Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка в 6-7 классах общеобразовательной школы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 11:43, курсовая работа
Краткое описание
Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Важность этой задачи обусловлена тем, что: 1) орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении; 2) письменная форма литературного языка отличается от устной большей сложностью в своей структуре.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Лингвистические основы обучения орфографии в школе §1.1. Понятие об орфографии, и её разделы…………………………………....5 §1.2. Принципы русской орфографии и их реализация на уроках русского языка……………………………………………………………………………….7 Глава 2. Методика изучения орфографии в 6-7 классах общеобразовательной школы…………………………………………………………………………….16 Заключение……………………………………………………………………....28 Список использованной литературы…………………………………………..29
Фонетико-графические
написания не вызывают у пишущих затруднений,
поэтому обычно их просто не замечают;
но в начальных классах их роль очень велика.
Фонетико-графические написания не противоречат
морфологическому принципу русской орфографии,
так как не ведут к неодинаковому написанию
морфем. Но их опасность в том, что они
всё же создают у учащихся иллюзию благополучия,
иллюзию соответствия буквы звуку, что
на самом деле бывает далеко не всегда.
Случаи типа
«стол», «рука», «лампа» (фонетические
написания) отражают фонемный состав этих
слов и не противостоят морфологическому
принципу орфографии. Итак, фонетический
принцип русской орфографии заключается
в том, что в словах пишутся звуки так,
как слышатся, т.е. написание передаёт
звучание слова.
На фонетическом
принципе основаны:
1) написание приставок
на з-: без-, воз-, них-, из-, раз-, чрез-,
через-. Так, перед корнем, начинающимся
глухим согласным пишется буква
с, а в остальных случаях сохраняется
з: бесклассовый, безвредный, известить,
испить, ниспадать;
2) написание ударяемых
гласных: дом, лес, сад;
3) правописание гласных
в приставках раз-, рас-, роз-, рос-:
под ударением слышится О и
пишется О; в безударном положении
слышится А и пишется А: розыск
– разыскивать, роспись – расписка;
4) написание Ы вместо
начального И в корне после
приставок на твёрдый согласный:
играть, но сыграть, искать, но сыскать,
история, но предыстория;
5) написание под ударением
О и в безударном положении
Е в окончаниях существительных,
прилагательных и наречий после
шипящих: душой, но кашей, большой, но
рыжего, горячо, свежо, но певуче, бойче;
6) написание под ударением
– ОЙ, в безударном положении
– ЫЙ в окончаниях прилагательных,
причастий и порядковых числительных:
большой, но новый, восьмой, но пятый;
7) написание Ы после
Ц: лисицын, синицын, сестрицын;
8) написание Ь после
мягкого Л: соль, уголь, сильный.
В системе орфографических
правил есть и такие, которые опираются
на фонетический принцип и находятся в
резком противоречии с ведущим, морфологическим
принципом. Противоречие состоит в том,
что морфемы (в данном случае – приставки
на - -з) пишутся не единообразно, а в зависимости
от произношения, отражая позиционное
чередование. Приставки из-, ис-, раз-, рас-,
вз-, вс-, через-, черес- и другие морфологическому
принципу не подчиняются. Согласно правилу,
эти приставки пишутся с буквой З перед
гласными или звонкими согласными, а в
остальных случаях – с буквой С: «безымянный,
но «бесконечный». Нетрудно заметить,
что написание З- (С- в этом примере соответствует
произношению, т.е. подчинено фонетическому
принципу.
Поскольку правила,
опирающиеся на фонетический принцип,
противоречат формирующемуся у детей
пониманию системы русской орфографии
и вообще, трудные для усвоения, то в курсе
начальной школы они не изучаются. Но слова,
содержащие такие орфограммы, младшие
школьники встречают в письменной речи
и пишут их, усваивая на практической основе
путём запоминания.
Можно подчеркнуть,
что случаи, подобные правописанию приставок
на –з-, немногочисленны: другие принципы
орфографии, в основном не противоречат,
а, наоборот, поддерживают морфологический
принцип прусской орфографии. Таков третий
принцип – традиционный (исторический).
Согласно этому принципу многие слова
пишутся по традиции, без проверки правилами.
Не проверяемые правилами
слова весьма многочисленны: в тексте,
характерном для письменной речи младших
школьников, их число достигает 20% (многие
из таких слов позднее, в старших классах,
станут для учащихся проверяемыми). По
преимуществу это заимствованные из других
языков слова. Многие из них вошли в русский
язык сравнительно недавно: «ванна» –
немецк., «чемодан» - персидск., иные в давние
времена: «арбуз», «балык», «тулуп» – тюркск.
и др.
На традиционно-историческом
принципе основано:
1) написание Г в род.п.,
ед.ч. прилагательных, причастий, неличных
местоимений, порядковых числительных
мужского и среднего рода: молодого
(произносится – во), пятого (произносится
– во). Написание Г сохранилось
с тех далёких эпох, когда эти
формы произносились с [г].;
2) по традиции пишется
буква И после шипящих Ж
и Ш. Эти согласные были в
древнерусском языке мягкими, поэтому
после них было закономерным
писать И, Е, Ё, Ю, Я, как слышится,
но к 13 в. эти согласные отвердели,
но написание И продолжается по традиции,
хотя произносятся согласные твёрдо и
слышится Ы, а не И: жить, шить;2
3) по традиции пишется
Ь в окончаниях глаголов настоящего
и будущего времени во 2 л. ед.ч.:
читаешь, играешь;
4) по традиции пишется,
а никак не объясняется написание
с непроверяемыми безударными
гласными: гончар, болван, корабль, собака,
вокзал;
Итак, традиционно-исторические
написания – это такие написания, которые
не зависят ни от морфем, ни от произношений,
а сохраняется письмо по традиции.
С развитием фонологии,
с введением в научный обиход понятия
фонемы, был предложен новый, фонематический
принцип, который некоторые ученые-лингвисты
определяют как основной принцип русской
орфографии. Но, как говорилось выше, ведущая
роль в проверке орфограмм принадлежит
морфологическому подходу: необходимо
знать, в корне, суффиксе, приставке или
окончании находится орфограмма. И без
морфологического подхода фонемный способ
проверки слеп и применим лишь в простейших,
очевидных случаях типа «вода» - «воды»
или «луг» – «луга».
Невозможно проверить
написание слов [р шот], [длиный], [шыт ] и
множество других орфограмм, если не прибегать
к морфологическому анализу. Морфологический
принцип все эти случаи объясняет; иными
словами, морфологический принцип шире
фонематического, он охватывает значительно
большее количество орфограмм, чем фонетический.
Авторы большинства учебных пособий для
вузов рассматривают морфологический
и фонематический принципы в тесной связи,
но однако не равноправными, так как фонетический
принцип есть часть морфологического.
В VI классе работа по орфографии
направлена на закрепление ранее выработанных
и на формирование новых умений, соответствующих
изучаемым видам орфограмм.
Работа по орфографии в VI классе
опирается на те же научные основы, на которых
она построена в V классе. Орфограмма — основной
объект орфографии. Орфограмма — написание,
для обоснования выбора которого требуется
применение орфографического правила.
Орфограммы в зависимости от их графического
типа находятся либо в морфемах (буквы),
либо между морфемами и частично между
словами (дефисы, пробелы, контакты), либо
между слогами (черточка при переносе).
Выбор правильных написаний зависит от совокупности
фонетико-графических, структурных, морфологических,
синтаксических и смысловых условий, которые
заложены в самом языке. Орфография связана
со всеми сторонами языка, поэтому ее изучение
является базой овладения орфографической
грамотностью. Орфографическая грамотность
существенно повышается, если у школьников
развита орфографическая зоркость, которая
обеспечивается в первую очередь работой
над опознавательными признаками типов
орфограмм (т. е. над «точками применения»
орфографических правил). Овладение орфографическими
умениями и навыками опирается на все виды
орфографической памяти (звуковую, зрительную,
двигательную и кинестетическую), поэтому
в учебном процессе им должно быть уделено
одинаковое внимание.
Овладение орфографическими
умениями и навыками в VI классе проходит
следующие этапы:
— повторение и закрепление
изученного в V классе;
— изучение новых видов орфограмм;
— закрепление орфографических
умений и навыков при изучении неорфографических
тем;
— повторение орфографии в конце
каждой темы;
— обобщение и систематизация
орфографических знаний и умений в конце
года.3
Каждый из этих этапов имеет
свои цели, свое содержание и свои методы
работы, но на всех этапах, хотя и по-разному,
решается одна из основных задач — формирование
относительной орфографической грамотности.
Важнейшим направлением в работе по орфографии
является обобщение и систематизация,
которая приводит учащихся к пониманию
связей между орфограммами.
Глава 2. Методика
изучения орфографии в 6-7 классах общеобразовательной
школы
В VI классе изучается 23 новых
вида орфограмм, которые характеризуются
следующими особенностями:
— по графическому облику они
относятся ко всем типам орфограмм, т. е.
среди них есть буквенные написания, дефисные, раздельные
(орфограммы-пробелы) и слитные написания;
— по условиям выбора они тесно
связаны с морфологией и словообразованием
изучаемых частей речи.
Эти особенности определяют
методический подход к показу специфики
каждого изучаемого вида орфограмм, к установлению
условий правильного написания, к выявлению
общих и различающих черт орфограмм, с которыми
учащиеся знакомятся.
Учитывая сходство
между орфограммами в опознавательных
признаках и в месте расположения в слове
или между словами, остановимся на методике
изучения отдельных видов орфограмм.
Орфограмма — гласные
буквы е и и в приставках пре- и при-.
Данный вид орфограммы сложен
для овладения учащимися, во-первых, потому,
что касается различения на письме букв е и и не в одной, а
в двух приставках, во-вторых, потому, что
условия выбора букв е и и связаны с различением
смысла, в-третьих, потому, что правило,
регулирующее выбор букв е и и в этих приставках,
не распространяется на большое число слов,
в которых пре- и при-стали частью
корня и потеряли присущие им значения.
Учитывая перечисленные трудности, необходимо
большое внимание уделить морфемному
и словообразовательному разбору и определению
словообразовательного значения приставок пре- и при-.
На изучение этого вида орфограммы
целесообразно отвести четыре урока. На первом
из них изучаются условия выбора букв е и и в приставках пре- и при-, на втором —
закрепляется умение правильно писать
буквы е и и в рассматриваемых
приставках, на третьем — изучаются слова
с неясным значением приставок пре- и при- и с пре- и при-, вошедшими
в состав корня, на четвертом — отрабатывается
правописание букв е и и во всех изученных
случаях.
Правописание
гласных в корне слова. Шестиклассники знакомятся
с правописанием гласных в двух корнях
с чередованием: -кос- (-кас-) и -гор- (-гар-). Метод разъяснения
особенностей орфограмм — чередующихся
гласных о и а в этих корнях — один
и тот же: беседа по таблице в учебнике.
Правописание
гласных и согласных в суффиксах разных
частей речи. Орфограммы — гласные буквы
имеются в суффиксах прилагательных, существительных
и глаголов.
Особенность их
изучения покажем на примере орфограммы
«Одна и две буквы н в суффиксах
прилагательных». На эту тему целесообразно
отвести два урока.
Гласные в окончаниях
слов. Новой орфограммой является
только «Буква и в окончаниях
количественных числительных от 11 до 19».
Употребление и неупотребление
мягкого знака на конце слов после шипящих.
Новым при изучении этого типа орфограмм
является то, что употребление мягкого
знака связано с написанием глаголов в повелительном
наклонении. Методика объяснения и закрепления
данного вида орфограмм обычная, примененная
при повторении изученного в начальных
классах.
Дефисные написания
в словах. Различаются две группы дефисных
написаний: противопоставляемые слитным
написаниям и не противопоставляемые таким
написаниям.
Слитные и раздельные
написания в словах. Данная группа орфограмм прежде
всего связана с правописанием не и ни. С одними частями
речи не и ни, являясь частицами,
пишутся раздельно, с другими — слитно
и раздельно.
Раздельное написание не рассматривается
в связи с изучением неопределенных местоимений,
глагола и кратких прилагательных; раздельное
написание ни с разными частями
речи специально не изучается. Предполагается,
что учащиеся знают общее правило раздельного
написания слов друг с другом, из которого
следует, что ни как частица
должна писаться от других слов отдельно.
Остановимся на методах различения
слитного и раздельного написания не и ни со словами
в тех случаях, когда не и ни выступают
в словах как приставки и когда не и ни являются частицами
перед словами. Работа над слитным и раздельным
написанием не и ни в таких случаях
сводится к показу учащимся путей разграничения
приставочных слов и бесприставочных слов
с частицами, звучащих одинаково: небольшой (не- — приставка)
и не большой (не — частица).