Формирование нравственных чувств у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 06:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучение роли взрослого в формировании нравственных качеств дошкольников.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: эффективность формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста может быть обеспечена при активном участии в воспитательном процессе родителей и воспитателей.
Исходя из данной гипотезы выдвинуты следующие задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы изучения роли взрослого в формировании нравственных качеств у дошкольника;

Содержание

Введение………………………………………………………..………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения роли взрослого в формировании нравственных качеств у дошкольника……………………………...…………...6
1.1. Особенности нравственного развития в дошкольном возрасте…………..6
1.2.Роль родителей в нравственном воспитании детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….…..11
1.3. Роль воспитателя в формировании нравственных качеств детей дошкольного возраста…………………………………………………………...16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у дошкольников старшей группы……………………………………20
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у дошкольников старшей группы…………………………………………….….20
2.2. Организация работы по формированию нравственных качеств у дошкольников……………………………………………………………………25
2.3. Анализ результатов работы………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………….……33
Список литературы………………………………………………………...…….35
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

нравственные качества курсовая 2.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Задача воспитателя — руководить детской деятельностью. В формировании у детей взаимоотношений особое место принадлежит игре. Объединяясь в игровые коллективы, дети учатся умению действовать сообща, приобретают опыт общественных отношений. Воспитатель, руководя играми, придает отношениям детей дух доброжелательности, учит их проявлять внимание к партнерам, уважать мнение большинства, делиться игрушками, договариваться, следовать правилам игры, а при необходимости уступать, ждать, помогать.

Нравственные потребности  человека теснейшим образом связаны  с 
нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого 
поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие. 
Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача 
родителей. Задача вполне выполнимая. Родители должны осознавать важность этой задачи. 

   Роль  воспитателя в формировании нравственных качеств дошкольников огромна. Воспитатель должен поощрять даже самые незначительные стремления к общению  детей друг с другом, к проявлению гуманных чувств, доброжелательности.   Воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности.   Уже малышей трехлетнего возраста педагог учит проявлять чуткость к окружающим взрослым и сверстникам. Педагог на общих делах побуждает детей к сопереживаниям. Воспитатель содействует проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки дружеских, товарищеских отношений. Одновременно педагог старается убедить родителей в необходимости поддерживать ее требования: благодаря единству воздействий можно рассчитывать на успех.    

 В результате проведенных  исследований нами были зафиксированы изменения в  уровнях сформированности нравственных качеств дошкольников: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями сформированности нравственных качеств. Количество детей с низким уровнем сформированности нравственных качеств уменьшилось.

 Данное исследование  позволяет сделать вывод о том, что  разработанный комплекс занятий, формы и методы, применяемые в процессе нравственного воспитания дошкольников, очень эффективны в формировании нравственных качеств дошкольников.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Богданова, О.С. Содержание  и методика этических бесед  с дошкольниками / О.С. Богданова.  – М.: Просвещение, 1992. – 122 с.

2.Божович, Л.И. О  нравственном развитии и воспитании  детей / Л.И.  Божович // Вопросы  психологии. -  1995. - № 2. – С.15-18.

3. Буре, Р.С. Когда  обучение воспитывает: методическое  пособие / Р.С. Буре. – Спб.: Детство-Пресс, 2002. – 210 с.

4. Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Сфера, 2003. – 114 с.

5.Виноградова, А.М.  О народном творчестве  / А.М  Виноградова // Родной край. -  М.: Просвещение, 1995. – С.44-51.

6. Гликман, И.З.  Теория и методика воспитания: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.З. Гликман. – М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. – 415 с.

7. Деятельность  и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А.Репиной – М.: Педагогика  –1997. – 164 с.

8. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой. -  М.: Просвещение, 1998. – 525 с.

9. Запорожец  А. В. Психология восприятия  ребенком-дошкольником литературного произведения // Избранные психологические труды.— М.: Просвещение, 1986.— Т. 1.— С. 66.

10.Каиров, И.А. Азбука  нравственного воспитания / И.А. Каиров. – М.: Сфера, 2001. – 210 с.

11. Кошелева  А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников.- М.: Аркти, 2003.- 156 с.

12. Козлова, С.А.  Нравственное воспитание дошкольников  в процессе ознакомления с  окружающим миром / С.А. Козлова.  – М.: Педагогика, 1998. – 186 с.

13.  Лисина, М.И. Проблема  онтогенеза общения / М.И Лисина. -   М.: Сфера, 2001. – 227 с.

14. Минаева, В.М.  Развитие эмоций дошкольников. Занятия.  Игры: пособие для практических  работников дошкольных учреждений / В.М. Минаева. – М.: АРКТИ, 1999. – 165 с.

15.Нравственное воспитание  в детском саду / Под ред. В.  Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. – 185 с.                   

16.Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Отв.  ред. А. К. Уледов. - М.: Владос, 2004. – 142 с.

17. Неверович, Я.З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе / Я.З. Неверович // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. - М.: Просвещение, 1985. – С.67-71.

18. Нравственное  и трудовое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 355 с.

19. Пахомова, О.Н.  Добрые сказки. Этика для малышей  / О.Н. Пахомова. – М.: Прометей, 2003. – 85 с.

20. Сушкова, И.В. О процессе нравственного воспитания дошкольников  / И.В. Сушкова // Вестник высшей школы. – 2006. - №6. – С.21-25.

21.Соловейчик, С. Л.  Нравственное воспитание дошкольников/С.Л.  Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005.- № 4. – С.14-16.

22. Урунтаева, Г.А. Практическая психология / Г.А.  Урунтаева - М.: Академия,  1999.  – 182 с.

23. Формирование  нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения /  Под  ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. – М.: Сфера, 2002. – 120 с.

24. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов.-  М.: Просвещение, 1985 – 512 с.

25.Ядэшко  В.И. Дошкольная  педагогика.- М.: Академия, 1998.- 514 с.

 

 

Приложение 1

 

Диагностика уровня   сформированности нравственных качеств дошкольников экспериментальной  группы на  двух этапах исследования

Фамилия, имя

Уровень

1 этап

2 этап

1

 Марина А.

Н

С

2

Алсу Т.

В

В

3

Дима П.

Н

С

4

 Ильсур Ш.

С

В

5

Дамира К.

С

В

6

Марат Г.

В

В

7

Ильдар Н.

С

В

8

Тина К.

Н

Н

9

Таня М.

Н

Н

10

Миша Е.

Н

В


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Диагностика уровня  сформированности нравственных качеств дошкольников контрольной группы на  двух этапах исследования

 

Фамилия, имя

Уровень

1 этап

2 этап

1

 Эльвира А..

Н

С

2

Альберт В.

В

В

3

Гриша Д.

С

В

4

Алина М.

Н

Н

5

Регина С.

В

В

6

Рустам Р.

С

С

7

Гриша В.

В

В

8

Оля Ч.

С

С

9

Сабина К.

Н

Н

10

Радик М.

В

В


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Формирование нравственных чувств у старших дошкольников