Формирование ориентировки во времени у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретически обосновать и проверить на практике эффективность использования дидактических игр в процессе формирования навыков ориентировки во времени у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания и обучения детей в детском саду.
Предмет исследования: формирование навыков ориентировки во времени у детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОРИЕНТИРОВКЕ ВО ВРЕМЕНИ 6
1.1 Время и его особенности 6
1.2 Психологические основы восприятия времени детьми дошкольного возраста 8
1.3 Методика формирования представлений о времени в разных возрастных группах 12
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОРИЕНТИРОВКЕ ВО ВРЕМЕНИ 23
2.1 Методика организации исследования по изучению навыка ориентировки во времени у дошкольников 23
2.2 Методика организации занятий по обучению ориентировке во времени 26
2.3 Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

Вложенные файлы: 1 файл

до курсової3.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям.

С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения [21, с.55].

Педагог постоянно сосредоточивает внимание ребят на том, сколько времени дают на то или иное дело, например сколько времени они могут одеваться или раздеваться, рисовать, играть, сколько минут осталось до конца занятия и т.п. Каждый раз указывают, когда время истекло, поощряют тех, кто вовремя закончил работу.

Связывая со временем переход от одного вида деятельности к другому, можно постепенно сформировать и само понятие "время".

У детей в процессе воспитания и обучения складывается привычка ценить время, не тратить его бесполезно. Воспитатель настойчиво и последовательно учит детей замечать время, соотносить со временем игры, занятия, повседневную жизнь.

Нужно так организовать жизнь, чтобы она была содержательна, интересна и полезна для развития детей. Практическое понимание мудрой пословицы "Делу время - потехе час" должно быть постепенно усвоено и стать для самих детей правилом их жизни.

Чувство времени имеет большое значение: оно является способом самостоятельного определения необходимого времени на то или иное занятие, игру, решение какой-то практической задачи в повседневной жизни.

Огромную роль в ознакомлении детей со временем играет дидактическая игра. Используются дидактические игры с картинками, со словами, с поэтическими произведениями, подвижные игры.

В дидактических играх с картинками отражаются события во времени. Использование картинки позволяет вернуться к ее содержанию неоднократно.

В словесно- дидактических играх особое место занимают произведения устного народного творчества, в которых в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени и т.д. Пословицы, загадки (отгадки) обращены к уму ребенка, развивают сообразительность, способность доказать правильность своего объяснения или суждения.

Большое воспитательно - развивающее влияние на детей имеют дидактические игры, основу которых составляют поэтические произведения. Многие поэты посвятили свои стихотворения временам года, воспели картины природы, красоту созидательного труда.

Формируя представление о времени, воспитатель учит детей выражать мысли точным, содержательным и образным словом, предложением.

Ознакомление детей с частями суток согласно программе «Пралеска» начинается уже в группе «Малыши». В этом возрасте надо научить детей различать и обозначить словами все четыре части суток.

Конкретным определителем времени для детей является их собственная деятельность. Обучая детей, надо насыщать части суток конкретными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только один раз в сутки, в определенное время: это приход в детский сад, зарядка, обед, послеобеденный сон и т.п. Есть и вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток: игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка и т.п. Они также могут быть использованы в качестве показателей частей суток.

Календарное время - это определенные промежутки времени, продолжительность которых зафиксирована общественным опытом в общепринятых мерах времени: сутках, неделях, месяцах, годах. Каждая мера времени имеет свою количественную характеристику и служит единицей измерения для следующего промежутка времени.

У детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев не дает представлений о длительности, емкости времени, его текучести, необратимости, смене и периодичности. Необходимо систематически знакомить детей дошкольного возраста с календарем. Это облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели.

Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся также предметом изучения. Знакомство с календарем необходимо и в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели [21, с.56].

Знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у дошкольников уже есть необходимый запас количественных представлений, дети уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже можно в комплексе дать знания о числах месяца, днях недели, о месяцах. В подготовительной группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить работу, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени. Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительный промежуток времени, месяц и даже год. Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что "дни уходят", "события приближаются", прошел месяц - наступил новый. Отрывной календарь рекомендуется использовать как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок - это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки.

В старшем дошкольном возрасте развивается и познавательный интерес к разным параметрам времени, что является сильнейшим мотивом обучения. В 6–7 лет ребенка интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени.

Педагог постоянно сосредоточивает внимание ребят на том, сколько времени дают на то или иное дело, например, сколько времени они могут одеваться или раздеваться, рисовать, играть, сколько минут осталось до конца занятия и т.п. Каждый раз указывают, когда время истекло, поощряют тех, кто вовремя закончил работу.

Представления о больших исторических периодах, последовательности событий во времени, длительности жизни людей на протяжении дошкольного возраста обычно остаются недостаточно определенными.

Развитое чувство времени помогает детям стать более организованными, дисциплинированными. Формирование представлений о времени должно происходить не только в специально-организованных формах, а так же на занятиях по экологии, рисованию, на прогулках, в игре, самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, необходима постоянная, целенаправленная, организованная работа по формированию у дошкольников представлений о времени, осуществляемая как на занятиях, так и во время игровой деятельности дошкольников.

 

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОРИЕНТИРОВКЕ ВО ВРЕМЕНИ

 

2.1 Методика организации исследования по изучению навыка ориентировки во времени у дошкольников

 

Исследование проводилось в три этапа в период с января по май 2011 года на базе ГУО «Ясли – сад № 90 г. Гродно» в средней группе («Почемучки»). Целью исследования было выявить уровень сформированности у детей временных представлений. Всего в эксперименте участвовало 24 ребенка.

Качественное определение уровня сформированности представлений о времени у старших дошкольников включает в себя следующие знания и умения:

  • знания о временах года, месяцах, днях недели, часах, минутах.
  • использование в свободной речи этих и других определений, характеризующих временные изменения (вчера, сегодня, прошлый, будущий, завтра, потом, сначала, рано, поздно, быстро, медленно и т.д.).
  • знания о реальных временных изменениях (смена сезонов, часть суток и т.д.). Умение определять то или иное время года по тем или иным временным параметрам, а именно: изменения в животном мире, в растительном мире, в неживой природе (осадки, природные явления), в жизни людей.

В качестве показателей сформированности временных представлений использовалась десятибалльная система, разбитая на три уровня.

Высокий уровень - 8-10 баллов - ребёнок оперирует понятиями о времени, обнаруживает зависимости и изменения временных объектов в процессе группировки, сравнения. Устанавливает связи между временными явлениями. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действия в иной обстановке.

Средний - 4-7 баллов - ребёнок различает, называет, обобщает временные параметры по выделенным свойствам, но затрудняется в высказываниях, пояснениях.

Низкий - 1-3 балла - ребёнок различает временные параметры по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности, но допускает ошибки. Выполняет игровые практические действия в определенной последовательности; связи между действиями (что сначала, что потом) не устанавливает.

Данное исследование проводится в два этапа: до и после проведения формирующего эксперимента.

Для определения уровня сформированности представлений о времени были использованы тестовые задания (Приложение 1).

Результаты тестирования зафиксированы в таблице (Приложение 2).

В ячейках первого столбца – уровень сформированности временных представлений, выявленный в ходе 1-го тестового задания;

2 столбец – уровень сформированности представлений о времени, выявленный в ходе 2-го тестового задания;

По общей деятельности определён уровень сформированности временных представлений, выявленный в ходе различной деятельности каждого ребенка, включая реальные действия и оценочные суждения. Он определялася на основе личных наблюдений за результатами деятельности детей и беседы с воспитателями, работающими в группе.

В результате констатирующего исследования уровня сформированности ориентировки во времени были получены следующие результаты (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Распределние  уровней сформированности ориентировки во времени у детей среднего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)

 

Наглядно доказано, что 50% детей (12 человек) имеют низкий уровень сформированности навыка ориентирования во времени. Эти дети различают временные параметры по отдельным свойствам, называют их, группируют в совместной со взрослым деятельности, но допускают ошибки. Выполняют игровые практические действия в определенной последовательности; связи между действиями (что сначала, что потом) не устанавливают. 33% (8 человек) имеют средний уровень ориентирования во времени, а остальные 17% детей (4 ребёнка) – высокий.

Результаты свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной работы, направленной на повышение уровня ориентирования во времени у дошкольников.

Формирующий эксперимент предполагал разработку системы развития представлений о времени у дошкольников в контексте разных видов деятельности. При проведении формирующего эксперимента решались следующие задачи:

- создать развивающую среду; определить наиболее оптимальный подход для детей;

- составить систему занятий  и игровых действий;

- экспериментально апробировать  воздействие разработанной системы  на формирование временных представлений.

Содержание экспериментальной работы описано в следующем разделе главы.

 

2.2 Методика организации занятий по обучению ориентировке во времени

 

Для решения поставленных целей и задач было решено провести цикл разнообразных занятий, использующих различные виды деятельности дошкольников для формирования ориентирования во времени. Общая цель всего комплекса: Обобщение и систематизация временных представлений у детей дошкольного возраста.

Цикл занятий включал в себя такие формы деятельности как: занятия, беседы, экскурсия, игры:

  • Дидактическая игра «Куда пойдём»;
  • Занятие «Времена года»;
  • Занятие «Зимние развлечения»;
  • Дидактическая игра «Лови-назови»;
  • Дидактическая игра «Угадай, кто это»;
  • Экскурсия в парк;
  • Игровое занятие «Путешествие с Чебурашкой».

Конспект предлагаемых форм и видов деятельности приведены в Приложении 3.

При осуществлении работы учитывались следующие методические рекомендации по формированию представлений о времени у дошкольников:

1) обязательно каждые 5-10 минут занятия по элементарной математике уделять формированию временных представлений с опорой на наглядный материал;

2) осуществлять принцип индивидуального  и дифференцированного подхода  при формировании представлений  о временах года путем учета индивидуальных особенностей каждого ребенка;

3) в работе по формированию  временных представлений опираться  на личный опыт детей.

Уделяя немного больше времени формированию ориентирования во времени у средних дошкольников на каждом занятии по элементарной математике, воспитатель заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали чаще употреблять понятия для обозначения временных параметров.

 

2.3 Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов

После формирующего эксперимента в группе испытуемых был проведён контрольный эксперимент по этой же методике, целью которого было выявление успешности обучения временным представлениям по разработанной системе. Критериями контрольного эксперимента послужили те же знания и умения, что и в констатирующем эксперименте. Результаты контрольного эксперимента приведены в Приложении 4 и обобщены схематически на рисуноке 2.2.

Информация о работе Формирование ориентировки во времени у детей дошкольного возраста