Формирование орфографических навыков младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 14:16, реферат

Краткое описание

Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Ведущие методисты считают главными в обучении правописания орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи.

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование орфографических навыков младших школьников.docx

— 57.46 Кб (Скачать файл)

На уроках русского языка я использую развивающие игры и упражнения.

1. Игра “лучший капитан”

Кто может слова-корабли с пропущенными буквами провести к острову “о”, или “а”, “е”, “и” или “я” ?

2. поставьте слова-цветы  в вазы. В одной вазе - слова  с Ь, а в другой – без мягкого  знака.

3. выпишите из загадки  слова с безударными гласными  в корне слова. Объясните их правописание.

4.Весной веселит, летом  холодит Осенью питает, зимой согревает.

5. Словарная работа.

- Сейчас мы проведем  необычную работу. Я буду описывать  животных, читать стихи или загадывать  загадки. Вы должны узнать, кто  это, назвать его, просигналить в  этом слове опасное место, записать  слово в тетрадь. Откройте тетради  и приготовьте записывать слова. Но сначала посмотрите на схему - опору, (схема - опора с опасными  гласными - ёлочка с шишками)

• Крупное хищное животное с большим грузным телом.

Он всю зиму в шубе спал, 
Лапу бурую сосал. 
А проснувшись, стал реветь, 
Это зверь лесной .... (медведь).

• Хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,  
Пушистый хвост - краса.  
Кто же это ? (лиса)

• По полю скачет, ушки прячет.

Встанет столбом -Ушки торчком, (заяц)

• И в лесу заметьте, дети, 
Есть ночные сторожа. 
Сторожей бояться этих, 
Мыши прячутся дрожа. 
Очень уж суровы 
Филины и (совы)

- Какие слова записали? (медведь, лиса, заяц, сова).

Какие из этих слов из словаря? (медведь, заяц).

Возьмите с елки шишки - буквы и вставьте их в наши слова, (четверо учеников по очереди выходят к доске, срывают шишки, вставляют в слова, орфографически проговаривая).

Какое слово здесь лишнее (сова)

Почему (это птица)

Можем ли слово сова записать без раздумий? Почему? (слышится без ударения “а”, а надо писать “о”. Проверочное слово “совы”)

- Вспомните правило (если  буква гласная вызвала сомнение, ты ее не медленно ставь  под ударение).

6. Подчеркни в словах  парные звонкие и глухие согласные  буквы. Обозначь звуки.

а) Дуб - суп, рукав - жираф, круг - звук, народ - пилот, вез - нес,

[] [ ] [ ] [] 11 [] [ 1 [][][]

еж - ерш.

[ ] [ 1

б) дубы - супы, рукава - жирафы, круги - звуки, народы - пилоты,

[] [] [ ] п [ ] [] [ 1 и

вези - неси, ежи - ерши. [] [ ] I 1 []

7. Вставь пропущенные буквы. Слова первого столбика соедини  с подходящими по смыслу словами  из второго. Прочитай полученные  словосочетания.

Неуклюжий Прекрасный 
Медведи - медве.ь Колючий 
Львы - ле. Изворотливый 
Лебеди-лебе.ь Важный 
Ужи - у. Горбатый 
Свирепый Неповоротливый Косолапый

8. Обозначь звуки. Вставь  в слова пропущенные буквы.

Дуб-ду... -ду...ки-ду...рава

[] []

Глаза-гла... -гла...ки-гла...ной

[] []

Зубы-зу... -зу...ки-зу...ной

[] []

9. Тест.

  1. Обведи парные согласные. 
    б, р, с, х, д

  1. Обведи слова с сомнительной согласной. 
    дом, кот, шарф, раки. р

  1. Найди и обведи проверочное слово к слову дуб. 
    Дубок, дубки.

  1. Поставь, где нужно, букву “т”. 
    Тор..., са..., канна..., пара....

  1. Подчеркни “лишнее” слово. 
    Лук, пилот, жар, лед.

10. Выборочный диктант

- Я буду читать отрывки  из разных художественных произведений, вы должны записать только  слова с парными согласными  на конце.

Выпал снег на порог Кот слепил себе пирог

Жил был поп, Толоконный лоб.

Мороз и солнце! День чудесный. Еще ты дремлешь, Друг прелестный?

- Какие слова выписали? Какую согласную писали на  конце слов и почему?

(Дети читают слова и  сразу называют проверочные)

- Какие из написанных  вами слов нельзя переносить? (снег, кот, поп, лоб, друг)

- Почему эти слова нельзя  переносить? (слова можно переносить  с одной строки на другую  по слогам, а в этих словах  по одному слогу.

11 .Чтобы дети лучше  запомнили правила парных согласных я дарю им стихотворение: Парные звуки согласные Бывают такие опасные ! Звук не четко слышится... Буква какая пишется? Но поставим рядом гласный -И согласный не опасный!

 


Информация о работе Формирование орфографических навыков младших школьников