Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 11:51, курсовая работа
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.
Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища.
1. Литературный обзор состояния вопроса……………………………………..4
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике……………….........4
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении……………………………………………………………………..6
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта..........7
2. Психолого-педагогический портрет класса обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта ……...11
3. Педагогический опыт……………………………………………………..…...13
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте……………………………………..14
3.2. Актуальность педагогического опыта…………………………………..27
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте………………….28
3.4. Результативность педагогического опыта……………………………...29
3.5.Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта33
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта…………..35
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта…………………………………………………………………………...36
4.Выводы………………………………………………………………….………..44
5. Библиографический список…………………………………………………..46
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса:
Чтобы добиться решения поставленной цели с учетом принципа интеграции важно правильно выбрать эффективные формы и методы направленные на умение применять накопленный опыт ребенка в различных ситуациях: творческая игра, предметная деятельность, наблюдение, нод, метод сравнения, метод моделирования ситуаций. Игровые приемы: воображаемая ситуация, придумывание сказок на разные темы
Определить,
правильно или неправильно
В творческой игре это скрытые правила, заложенные в игровых условиях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических и подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учится подчинять свои действия образцу, в качестве которых может выступить поведение, мнение и оценка окружающих. К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям – личностные качества, которые не маловажны при формировании навыков безопасного поведения. Используя метод игры в различных видах деятельности, педагог ведет ребенка постепенно к наблюдению за окружающим миром, деятельностью взрослого, эпизодическому участию в ней, а затем к партнерству и сотрудничеству.
Предметная деятельность. Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).
Особое
место занимает метод
Непосредственно-
Педагоги по данному направлению деятельности уделяют внимание работе с детьми начиная с 1 мл. группы, а для детей старшего возраста она носит систематический, целенаправленный характер.
Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.
Например: детям предлагаются изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности
Метод
моделирования ситуаций. Детей целесообразно
научить составлять план - карту
группы, участка дошкольного
Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Педагог всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует торопиться с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, педагог постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.
Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?».
«К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях на дороге, в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным.
Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в НОД (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одной непосредственно образовательной деятельности. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели НОД, возрастных особенностей детей. Педагог отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.
В формировании основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации.
Для формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ необходимо использовать разнообразные формы работы, такие как:
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.
1.3. Основные понятия,
термины в описании
Основные понятия:
Основы жизнедеятельности человека. Понятие здоровья и образа жизни. Основные жизненные потребности. Питание. Физическая активность и закаливание. Вредные привычки. Несчастные случаи. Отравления. Первая помощь. Человек и окружающая среда. Человек и природа. Человек и социум. Человек наедине с собой. Экологическая безопасность геосферы регионов. Загрязнение приземного слоя атмосферного воздуха....
Понятие «Опасность». Трудности в разработке научных основ БЖД возникли в самом начале пути, поскольку даже основному понятию «опасность» до настоящего времени в научных работах не дано единого толкования. По мнению С. В. Белова в реальных условиях для возникновения и реализации опасностей необходимо соблюдение четырех условий: - наличие системы «объект защиты – источник воздействия»; - наличие источника опасности, способного создавать потоки вещества, энергии и информации; - наличие у защищаемого объекта предельно допустимой величины воздействия каждого из этих потоков; - совпадение по времени и месту пребывания источника опасности и защищаемого объекта в жизненном пространстве. Если потоки не приносят ущерба объекту защиты, то идет нормальный жизненный процесс, и такие потоки принято называть допустимыми. Если потоки наносят ущерб (ухудшают здоровье людей, приводят к деградации природы и т. п.), то потоки называют недопустимыми или опасными. Максимальные значения потоков, при которых ущерб еще не возникает, называют предельно допустимыми. Исходя из вышесказанного, целесообразно понятие «опасность» сформулировать в следующем виде: Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: человеку, обществу, природной среде, материальным ценностям. Из определения следует, что опасность реализуется лишь в условиях взаимодействия источника опасности и защищаемого объекта. Предложенное выше определение понятия «опасность» раскрывает природу опасностей, условия их возникновения и особенности реализации. На наш взгляд это определение является исчерпывающим для построения научного подхода к идентификации мира опасностей, оценке его влияния на людей и окружающий мир, разработке методов и средств обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. В последние годы в ряде научных публикаций предложены другие трактовки понятия «опасность». Так, А. А. Кирюшкин считает, что «опасность – это факт нахождения определенного количественного параметра воздействующего фактора на уровне, выводящем состояние организма за пределы оптимума устойчивости» или « опасность – это факт наличия у объекта основной количественной характеристики на уровне, способном нанести вред организму человека». С. В. Белов считает, что автор при формулировании понятия «опасность» исходит из наличия системы «объект защиты - источник опасности», что вполне правомерно. Справедливо отмечается и то, что величина воздействия, трактуемая как опасность, должна быть способной нанести вред (ущерб) объекту защиты. К сожалению, в формулировке А. А. Кирюшкина опасность трактуется, как «факт наличия у объекта источника воздействия основной количественной характеристики», но не конкретизируется вид этого объекта. Между тем, это очень важно, так как, говоря об опасности, необходимо оценивать не только ее величину, но и знать характерные признаки объекта – источника опасности. Опасность только тогда полностью определена, когда известны координаты ее источника и время проявления опасности. При этом они должны совпадать с координатами и временем пребывания объекта защиты. К. В. Чернов в статье так формулирует понятие «опасность»: « Воздействие вещества, энергии, информации на человека, способное приводить к негативным последствиям, называется опасным техногенным воздействием или опасностью техногенной системы». По мнению С. В. Белова в этой формулировке так же отсутствует в явном виде источник опасности, нет указания на его конкретные признаки. В словаре Ожегова слово «опасность» толкуется как «возможность, угроза чего-нибудь очень плохого». Также термин «опасность» определен в стандартах ИСО 9000 Международной организации по стандартизации (ИСО) в области управления качеством: Опасность – комплекс условий изделия или системы, при которых существует возможность возникновения аварийных ситуаций. То есть в данном определении не выявлены точно объект и источник опасности. В качестве положительного примера А. И. Гражданкин приводит ГОСТ 12.3.047-98 «ССБТ. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля». Термин «опасность» определяется как « возможность возникновения процессов и явлений, способных наносить материальный ущерб» потенциальным жертвам, хотя объектом безопасности по прежнему выступают только эти же жертвы опасности. Однако, по мнению С. В. Белова расхождение в формулировках понятия «опасность», предложенных в работах и документах, не умаляют общности взглядов их авторов на причины возникновения опасностей – потоки вещества, энергии, информации и на результат воздействия опасности на человека – вред, ущерб, негативные последствия.
Информация о работе Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста