Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка в 6-7 классах общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Важность этой задачи обусловлена тем, что:
1) орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении;
2) письменная форма литературного языка отличается от устной большей сложностью в своей структуре.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Лингвистические основы обучения орфографии в школе
§1.1. Понятие об орфографии, и её разделы…………………………………....5
§1.2. Принципы русской орфографии и их реализация на уроках русского языка……………………………………………………………………………….7
Глава 2. Методика изучения орфографии в 6-7 классах общеобразовательной школы…………………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………....28
Список использованной литературы…………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЕТОДИКЕ 2.docx

— 57.09 Кб (Скачать файл)

Работа по орфографии продолжается в течение всего учебного процесса. Особыми ее звеньями являются попутное закрепление знаний и умений в связи с изучением неорфографических тем, повторение в конце изучения программной темы и повторение в конце года.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка в 6 классе на тему « Н-НН  в суффиксах прилагательных»

 

 

 Тип урока:

Урок объяснения нового материала.

Место в системе уроков:

 

        13 урок по теме «Имя прилагательное» и 1-ый в изучении данной темы.

Триединая цель урока.

Образовательный компонент.

  1. Познакомить  учащихся с условиями выбора орфограммы «Н-нн в суффиксах прилагательных».

  1. Сформировать умения и навыки написания слов с данной орфограммой (уметь находить, писать, обозначать графически).

  1. Углубить представление учащихся о словообразовательной системе русского языка.

  1. Сформировать  умение осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их, сознательно употреблять на письме.

  1. Продолжить обучению анализа текста, расширяя представление о богатстве русского языка

Развивающий компонент.

  1. Развитие речи.

  • Обогащение речи школьников. 

  • Развитие умения распознавать имена прилагательные в речи.

  • Развитие умения анализировать тексты малого объёма.

 Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать.

  • Развитие орфографической зоркости.

  1. Развитие познавательных и  творческих способностей.

Воспитывающий компонент.

  1. Воспитание нравственных качеств:

  • товарищества;

  • деликатности;

  • дисциплинированности;

  • ответственности;

  • способности сопереживать;

  • самоуважения.

  1. Воспитание бережного отношения к родному языку, его богатству.

  1. Воспитание любви к красоте родной природы.

Диагностическая цель:

Учащиеся должны знать:  правило правописания «Н-нн в суффиксах прилагательных».

Учащиеся должны уметь: правильно писать прилагательные с изучаемой орфограммой; выделять графически, объяснять правописание; уметь употреблять в речи прилагательные с данной орфограммой.

Методы:

  • Проблемный

  • Частично-поисковый

  • Упражнения

  • Сравнение

  • Аналогия

  • Беседа

Приемы опроса:

  • Устный с комментированием

  • Устный фронтальный

  • С опорой на схему

  • Письменный

Оборудование:

  • Учебник «Русский язык. 6 класс» под редакцией М. Т. Баранова. М:  Просвещение, 2001 г.

  • Раздаточный материал на каждого.

  • Электронная презентация «Н – нн в суффиксах прилагательных».

  • Репродукции картин о зиме.

  • Мультимедийный проектор.

Структура урока:

  • Организационный момент  -    1 минута

  • Актуализация знаний  -   8 минут

  • Изучение нового материала  -  9 минут

  • Закрепление нового материала -  20 минут

  • Подведение итогов -   4 минуты

  • Информации о домашнем задании -  3 минуты

 

                                                    Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Приветствую учащихся, проверяю внешний вид и организацию рабочих мест.

Прошу записать число и классная работа.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, быстро включаются в деловой режим.

2.Актуали-

зация 

 знаний

1.Прошу ребят отгадать  загадку:

Он слетает 

 серебряной стаей,

И сверкает на лету.

Звёздочкой стеклянной 

тает

На ладони и во рту.

Он на солнышке  -

румяный,

В лунном свете –

голубой.

Он за ворот и в

карманы

Залетает к нам с тобой.

2. Второй раз читаю  загадку и прошу уч-ся выписать  имена прилагательные.

3.Даю задания:

-докажите, что выписанные  слова являются именами прилагательными.

Слушаю, корректирую ответ.

- Найдите слова, которые  образованы суффиксальным способом. Графически обозначьте морфему, с помощью которой образовано данное прилагательное.

Спрашиваю ребят:

- В каких словах вы  не обозначили суффиксы, почему?

- Сколько Н вы записали  в выделенных суффиксах?

- Почему так получилось?  

 

- Какова будет тема  нашегоурока?   

  

Уточняю, показываю     слайд №1, прошу записать в тетрадь.

- Каковы цели урока? 

      Выслушиваю мнения ребят, корректирую, показываю  слайд №2.

Отгадывают загадку:

- Снег.

Выписывают прилагательные.

1 ученик  в форме рассуждения доказывает, что выписанные слова являются прилагательными (называет грамматическое значение, морфологические признаки)

Уч-ся в тетрадях выделяют суффиксы прилагательных.

Называют прилагательные, образованные суффиксальным способом:

- прилагательноесеребряной образовано от сущ. серебро с помощью суффикса - ян-…

Уч-ся называют слова румяный и голубой. Объясняют, что основа в этих словах состоит из корня.

Учащиеся высказывают свои мнения.

Желаемый ответ:

- Не знаем правило правописания  Н-НН в суффиксах прилагательных.

Уч-ся формулируют тему урока: «Н-НН в суффиксах прилагательных».

Записывают в тетрадь.

Желаемый ответ:

-  Познакомиться с правилом правописания

« Н-НН в суффиксах прилагательных»; научиться правильно записывать прилагательные на изучаемую орфограмму».  

3.Изучение нового материала.

1. Для решения орфографической       проблемы предлагаю перейти к работе с раздаточным материалом. ( См. приложение №1)

Даю задание:

- объединитесь  в пары и  проанализируйте данные прилагательные. Попробуйте ответить на вопрос: в каких суффиксах прилагательных пишется Н? в каких – НН?

2. Работа с учебником 

Предлагаю ребятам проверить свои предположения.

Прошу открыть учебник, параграф 56:

- посмотрите правило;

- прочтите правило про  себя;

-прочтите вслух.

Задаю вопросы:

- подтвердились ли наши  предположения?

- что нового вы узнали?

- как графически обозначена  орфограмма?

Внимательно слушают учителя.

Работают в парах с раздаточным материалом, обсуждают проблему.

Высказывают свои гипотезы, аргументируют ответ.

Уч-ся  просматривают правило (просмотровое прочтение).

Уч-ся читают правило про себя

( ознакомительное прочтение).

1 уч-к читает, остальные  слушают ( изучающее прочтение). 

 

Свои предположения сопоставляют с полученной информацией из учебника,  отслеживают собственное понимание, отвечают на вопросы.

Называют слова-исключения.

4.Закреп-ление нового  материала

1. Предлагаю составить  опорный конспект.

Следуя тексту в учебнике, с помощью презентации комментирую ОК. (Слайд№3).

Даю образец ответа по ОК.

Предлагаю ребятам попробовать себя в роли учителя и рассказать по ОК правило правописания Н-НН в суффиксах прилагательных.

Анализирую ответ уч-ся, оцениваю.

2. Предлагаю уч-ся  проверить выписанные из загадки прилагательные, устно объяснить правописание суффиксов  

  

Прошу уч-ся  ещё раз проверить правильность записей.  Показываю слайд №4

Внимательно слушают,  записывают ОК в рабочие тетради.

1ученик рассказывает  правило по ОК.

Остальные слушают, запоминают, осознают.

Учащиеся вслух объясняют правописание суффиксов прилагательных, исправляют ошибки.

Сверяют выполненное задание с образцом.

Здоровьесберегающая пауза

Провожу физкультминутку, читая наизусть стихотворный текст.

Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи.

Любопытная Варвара 
Смотрит влево, смотрит вправо… 
А потом опять вперед –  
Тут немного отдохнет.

Теперь Варвара смотрит вверх!         
Выше всех, все дальше вверх! 
Возвращается обратно –  
Расслабление приятно. 
Шея не напряжена, а расслаблена.

А теперь посмотрим вниз -

Мышцы шеи напряглись! 
Возвращаемся обратно – 
Расслабление приятно.

А сейчас резко зажмурьте глаза и резко их откройте.

Выполняют упражнение.

Закрепление нового материала

  1. Предлагаю перейти к следующему заданию:

-Выпишите из поэтических  текстов прилагательные в два  столбика: в первый прилагательные, в которых НН, а во второй  – Н. Обозначьте условия выбора   букв н-нн в суффиксах прилагательных.

( см. приложение №2)

Слежу за выполнением работы всеми учащимися, оказываю дифференцированную помощь.

Прошу 1 уч-ка прочитать прилагательные, записанные в 1-ую колонку, объяснить орфограмму; 2 уч-ка    прочитать прилагательные, записанные во 2-ую колонку.

Слушаю, поправляю, корректирую ответы.

По окончании проверки предлагаю ещё раз проверить правильность своей работы. Демонстрирую слайд №5.

Прошу поднять руки тем уч-ся, которые выполнили задание без ошибок.

Поощряю похвалой за успешную работу. 

 

2.Предлагаю ребятам игру  «Снежки».

Объясняю правила игры:

- Я вам бросаю мяч  и называю прилагательное на  изучаемую орфограмму. Ваша задача   – объяснить, сколько  Н пишется в данном слове.

Даю образец ответа.

3.Сообщаю:

-Чтобы хорошо  справиться с последним заданием, давайте  попутешествуем по зимнему лесу.

Демонстрирую слайды  №№ 6-9  на фоне  музыки.

( П.И. Чайковский «Времена  года»)

4. Предлагаю перейти к  работе с раздаточным материалом.

(См. приложение №3)

Объясняю задание: 

- Запишите текст, заменяя  сущ., данные в скобках,  на прилагательные с изучаемой орфограммой. Графически обозначьте орфограмму.

Прошу ребят прочитать получившийся текст;

Предлагаю ответить на вопросы:

- в заголовке текста  отражена тема или идея текста?

- определите стиль текста.  

 

Сообщаю ребятам, что орфографическое оформление текста я проверю сама,  прошу тетради сдать.

Слушают, осознают задание, приступают к выполнению.

Опираясь на ОК выполняют задание.

2 уч-ка читают и объясняют  орфограммы. Остальные слушают, поправляют, проверяют правильность своей  работы.

Осуществляют самоконтроль,  корректируют знания и умения.

Уч-ся ловят мячик и объясняют,   сколько  Н пишется в данном слове:

- прилагательноеорлиный образовано от сущ. орёл с помощью –ин- со зн. «принадлежности», поэтому пишется Н…

Слушают музыку, рассматривают слайды. 

 

Самостоятельно записывают текст, выполняя задание.

1 уч-к выразительно читает  записанный текст, остальные внимательно  слушают, проверяют.

Высказывают свои мнения, приходят к выводу, что в заголовке отражена идея текста.

Называют художественный  стиль, черты художественного стиля: сферу употребления, стилевые черты, характерные языковые средства

Сдают тетради.

5.Подведе-

ние итогов.

Подвожу итоги урока.

Прошу ребят ответить на вопросы:

-  какие задачи стояли перед нами сегодня на уроке?

- смогли ли реализовать  их?

-что показалось особенно  важным? Интересным?

Благодарю всех за работу науроке, называю особенно активных уч-ся, поощряю похвалой за правильные и грамотные ответы.

Выставляю оценки в журнал

.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, помогают в оценке ответов уч-ся

6. Информа-ция о домашнем  задании

Знакомлю уч-ся с домашним заданием. Демонстрирую слайд № 10.

Добиваюсь, чтобы домашнее задание было понято всеми уч-ся:

- сочинить лингвистическую  сказку;

- выполнить упражнение   318;

- написать сочинение-миниатюру  на тему «Зима», используя прилагательные  на изученную орфограмму.

Внимательно слушают объяснение учителя,  задают уточняющие вопросы, выбирают задание и  записывают в дневники.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Значение русского языка как учебного предмета определяется социальной функцией языка в жизни общества: он является важнейшим средством человеческого общения.

       В нашем обществе при широком письменном общении между людьми знание правил русской орфографии и умение их применять приобретает огромное значение. Поэтому становится понятным, почему одним из центральных вопросов школьного преподавания русского языка считается вопрос об орфографической грамотности учащихся. В связи с этим возникает необходимость совершенствовать нашу методическую науку. усиливать поиск новых, более эффективных средств и направлений для решения задач в области обучения орфографии.

      В процессе работы мы познакомились с рядом новых источников методической и научной литературы, систематизировали и углубили знания о лингвистических основах орфографических навыков. Этот материал можно рекомендовать для ознакомления как начинающим педагогам, так и опытным учителям.

       При работе над второй главой мы уяснили, что такое навык, и как он может формироваться. Определили ряд упражнений для формирования навыка. Считаем это главным, так как навыки, заложенные в начальной школе, являются базисом грамотности ребят. Эта основа поможет школьникам в среднем и старшем звене совершенствовать свои знания, развивать интеллект.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. И. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). — СПб.: Златоуст, 1999. — 472 с.
  2. Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний знаний и умений у школьников // Вопросы психологии, 1963, №5.
  3. Гвоздев А. И. Основы русской орфографии. Минск, 1963.
  4. Жедек П. С., Репкин В. В. Орфографическая теория и обучение орфографии// Проект программы по русскому языку для средней школы. М. 1972.
  5. Ладыжская Т. А. , Баранов М. Т. , Тростенцов Л. А., Комиссаровак Л. Ю. Обучение русскому языку в 6 классе. Методические рекомендации к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений.
  6. Кукушин В. С. Современные педагогические технологии. М . 2003.
  7. Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка //–1990, №3.
  8. Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Методика русского языка. – М.: Просвещение, 1982.
  9. Кустарева В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура // 1993, №5.
  10. Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием // – 1994, №8.
  11. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Светловская Н. Методика обучения русскому языку. – М.: Просвещение, 1987.
  12. Мишина Т.И. Упражнения с выборочным ответом при повторении орфографии // – 1996, №9.
  13. Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. –М.: Просвещение. 1980.
  14. Никитина Л.А. Правописание непроизносимых согласных в корне слова // – 1987, №5.
  15. Одегова В.Д. Развитие орфографической зоркости // – 1989, №6.
  16. Поль Е.С. Приём списывания как средство формирования орфографического навыка //– 1997, №1.
  17. Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1996.
  18. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Высш.шк. 1991.
  19. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-та / Под ред. Л.Ю.Максимова. – М.: Просвещение, 1989.
  20. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости // – 1996, №1.

 

Интернет-источники:

http://www.yaklass.ru/

1 http://www.yaklass.ru/

2 Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1996.

 

3 Т. А. Ладыжская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцов, Л. Ю. Комиссаровак\ Обучение русскому языку в 6 классе. Методические рекомендации к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений.

 

4 Ладыжская Т. А. , Баранов М. Т. , Тростенцов Л. А., Комиссаровак Л. Ю. Обучение русскому языку в 6 классе. Методические рекомендации к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений.

 

 

 


Информация о работе Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка в 6-7 классах общеобразовательной школы