, как Л.И. Божович, А.М. Виноградова, А. В. Запорожец, А.Д. Кошелева, С.А Козлова,  В. Г. Нечаева,  Я.З. Неверович  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения роли взрослого в формировании нравственных качеств у дошкольника

 

1.1. Особенности  нравственного развития в дошкольном возрасте

 

 Нравственность –  это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Как отмечает А.И. Каиров, нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Нравственность для ребенка - прежде всего это живое чувство, реальное состояние. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосильным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением. Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят: отношения и общение в коллективе; отношения и общение на улице; общение с товарищами; отношение к себе; отношение к природе, к внешнему миру; отношение к общественным требованиям; отношения в семье, которое является самым важным пространством для ребёнка [10, с. 56].

Т.А. Репина утверждает, что в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. В раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения [7, с. 42].

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.

В.И. Ядэшко считает, что  для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать [25, с. 143].

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Исследования А. В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение [9, с. 66]. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Так, ребенок, даже понимая, что нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с Карабасом, а утверждает, что поступил как Буратино.

Г.А. Урунатева отмечает, что в 3-4 года ребенок уже может дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное и отрицательное отношение на конкретные поступки героев. В возрасте около 4 лет может наблюдаться несовпадение эмоционального морального отношения к герою. В 4-5 лет формируются понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Теперь дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки  поступков. Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают  на сторону добра [22, с. 78].

По мнению Р.С. Буре, в сфере развития нравственного поведения пример взрослого играет важнейшую роль. Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Более того, малыш поймет, что нравственные нормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать необязательно. Так рождается приспособленчество, лавирование. Ребенок неукоснительно выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувства вины [3. с. 23].

Во-вторых, при сознательном нарушении нормы, ребенок осознает противоречия между своим поведением и социально одобряемым образцом. В этом случае следует говорить о  проступках.  В дошкольном возрасте возрастает влияние оценки взрослого на поведение детей, так как взрослый выступает образцом, эталоном, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия. В 2-3 года дети совершают положительные поступки по указанию взрослых, в порядке выполнения их требований. Ограничение своих желаний малышами возникает редко и только од влиянием симпатии или сочувствия. Совершая объективно положительные поступки, дети не осознают их необходимости значения для других людей. В 3 года на основе моральной оценки взрослого дети устанавливают связь «хорошего» или плохого» со своим действием, относят свои поступки к соответствующей категории. Они получают удовольствие от оценки «хорошо». Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действиям, которые обычно завершались ребенком с полным равнодушием. Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной - разрушает негативный способ.

Итак, особенности нравственного  развития детей в дошкольном возрасте: у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; возрастает действенность нравственных представлений; возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

 

1.2.Роль родителей в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

 

О.С. Богданова считает, что нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине [1, с. 67].

Информация о работе Формирование нравственных чувств у старших дошкольников