Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 21:31, контрольная работа
Социальный заказ в области обучения и воспитания младших школьников предполагает, прежде всего, их подготовку к пополнению и обогащению знаний как предпосылки для полного применения учащимися своих творческих сил, способностей, дарований. В связи с этим перед начальной школой встает задача формирования у учащихся общеучебных умений. Об этом свидетельствуют многие нормативные документы, в частности Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, в которой проблема формирования общеучебных умений у учащихся выделяется в качестве одной из главных, от решения которой во многом зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащееся в исследовании научное обоснование педагогических условий формирования общеучебных умений младших школьников средствами краеведения позволяет целенаправленно совершенствовать процесс обучения младших школьников, добиваясь большей эффективности и результативности. Разработанный и апробированный учебно-методический комплекс (программа, измерители, дидактический материал, аудио - видео материалы) по формированию общеучебных умений младших школьников средствами краеведения может быть использован учителями начальных классов при реализации регионального компонента учебного плана.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения и результаты исследования были обсуждены на конференциях различного уровня (от международных до региональных): г. Челябинск, 2002 г., г. Пермь, 2003 г., г. Стерлитамак, 2004 г., г. Екатеринбург, 2004 г., г. Москва, 2004 г., г. Ростов-на-Дону, 2004 г., г. Уфа, 2004 г.
Разработанные в процессе исследования материалы использовались на курсах повышения квалификации учителей начальных классов, в процессе подготовки студентов на факультете «Педагогика и методика начального образования» Стерлитамакской государственной педагогической академии. Результаты исследования внедрены в практику работы школ г. Стерлитамака.
Внедрение в практику осуществлялось при проведении открытых уроков для директоров и завучей города, руководителей методических объединений; с помощью публикаций; в процессе научных сообщений на конференциях, в лекционной работе для слушателей аттестационных курсов.
Ход и результаты исследования ежегодно докладывались и обсуждались на педагогических советах, заседаниях методического совета и методических объединений школ (№ 2, 7, 10, 29, 31) г. Стерлитама-
ка, на семинарах, на заседаниях Городского научно-методического совета; публиковались в печати кафедры педагогики СГПИ.
Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечиваются выбором методологической основы и комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; достаточной экспериментальной базой (в тестировании, анкетировании, опросах участвовало более 301 учащихся, 105 учителей, результатами экспериментального обучения было охвачено 10 школ РБ); количественным и качественным анализом экспериментальных данных, статистической, математической, графической их обработкой; длительным и многоплановым характером исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1.Краеведение как системное
познание учащимися родного
2. Краеведческий материал
Дидактический потенциал краеведческой деятельности заключается в том, что она помогает выработке у учащихся умений и навыков практического применения полученных знаний в жизни. Активная поисково-исследовательская работа является эмоциональным стимулом творческой мысли учащихся, способствует формированию познавательного интереса учащихся и мотивации осознанного овладения школьниками общеучебными умениями.
3. Модель системы формирования
общеучебных умений младших
4. Формирование общеучебных
- в процессе изучения дисциплин
учебного плана осуществляется
систематическое использование
краеведческого материала и
-учащиеся включены в поисково-
- создаётся атмосфера
- обеспечивается взаимодействие
педагогов, родителей и учреждений
дополнительного образования в
организации краеведческой
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснованы актуальность и выбор темы исследования; формулируются его цель, обьект, предмет, гипотеза и задачи; дается характеристика методологической основы и методов исследования; раскрываются основные этапы опытно-экспериментальной работы; определяются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, достоверность и обоснованность научных положений и выводов; приводятся положения, выносимые на защиту; показаны основные направления апробации и внедрения результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования общеучебных умений младших школьников средствами краеведения» представлены теоретические предпосылки и практические основания исследования. На основе анализа педагогической и психологической литературы показаны различные методологические подходы к исследуемой проблеме, уровень ее научно-методической разработанности. С позиций системного подхода рассмотрена сущность понятия «общеучебное умение». В качестве основной в исследовании принимается трактовка общеучебного умения, данная Бабанским Ю. К. Оно определяется как сознательное владение каким-либо приемом деятельности.
В результате изучения трудов Бабанского Ю. К., Лернера И. Я., Щукиной Г. И. и др. были выделены три группы обобщенных общеучебных умений:
1. Организационные умения:
- высказывать свою версию;
- составлять план решения
- определять последовательность
действий для решения
2. Информационные умения:
- искать информацию, оценивать найденную информацию.
3. Интеллектуальные умения:
- проводить наблюдения и анализ, делать выводы;
- действовать по образцу;
- сравнивать, группировать;
- устанавливать причинно-
4. Речевые умения:
- заучивать наизусть тексты и фрагменты;
- читать вслух и про себя учебные тексты;
- подробно пересказывать текст;
- определять количество
Теоретические основы формирования общеучебных умений опираются на теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, Г.И. Щукиной, учение о типах ориентировки и теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной.
Формирование у учащихся общеучебных умений может быть успешным при условии учета структуры действия. Исходя из нее, определяется рациональная последовательность выполнения отдельных операций, из которых складывается действие в целом, и последовательность выработки умения выполнять эти отдельные операции. Учащиеся при этом должны осознать основы выполнения отдельных операций и всего действия (ознакомление с образцами действия, овладение первоначальным умением применять знания, совершенствование первично-приобретенных умений и формирование навыка, применение его в разнообразных ситуациях).
Степень сформированности общеучебных умений выявляется в исследовании с помощью показателей: знание о способе деятельности; способность осуществлять деятельность в изменяющейся обстановке;
осмысленность выполнения умения. На основе сформулированных показателей определяется гри уровня сформированности общеучебных умений младших школьников:
1. Высокий уровень
2. Средний уровень
3. Низкий уровень
Значительным дидактическим потенциалом в формировании у младших школьников общеучебных умений обладает краеведение. Краеведение понимается в исследовании как изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности, школьного микрорайона, города, села, района, области. Средствами краеведения выступают краеведческий материал и краеведческая деятельность.
Введение краеведческого материала в процесс обучения активизирует мыслительную деятельность учащихся; помогает более осознанному усвоению учащимися учебного материала, способствуя его конкретизации. Кроме того, процесс познания окружающей действительности является эмоциональным стимулом творческой мысли учащихся; позволяет вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений, к глубоким выводам и обобщениям.
Воспитательное и образовательное значение краеведческой деятельности тем сильно, что оно конкретно учит и воспитывает на жизненных примерах, взятых непосредственно из окружающей действительности. Умелое управление краеведческой деятельностью дает существенные результаты в процессе обучения и воспитания учащихся, а именно: обогащение кругозора конкретными представлениями в области нравственных, эстетических понятий и закономерностей, изучаемых в курсах основ наук; воспитание любви к родному краю, овладение некоторыми навыками познавательной, исследовательской деятельности; упрочение интересов к учению, наукам.
Кроме того, следует отметить, что краеведческая деятельность учащихся обладает следующими свойствами:
- комплексностью, т.е. изучение края по нескольким направлениям: историческое прошлое, география, хозяйство, флора, фауна, народы и населенные пункты;
- полифункциональностью —
-многогранностью содержания, в
котором сочетаются данные
Итак, краеведение способствует формированию знаний о способе деятельности, способности осуществлять деятельность в изменяющейся обстановке, осмысленности выполнения умения.
Изучение сложившегося на практике состояния деятельности школ по формированию общеучебных умений младших школьников средствами краеведения показало, что учителя начальной школы слабо владеют профессиональным, аналитическими, диагностическими, организационными умениями. Краеведческий материал недостаточно используется в процессе обучения. Во внеклассной работе преимущественно используются такие формы краеведческой деятельности как экскурсии в музей, на природу и т.д. В школах отсутствует система формирования общеучебных умений младших школьников средствами краеведения. Педагоги в своей работе не учитывают фактора краеведения в формировании общеучебных умений учащихся. С учетом современных требований, предъявляемых обществом общеобразовательной школе, нами была разработана модель формирования общеучебных умений младших школьников средствами краеведения, включающая цель, задачи, принципы, содержание, формы, средства, методы и результат. Названые компоненты разработанной модели формирования общеучебных умений младших школьников средствами краеведения подробно раскрываются в диссертации.
Модель является связующим звеном теоретической и практической части нашей работы. В структуру модели формирования обще-
учебных умений младших школьников входят следующие параметры: цель, задачи, закономерности, содержание, формы и средства, методы обучения, необходимые ученикам общеучебные умения.
Цель является основным компонентом, систематизирующим данную модель. Она направлена на достижение конечного результата и определенного уровня формирования общеучебных умений. Достижение поставленной нами цели требует решения определенных задач, основными из которых, как мы считаем, являются: исследование и анализ уровня сформированности общеучебных умений младших школьников; ыыедение в учебный процесс краеведческого материала; контроль за формированием общеучебных умений младших школьников; организация урочно-внеурочной поисково-исследовательской деятельности.
Содержание обучения включило теоретическое и практическое направление работы. Теоретическое направление предполагало формирование у учащихся знаний о способах выполнения учебных действий путем введения краеведческого материала в содержание обучения.
Содержание практического направления работы включало формирование способности младших школьников осуществлять учебные действия в изменяющийся обстановке и сознательного владения ими путем организации поисково-исследовательской краеведческой деятельности.
Информация о работе Формирование общеучебных умений у учащихся начальных классов