Формирование основ музыкальной культуры дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

Формированию музыкального мышления уже в младшем возрасте способствуют движения, которые помогают ребенку ощутить характер музыки, смену настроений.
Приобщаясь к культурному наследию, ребенок познает эталон красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.
Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально – образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………3
2. Значение музыки в развитии творческих способностей детей…….4
3. Актуальность развития музыкальных способностей………………5
4. Цель музыкального воспитания детей в развитии творческих способностей………………………………………………………….7
5. Анализ методической литературы по развитию творческих
способностей детей…………………………………………………..8
6. Музыкальные формы организации………………………………….9
7. Средства музыкальной выразительности…………………………..10
8. Методы и приемы развития творческих способностей…………...12
9. Заключение…………………………………………………………..15
10. Список использованной литературы……………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная Теории и технологии музыкального обр.детей 3 курс.docx

— 40.79 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

              Академия гуманитарных наук и  образования (Омское отделение)

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального

                           образования «Омская гуманитарная  академия»

                                     Социально–экономический факультет

 

 

                 Контрольная работа

 

По дисциплине: “Теории и технологии музыкального образования детей”.

За 3 курс, 5 семестр

ТЕМА: «Формирование основ музыкальной культуры дошкольников».

 

Форма контроля: Экзамен.

 

Выполнил(а): Буторина Светлана Васильевна

Студентки 3 курса

Направления:  05.100.62 - Педагогическое образование

                                                                                    Профиля: Дошкольное образование      

                                                                                    Форма обучения: заочная

Ф.И.О. студентки: Буторина Светлана Васильевна

Проверил(а):

___________________________________

                     Должность, Фамилия  И.О.

Оценка:____________________________

“____” ______________________20__г

 

 

                                                 Омск 2013

 

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………3

 

  1. Значение музыки в развитии творческих способностей детей…….4

 

  1. Актуальность развития музыкальных способностей………………5

 

  1. Цель музыкального воспитания детей в развитии творческих способностей………………………………………………………….7

 

  1. Анализ методической литературы по развитию творческих

способностей детей…………………………………………………..8

 

  1. Музыкальные формы организации………………………………….9

 

  1. Средства музыкальной выразительности…………………………..10

 

  1. Методы и приемы развития творческих способностей…………...12

 

  1. Заключение…………………………………………………………..15

 

  1. Список использованной литературы……………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Накопление  интонационного опыта восприятия  высокохудожественных музыкальных произведений и развития на этой основе эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства является одним из важнейших условий формирования основ музыкальной культуры детей.

Учёные, как отечественные, так и зарубежные, утверждают, что воздействия извне, в том числе и музыкальные, участвуют в формировании человека ещё до рождения, на эмбриональной стадии развития. Так, американский учёный Энтони де Каспер, английский учёный   Томас Верн высказывают предположения о том, что зародыш способен запоминать звуковые впечатления с восьми месяцев, а возможно и ранее.  В настоящее время ведутся исследования в области пролонгированного эффекта систематического звукового воздействия – от эмбриональной стадии к дошкольному возрасту.

Формированию музыкального мышления уже в младшем возрасте способствуют движения, которые помогают ребенку ощутить характер музыки, смену настроений.

Приобщаясь к культурному наследию, ребенок познает эталон красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально – образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу, эмоциональную отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия: пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально – ритмические движения с помощью пения, игры на детских музыкальных инструментах.

Можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание и влияет на общее развитие ребенка. Чувство ритма формируется в музыкально – ритмических движениях. Эти занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций.

 

 

Значение музыки в развитии творческих способностей детей

 

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие творческих способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Есть данные, которые подтверждают факты влияния на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе, влияя на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.

Музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

«Вальс цветов» П. Чайковского слушают при язве желудка, «Свадебный марш» Мендельсона снижает кровяное артериальное давление, «Танец с саблями» Хачатуряна повышает общий жизненный тонус.

 

Музыкальное воспитание в детском саду оказывает ничем не сравнимое воздействие на общее развитие детей дошкольного возраста: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Психолог Б. М. Теплов считает: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность развития музыкальных способностей

 

Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо в последствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком всегда был взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это, прежде всего классика и народные произведения. Успех музыкального развития в детском саду зависит от всего педагогического коллектива, от родителей воспитанников, т. к. вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.

Особенностью музыки является то, что она может огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Музыкальная культура детей начинается с первого года жизни и до трёх лет формируется в процессе общения со взрослыми, прежде всего с родителями. Важную роль здесь играет общение ребёнка с матерью: музыка материнского голоса, ритм, темп, интонация и динамика речи и пения являются важнейшими средствами приобщения ребёнка к музыке, формирования у него устойчивого заинтересованного отношения к музыкальному искусству.

К двум с половиной – трём годам, когда ребёнок начинает овладевать речью и когда речевой слух становится своеобразным антиподом слуху интонационному, важно продолжать развитие интонационного слуха параллельно с речевым. Обогащение интонационно-слуховых представлений ребёнка расширяет его эмоциональную сферу, создавая благоприятные условия для формирования основ его музыкальной культуры.

Таким образом, до трёх лет музыкальная культура детей формируется главным образом в домашней обстановке в процессе общения с близкими, в первую очередь  с матерью. В этой связи важно, чтобы ребёнка с ранних лет окружала насыщенная положительными эмоциями музыкальная среда. При продуманной организации музыкальной деятельности к трёхлетнему возрасту у ребёнка формируется такие компоненты музыкального сознания, как музыкальные эмоции, потребность в музыке и простейшие суждения о музыке.

С четвёртого года жизни у детей формируется интерес к музыке и к определённым видам музыкальной деятельности, таких как слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, творческая деятельность.

Слушание музыки. В работе с детьми в основном используется программная инструментальная музыка, то есть снабженная литературной программой или названием, в котором композитор конкретизирует образное содержание произведения.

Пение. В процессе певческой деятельности у детей дошкольного возраста происходит освоение элементарных вокально-интонационных навыков. Пение способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Вокальные произведения, воздействуя на чувства, вызывают определенные отношения к тому, что в них предано, развивают нравственные качества растущей личности.

Музыкально-ритмическая деятельность. Основной задачей данного вида деятельности является интегрирование навыков координации движения и музыки, воображения и слухового восприятия звукового образа.

Игра на детских музыкальных инструментах развивает творческие способности посредством музицирования в оркестре и ансамбле. Важно заметить, что, внедряя элементарное музицирование в практику дошкольного образования, педагоги, прежде всего, находят эффективный и верный путь приобщения  детей к народной музыке.

Музыкально-дидактические игры. Основной формой музыкальных занятий у детей дошкольного возраста выступает игра (ведущий вид деятельности), она способствует развитию воображения, фантазии, образно-ассоциативного мышления и речевой активности ребенка раннего возраста. Музыкально-дидактические игры закрепляют навыки слухового восприятия отдельных средств музыкальной выразительности, таких как темп, ритм, тембр, динамика, направление звучания мелодии.

Творческая деятельность детей дошкольного возраста преимущественно проявляется:

  • в подборе к предложенному игровому образу элементарного детского музыкального инструмента;
  • в импровизации мелодии, ритмического аккомпанемента, а также в звукоподражании;
  • в эмоциональной отзывчивости в процессе исполнения музыкального сочинения;
  • в озвучивании персонажей сказок;
  • в музыкальной рефлексии (способности ребенка передать характер мелодии с помощью жеста, цвета (графических изображений), слова).

 

    Цель музыкального воспитания детей в развитии

 творческих  способностей

 

Задачи развития творческих способностей

 

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него творческие способности и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Само музыкальное искусство выдвигает ряд задач:

  • Воспитать любовь и интерес к музыке, развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, пополнить запас по определению музыки.
  • Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе и используемыми средствами выразительности.
  • Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, игры на музыкальных инструментах. Знакомить с инструментами симфонического оркестра. Слышать во время исполнения себя и других.
  • Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений.
  • Способствовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке формировать сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  • Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применения новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок, воспитывать самостоятельность, инициативу, стремление использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать.

Информация о работе Формирование основ музыкальной культуры дошкольников