Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:04, курсовая работа
Сложнейшее социально-экономическое преобразование, которое происходит в большинстве стран в последние годы, не могло не отразиться на состоянии здоровья современного человека. Главной особенностью его жизнедеятельности является противоречие между биологической сутью личности и социальными условиями ее существования, поэтому основной стратегии выживания следует признать осознанную деятельность по повышению адаптационных способностей человека, формированию потребности в здоровом образе жизни, устойчивой мотивации здоровье сберегающей жизнедеятельности.
Введение
I. Теоретические основы организации процесса формирования здорового образа жизни у младшего школьника при изучении
1.1 Анализ литературы по исследовательской работе
1.2 Особенности процесса формирования представлений младших школьников в ЗОЖ
1.3 Составляющие здорового образа жизни
II. Психолого-педагогические основы формирования потребности к здоровому образу жизни у школьников
2.1 Психофизиологические особенности младшего школьного возраста в формировании потребностей к здоровому образу жизни
2.2 Возможности формирования позитивного отношения к ЗОЖ у младших школьников в процессе обучению естествознанию
2.3 Система приемов формирования потребности в здоровом образе жизни у младших школьников в процессе обучения
Список использованной литературы
Размещено на http://www.allbest.ru/
Курсовая работа
Дисциплина:
Тема: Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников
Содержание
Введение
1.1 Анализ литературы по исследовательской работе
1.2 Особенности процесса
формирования представлений
1.3 Составляющие здорового образа жизни
2.1 Психофизиологические
особенности младшего
2.2 Возможности формирования позитивного отношения к ЗОЖ у младших школьников в процессе обучению естествознанию
2.3 Система приемов формирования потребности в здоровом образе жизни у младших школьников в процессе обучения
Список использованной литературы
Введение
Сложнейшее социально-экономическое преобразование, которое происходит в большинстве стран в последние годы, не могло не отразиться на состоянии здоровья современного человека. Главной особенностью его жизнедеятельности является противоречие между биологической сутью личности и социальными условиями ее существования, поэтому основной стратегии выживания следует признать осознанную деятельность по повышению адаптационных способностей человека, формированию потребности в здоровом образе жизни, устойчивой мотивации здоровье сберегающей жизнедеятельности. К факторам риска следует отнести, прежде всего, гиподинамию, несбалансированное питание, нервное перенапряжение и детренировку систем, обеспечивающих неспецифическую устойчивость (резистентность) организма.
Поэтому наука о здоровье человека, о путях его сохранения и укрепления должна быть интегральной и базироваться на экологии, биологии, медицине, психологии, педагогике, философии, социологии и других. Главным объектом ее исследования является человек здоровый, но живущий в сложном и противоречивом мире, насыщенном стрессовыми ситуациами, возникающими при резких изменениях параметров биосоциальной среды.
Здоровье - весьма всеобъемлющее, многозначное слово. Здоровье человека, взрослого или ребенка, школьника или студента - это неотъемлемая часть полноценной жизни, чистой, радостной, успешной, без болезней и страданий, той жизни, которой только достоин человек. Здоровье каждого- это общественное достояние. Здоровье в настоящее время, к сожалению, есть не у каждого. Это единство физических и духовных качеств человека, важнейшими предпосылками которых является формирование правильного характера, развитие инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей. Все мы знаем, что «в здоровом теле - здоровый дух». Эта общеизвестная фраза имеет широкий многогранный смысл. Она говорит нам о том, что в человеке все должно быть здоровым, прекрасным и чистым - тело, и дух. И то и другое одинаково важно. Не может быть ни здорового тела без здорового духа, ни здорового духа без здорового тела. О здоровье надо, заботиться всесторонне.
Жизнь наша сейчас заставляет нас умнеть очень быстро. Мы все больше и больше узнаем о мире, о себе - с каждым днем умнеем. Во всяком случае, должны мудрить, если только хотим не просто выживать, а нормально и полноценно жить.
Первые познания о здоровье ребенок получает в семье, а затем в школе.
Проблема здоровья детей в настоящее время настолько актуальна, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее - их физическое состояние или обучение?»
Всего лишь 3% подростков, обучающихся в школе, являются здоровыми, 20-25% приходят в школу нездоровыми детьми, 20-25% имеют нервно-психические расстройства, 4% - с нарушениями зрения, 80-90% с кариесом.
Причина такого положения - это, прежде всего несоблюдение элементарных гигиенических норм и рекомендаций: нерациональное питание, нарушение сна, нерациональный режим дня и учебных занятий, малоподвижный образ жизни, пренебрежение занятиями физкультурой и спортом, неправильная осанка при выполнении домашнего задания, несоблюдение правил освещения, недостаточное пребывание на свежем воздухе, постоянное перегревание, употребление лекарств.
Ситуация тревожная. Все пытаются отыскать в школьной жизни детей ту «золотую середину», когда ученики и ума-разума набираются, и здоровье не теряют.
Кардиохирург с мировым именем, лауреат многих государственных и международных премий, академик Н.М. Амосов писал: «Развить и сохранить здоровье ребенка проще, чем взрослого. В детском организме еще действуют программа активности, которая является необходимым элементом роста».
Научить младшего школьника следить за своим здоровьем, сохранить и укрепить его может и должен учитель начальных классов. Он может активно влиять на формирование здорового образа жизни у учащихся непосредственно на уроках математики, русского языка, уроках труда, уроках ИЗО, уроках музыки, а не только на уроках естествознания. Дети испытывают к первой учительнице особую привязанность, стараются делать все то, что она скажет.
В настоящее время в России реализуется ряд государственных программ, в которых рассматриваются вопросы формирования жизненных навыков, здорового жизненного стиля. Для начальной школы это программы «Школа безопасности» А. Усачева, «Физическое развитие и психическое здоровье», «Педагогика здоровья» и другие.
Эти программы отошли от традиционного назидательного, информационного стиля. Они делают акцент на развитие собственного «Я» ребенка, на формирование осознанного отношения к собственному здоровью, в частности навыка самоконтроля своих действий.
Реализация программ гигиенического воспитания младших школьников в обучении внесет качественные изменения в формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни. Вместе с тем следует признать, что теоретические и практические аспекты по данной проблеме остаются еще не исследованными до конца и требуют дальнейшей разработки. Поэтому формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни у школьников и разработка эффективной педагогической системы, направленной на укрепление здоровья школьников, является весьма актуальной проблемой.
Объектом исследования является процесс формирования здорового образа жизни у младших школьников.
Предметом исследования являются методы и средства формирования потребности к здоровому образу жизни младших школьников.
Цель исследования: теоретическое обоснование методов и приемов способствующих эффективному формированию потребностей к здоровому образу жизни младших школьников.
Задачи исследования:
При решении указанных задач использовались следующие методы: теоретико-методологический анализ литературы, синтез, обобщение и сравнение точек зрения на проблему различных авторов. Изучение передового педагогического опыта.
Методологической основой исследования явились: медицинские, валеологические, психолого-педагогические идеи и учения о теории гигиенического воспитания. Этой проблемой занимались такие крупные исследователи как Н.М. Амосов, А.У.Усачев, В.И. Осик.
1.1 Анализ литературы по исследовательской работе
Проблема здоровья интересовала многих педагогов. В.А. Сухомлинский утверждал, что "Забота о здоровье ребенка - это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества".
Отечественными учеными отмечалось, что ЗОЖ выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний — первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях (В.К. Бальссвич, П.А. Виноградов, Н.Д. Граевская, А.В, Сахно, Т.Н. Сулпмцев, В.Д. Чепик, А,С. Чубуков и др.). ЗОЖ зависит от:
-объективных общественных условий, социально-экономических факторов:
- конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;
-системы ценностных отношении, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.
"Группа авторов монографии
«Формирование здорового
Авторы монографии выделили три основных компонента здорового образа жизни: I) объективные общественные условия; 2) конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать здоровый образ жизни; 3) система ценностных ориентации, направляющих сознательную активность (Ю.В. Валентин, А.В. Мартыненко, В.А. Полесский и др.).
Ю.П. Лисицин и Г.И. Царегородцев дают следующее определение: «Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни ». Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, органически присущую обществу и направленную на заботу о людях.
В основу ЗОЖ, по мнению Д.А. Изуткина, следовало бы положить ряд основных принципов:
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: "...состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
По мнению С.В. Попова "Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией и кроме того, что это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации".
А.Я. Иванюшкии предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья: 1) биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации;
2) социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру;
3) личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как "стратегия жизни человека".
Итак, многими специалистами здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты.
1.2 Особенности
процесса формирования
В законе РФ «Об образовании» (ст. 2) среди принципов государственной политики в области образования первоочередным назван принцип гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» определено, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Однако исследования последних лет показывают, что около 30-35 % детей приходит в 1-ый класс с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья. Среди выпускников школ уже более 80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что образовательные учреждения здоровье детям не прибавляют, а даже наоборот. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков - проблема комплексная, и сводить все аспекты ее только к учебному заведению было бы неправильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости учащихся убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет число болезней дыхательных путей, патологий органов пищеварения, нарушение осанки, заболеваний глаз, пограничных нервно-психических расстройств. Подобные состояния здоровья результат таких педагогических факторов, как: